Найти в Дзене

Пишем квест: засечки, причины и следствия

Оглавление

Квест героя (не только в фэнтези) интересен тогда, когда путь сложен, полон неожиданных приключений, ведь цели, как правило, известны с самого начала.

🔴 ЗАСЕЧКИ В КВЕСТЕ

На пути героя в квесте всегда есть обязательные засечки – своеобразные ситуации, из которых он должен выкрутиться, или задачи, которые он должен решить. Эти засечки, как правило:
► помогают герою;
► мешают герою;
► раскрывают особенности его характера;
► снабжают необходимыми инструментами, знаниями и прочим;
► продвигают или отдаляют от цели поиска.

Видов засечек много:
► встреча с кем-то,
► нахождение (или обретение) чего-то важного для дальнейшего пути,
► освоение чего-то, получение знаний,
► «вхождение» героя в линию персонажа,
► потери,
► неожиданные проблемы,
► разного рода отвлечения от цели,
► обманные ситуации,
► любого рода препятствия,
► природные катаклизмы,
► почти безвыходные ситуации и т.д. Список можно пополнять самостоятельно.

Авторов фэнтези часто упрекают в шаблонности засечек: герой находит друзей и врагов, сталкивается с магией или сам становится магом; обязателен хотя бы намек на любовную историю, неизменно ставится вопрос если не о богатстве, то хотя бы о «денежной» возможности путешествия; тут и там мелькают неожиданные находки, равно как и подстерегают непредсказуемые потери.

Ничуть не протестую против такой шаблонности! А как иначе-то? О чем бы ни писали авторы, все равно от человеческого мышления не убежишь, даже если герой – инопланетянин.

Потребности у героев тоже человеческие: ему нужно есть и спать, иметь крышу над головой, хотя бы условную, где он мог бы чувствовать себя в безопасности, ему нужны друзья, разделяющие помыслы и создающие окружение, нужна любовь (удовольствие, размножение), нужны деньги (или их эквиваленты), оружие, инструменты для обмена. Понятно и стремление героя к благополучию, творчеству, счастью. Путь назад – короткий. Это тоже шаблон, против которого трудно протестовать просто потому, что цель достигнута и необходимости показывать обратную дорогу нет. В лучшем случае герой «пробегает» по знакомым местам и радостно встречается с потерянными друзьями или врагами. Это нормально, на мой взгляд.

✅ Важна не сама ситуация или задача, а то, как все происходит, как герой выпутывается и какими способами решает проблему. Вот тут шаблонность «убивает» подчас даже хороший язык и стиль. Из книги в книгу кочуют стереотипы, о которых мы рассуждали. Да и еще тысячу можно вспомнить: спас кого-то – приобрел друга; прохожий с закрытым лицом – потенциальный враг; девушка, встретившаяся по дороге – будущая любовь; суд и тюрьма – несправедливы; документы отсутствуют как факт; нужны новые сведения – получишь в первой же таверне; тяжкие раны лечатся магией; драконы – чтобы летать на них и жарить огнем… и т.д., и т.п.

🔴 ПРИЕМЫ УХОДА ОТ ШАБЛОНОВ

Есть приемы, которые помогают уйти от шаблонности.

1️⃣ Прием «Ищем альтернативные способы»
Чем нестандартнее ведет себя герой, чем более непривычны, непредсказуемы те способы, которыми он пользуется, тем больше интерес к произведению. Что делать автору? Искать, отбрасывая первую пришедшую в голову мысль. (Как вот в психологии: известный русский поэт – Пушкин, девяносто процентов скажут так. Ан нет, почему бы и не Вознесенский?)

2️⃣ Прием «Достоверность на стыке реальности и фантазии»
Все важно, когда придумывается мир фэнтези: имена, названия, детали, языки, одежда и законы…
Придуманный мир должен быть достоверным. А достоверность часто возникает на стыке реальности и фантазии. Похожесть создает у читателя ощущение причастности, понимания происходящего, читатель видит знакомые проблемы в незнакомом, но очень похожем социуме. Фантазия же рождает ожидание чудес, неожиданных поворотов, невероятных событий, необычных возможностей решения задач. Именно на таком стыке осуществляются мечты читателя, его отождествление себя с героем. Этот прием сегодня с успехом используется и в кинематографе.

3️⃣ Прием «Достоверность на основе юмора»
Еще один прием создания достоверности – это использование юмора,
иронии, даже пародии и гротеска, своеобразное подшучивание над реальностью. Я бы здесь вспомнил Пирса Энтони с его квестами по Ксанфу. У Пратчетта в «Плоском мире», к примеру, этот прием вообще гиперболизирован – вспомните наивного Двацветка или «наоборотного» Ринсвинда, когда автор чуть ли не издевается над нормальным положением вещей и отношений.

Увы, в квестах и тут хватает «топорных» шаблонов.

Как правило, герой пускается в путь в очень удобное для автора время года. «И под каждым вот кустом ему готов и стол, и дом» (прощу прощения за искажение оригинала). Мелькают в книгах одинаковые таверны и постоялые дворы… Да, без этого иногда не обойтись, ну тогда нужно проявить фантазию.

Убогие описания местности, проторенные везде дороги, неадекватно ведущие себя лошади и другие транспортные средства, одноликие замки и развалины, отсутствие всяческих границ между странами, города, непременно обнесенные стеной, даже если врага отродясь не существовало, русская кухня в «Мордоре», средневековые корабли, неизменный плащ (при полном отсутствии трусов, наверное, вообще – смены белья), непременный сундук для хранения вещей (тех же трусов и плаща), обязательный нож (кинжал, меч), – можно бесконечно вспоминать.

Когда герой – девушка, еще интереснее. Она, как и герой мужчина, редко моется, не пользуется косметикой, зеркалом, не говоря уж о том, что критические дни и средства для них отсутствуют как факт. А еще они не беременеют, когда занимаются любовью просто так – для здоровья.

В снимаемых комнатах – всегда неудобно и клопы.
Информация везде и всегда.
Медицина забыта, в лучшем случае у героя есть одно средство от всех болезней (как матушкин бальзам у героя А. Дюма).

Я не против шаблонов, я против «топорных» шаблонов.

4️⃣ Прием «Сохраняем логику»
Где достоверность, там и логика.
Или наоборот?
Я о том, что для всего должно быть логическое (не путать с магическим!) объяснение. Если писатель не может объяснить, почему происходит то или иное событие, не видит причинно-следственных связей, не понимает, с чего вдруг на пути героя возникает нечто, что мешает или помогает, то стоит ли писать такие сцены?

Вы скажете, что есть ситуации, которые трудно объяснить логично? Например, обвал в горах – природный катаклизм. Ну вот так случилось и все.

Все помнят строчку из песни «нормальные герои всегда идут в обход»? Конечно! И часто квест именно такой – герой постоянно сворачивает с прямого пути. Если героя понесло в горы, логично, что может случиться обвал.
Кстати, не забываем, что слова про «в обход» принадлежат Бармалею, а уж его-то никак не назовешь положительным героем.
Глупцы, героев строя,
Бросаются вперед,
Нормальные герои –
Всегда наоборот.
И мы с пути кривого
Ни разу не свернем.
А, надо будет, снова
Пойдем кривым путем!
(«Айболит-66»)

Меня всегда умиляют неожиданно возникающие на пути героя комфортные места для отдыха – таверны, постоялые дворы и пр. Кому ж в голову пришло открыть таверну там, где не ступала нога человека? Герой – первый путник в этих местах. Однако даже такое явление можно объяснить: к примеру, таверна для отвода глаз, а на самом деле это приют для беглых преступников. Опять же, будет логично, что герой тут найдет не отдых, а опасное приключение.
Чтобы герой остановился в таверне у черта на куличках, у него должны быть веские причины. Скажем, он или один из спутников тяжело ранен.

Причины и следствия ситуаций не так-то просто придумать.
Напомню основные правила:
► каждый эффект вызван предыдущим действием;
► причины бывают 1) необходимыми, 2) достаточными, 3) способствующими;
► причины бывают внешними и внутренними;
► причины бывают 1) полными (наличие всех обстоятельств, определяющих следствие) и 2) специфическими (появление ряда наиболее значимых обстоятельств);
► у события может быть несколько причин (второстепенных), одна из которых является решающей (основной), чтобы событие произошло;
► причины и следствия проявляются в определенных условиях;
► одна причина может иметь множество последствий;
► следствие может быть мгновенным и отложенным во времени;
► причина должна быть весомой. Желание, прихоть героя к таковой не относятся и часто являются причинными заблуждениями;
► причина должна быть еще и неоспоримой, то есть не оставлять герою выбора.

Посмотрите еще раз на нашу ситуацию. Герой решает остановиться в сомнительном месте, поскольку один из спутников тяжело ранен, дальнейшее продвижение невозможно, выбора нет. Если герой умен, то предвидит последствия, потому предпримет ряд действий: выставит охрану, не будет «светить» деньги, подготовит оружие и т.д.
Читателю интересно, потому что он, зная уже об этом месте, понимая причину и возможное следствие, считает ситуацию почти безвыходной для героя. Интрига! Такие «вилочки» и создают увлекательные повороты сюжета.
Как же герой выпутается из этой ситуации? Лично у меня идея есть, а у вас? Поделитесь в комментариях.

Итак, альтернативность, достоверность, логика – «три кита» не только для квеста. Не менее важен сам герой. Об этом – далее.

Все статьи в подборке "Жанры"
Статья
на сайте
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература