Девелоперская компания Брусника продолжает активно развивать в Новосибирске «Евроберег». Будет ли в нем построена еще одна новая школа? Улучшится ли ситуация на дорогах? Какие дальнейшие планы по развитию микрорайона? Об этих и многих других аспектах, волнующих жителей «Европейского берега», рассказал ПАВЕЛ РОГОЖНИКОВ, технический директор Брусники в Новосибирске и по совместительству один из первых жителей «Евроберега».
— Павел, главный вопрос, который волнует как жителей микрорайона, так и тех, кто интересуется прибрежной зоной: какие планы по дальнейшей застройке?
— Я так понимаю, вопрос касается в первую очередь застройки территории промплощадки и ее возможной передачи другому застройщику. К счастью, Бруснике удалось выкупить территории, и в ближайшие годы начнется строительство новых очередей на Большевистской улице и у реки. Старый пешеходный мост через Большевистскую планируем интегрировать в новый проект, что должно позволить ему стать удобнее и безопаснее.
Знаю, что жителей беспокоит плотность застройки этого участка, — могу сказать, что мы соблюдаем баланс и не выходим за нормативы.
Да, застройка здесь довольно плотная, но для жителей это скорее плюс: вся необходимая инфраструктура находится в шаговой доступности. Если говорить о месте для прогулок и проведения досуга, благодаря сложившейся и будущей планировке района у жителей будут аллеи и бульвары внутри и между кварталов, а также возможность гулять на набережной — путь займет всего несколько минут благодаря сквозным проходам.
— Набережная в ближайшее время будет меняться и достраиваться?
— В нашей концепции набережная должна стать центром притяжения. Совсем скоро, после сдачи паркинга, мы оборудуем площадь, которая во время праздников станет полноценной локацией для общего сбора, а в будни — местом, где просто приятно провести время. Другая ожидаемая локация — ступени, ведущие от площади к реке, где можно будет отдохнуть, наслаждаясь видами на воду. Сделаем трехметровый понтон, с которого удобно будет выйти на реку на сапе. Если говорить о более отдаленной перспективе — есть идея плавучего пирса, подходящего для проведения различных мероприятий, а в дальнейшем может появиться речное такси, которое даст возможность добираться куда угодно и прямо от дома.
— Будет ли набережная в дальнейшем продлена до Речного вокзала?
— Свои обязательства и работы мы выполним в полном объеме, затем всю инфраструктуру передадим муниципалитету. Насколько нам известно, представители второй очереди жилого комплекса «Марсель» обустраивают набережную, которую также передадут на баланс города. С остальной частью, где находятся лодочная станция и различные заведения, будет сложнее, но думаю, что в перспективе и этот вопрос будет решен.
— Какова судьба дамбы к острову Высокий?
— Решение по развитию островов должно приниматься мэрией города совместно с их правообладателями. Русло протоки вдоль «Евроберега» засыпать никто не собирается — мы уже провели исследования и рассматриваем возможность проведения мероприятий, чтобы у набережной была вода.
— Как обстоят дела с социальными объектами? Что будет построено в новой очереди?
— Уже выделен участок под новую школу, мы ведем необходимые расчеты. Это будет проект, разработанный специально для нашего района. Рассматриваем многофункциональную концепцию, когда днем в школе учатся дети, а вечером проводят время взрослые. Подобный опыт уже реализован в Москве, думаю, что и у нас получится организовать нечто подобное. Кроме того, в планах 25-метровый бассейн, который расположится между двух башен. Сейчас также ведутся переговоры с компаниями, которые в дальнейшем занимались бы обслуживанием объекта.
— Давайте обсудим то, что уже удалось реализовать, — речь о соседском центре…
— Его создание стало в какой-то степени экспериментом. У нас уже есть подобные проекты в подмосковном Видном и Тюмени, но там они работают на коммерческой основе. Здесь же мы решили передать помещение в пользование жителей и посмотреть, как все будет функционировать в таком виде. Мне кажется, что идея себя оправдывает: место стало центром притяжения для жителей района — здесь они работают, общаются, проводят встречи, мероприятия и просто отдыхают. Судя по обратной связи, жители довольны проектом.
— Раз уж речь зашла об обратной связи — всегда ли Брусника ее слышит и принимает во внимание?
— Мы благодарны жителям за конструктивную обратную связь, она позволяет компании развиваться. Мы всегда устраняем недостатки, обнаруженные при сдаче домов. Порой спорные моменты возникают из-за того, что мы стремимся сделать что-то новое и необычное, вносим корректировки в проект. Так, при старте продаж в доме № 32 несколько скорректировали фасад, и люди бонусом получили балкон с панорамным остеклением. Бывают также и отрицательные примеры, к сожалению, которые после решаем с собственниками. Конечно, в процессе работ возникает ограничение из-за инженерных сетей, и площадь съедается. От этого не уйти, ищем компромисс и стараемся решить ситуацию на хороших условиях для собственников.
— Не всегда жители могут понять, сколько ресурсов было вложено в тот или иной объект и какая идея была в нем заложена. Какие важные особенности в сданных в последнее время объектах вы могли бы выделить?
— Скоро появится коворкинг, который займет три этажа в паркинге-скале. Конечно, можно было бы построить просто парковку, но решили сделать здание функциональным и привлекательным для всех, а не только для владельцев автомобилей. Теперь это уже полноценный арт-объект с огромным количеством стекла и террас. Помимо применяемых нами технологий, дизайнерских решений, важно и то, что в «Европейский берег» стремится попасть много интересных компаний, которые формируют экосистему микрорайона. Большое количество сил и средств вкладываем в озеленение: постоянно высаживаем новые деревья, заботимся о тех, что уже есть. Ежегодно растения доставляются из европейских питомников. С российскими поставщиками тоже работаем, но мало кто справляется с необходимым нам объемом взрослых растений.
— Давайте поговорим о ситуации на дорогах…
— Действительно, здесь есть что обсудить. Один из насущных вопросов — поворот от Владимира Заровного на 2-ю Обскую (бывшую Водонасосную). Она заасфальтирована. Сроки затянулись в связи с тем, что никто из подрядчиков не брался за работу за ту сумму, которую выделил муниципалитет. Со своей стороны мы сделали все возможное и выделили дополнительное финансирование, так что вскоре работы завершатся и на углу первой очереди, также будет выполнен пешеходный переход без перепадов. В данный момент дорога по улице Владимира Заровного выполнена в черновом варианте, чистовой слой еще предстоит положить в будущем, за чей счет это будет сделано в ближайшие годы, уточняется. Знаки дорожного движения, запрещающие въезд грузовым автомобилям на территорию микрорайона, пешеходный переход, главная дорога на повороте с Заровного на 2-ю Обскую и искусственная неровность на подъеме к ул. Большевистской будут в течение месяца установлены.
— Как улучшить движение по микрорайону, когда машин становится все больше?
— Со своей стороны застройщик делает все необходимое — во всем районе предусмотрены проезды для спецтехники. Другое дело, как все выглядит в реальности: жители сами игнорируют правила, запарковывая проезды. И дорога, которая по факту является двухполосной, сужается для одной полосы. Планируем сделать проезды односторонними — это должно решить спорные моменты и исключить ситуации, когда машины не могут разъехаться.
Тех, кто игнорирует правила, нужно привлекать к ответственности и общественному порицанию, — порой даже этого хватает, чтобы человек понял, что он сделал неправильно.
Знаем и о сложностях, которые вызывает узкий проезд у 26-го и 32-го домов — здесь в ближайшее время перенесем ограждения, добавив ширины для движения.
Другой насущный вопрос — разгрузка товаров у компаний сферы ритейла. Сейчас обсуждаем с УК различные решения, в том числе обговариваем вариант со съемными ограждениями, которые работники будут убирать на момент приемки, а после — устанавливать обратно. Это должно уменьшить число ситуаций, когда часть дороги бывает блокирована для проезда.
Не все наши инициативы заканчиваются успехом, например, мы выделили место для стоянки такси, чтобы было удобно вызвать автомобиль и садиться с одного и того же места, но, как показала практика, этот эксперимент провалился. Может, в будущем культуру привить и получится, но нужно время.
— Паркинги позволят решить вопрос с загруженностью улиц?
— Безусловно, в полной мере это не решить, необходимо развивать достойный общественный транспорт. Когда я был в Чаньше, на родине Мао Цзэдуна, меня поразил образ города-сада: на дорогах почти нет стоящих автомобилей, организованы подземные паркинги, порой в три уровня. Это удобно и для пешеходов, и для автомобилистов. Вообще в российском климате подземный паркинг — отличное решение. Когда в машину комфортно садиться в любую погоду. Мы непрерывно улучшаем паркинги в районе, но главные задачи остаются неизменными: это удобство и безопасность. Все наши паркинги оборудованы системами пожаротушения и позволяют жителям не беспокоиться за оставленный автомобиль.
В новых очередях проработаны многие моменты: повсюду установлена навигация, ненавязчиво, но доходчиво подсказывающая маршрут.
Немаловажна и эстетика, ведь паркинг — тоже часть дома и среды, где живет человек, а также перемещается по ней, например, во время непогоды или в кладовые.
— Давайте обсудим другие моменты, влияющие на комфорт жителей. Как обстоят дела с доступной средой в районе?
— С каждым сданным домом мы учимся и улучшаем доступную среду. Практически во все помещения можно без препятствий попасть людям с инвалидностью и родителям с детьми в колясках. В микрорайоне живет много ребят, передвигающихся на инвалидных колясках, и даже зимой у них нет препятствий для комфортного перемещения.
Важно добиваться от подрядчиков того, чтобы перемещения по территории дома и внутри не имели преград. Например, такие решения уже реализованы в доме № 132 на Большевистской улице.
Если уже после завершения строительства обнаруживаются какие-то моменты — обязательно их переделываем. Так было с лежачим полицейским, заодно выполняющим функцию пешеходного перехода, через Владимира Заровного. Там часто скапливалась вода и мешала нормальному движению — в итоге исполнитель все исправил.
— Перейдем к более прикладным моментам. Что делает Брусника для снижения затрат на энергопотребление в жилых домах?
— Мы следим за рынком и применяем решения, которые подходят нам как по климату, так и по практичности. Например, большая часть фасадов домов «Евроберега» выполнена по принципу термоса: снаружи — мокрая штукатурка, а под ней скрыты сэндвич из утеплителя и стены из базальта. Такое решение позволяет аккумулировать тепло в холодную погоду, накапливая его днем, а летом — дает прохладу. По собственному опыту могу сказать, что с момента переезда в одной из комнат вообще не включал батарею — просто регуляторы выставлены на комфортную температуру.
Из других альтернатив — использование термальных тепловых насосов. В настоящее время проект на стадии обсуждения, потому что, несмотря на множество плюсов, их установка требует огромных трудозатрат на проведение исследований и строительство необходимых коммуникаций.
— С отоплением все понятно, обсудим подтопления…
— К сожалению, подтоплений избежать не удается. В основном это происходит на нижних этажах — каждый случай детально исследовали, получили заключение о негативном влиянии состава воды (хлора), давления и температуры. Где нужно, меняем коммуникации на новые, а в новых домах переходим на оцинкованные трубы, позволяющие исключить подобные инциденты.
Также хотелось бы напомнить о том, чтобы люди не забывали о гидроизоляции в санузлах и ванных комнатах. Важно не пренебрегать правилами пользования общедомовыми сетями и не утилизировать мусор в канализацию, что рано или поздно, но приведет к коммунальным авариям. При долгом отсутствии не забывать перекрывать воду или использовать автоматические системы контроля утечек.
— Столкнулись ли вы со сложностями из-за санкций? Все ли материалы и оборудование, заложенные в проекте, по-прежнему доступны?
— Основной материал у нас российского производства, поэтому особых трудностей не ощутили. Некоторые позиции привозим из Китая, например, лифты Koyo, Otis. Ищем альтернативные логистические пути поставок. Да, порой выходит дороже, но таковы реалии, и качество от этого не страдает.
— Вы работаете в компании Брусника и одновременно являетесь первым жителем «Европейского берега». Соответственно, вы не только наблюдаете изменения, которые происходят с микрорайоном, как житель, но и сами принимаете в них непосредственное участие как застройщик. Как это влияет на ваше восприятие «Европейского берега»?
─ Вообще создавать что-то хорошее, приносить пользу для людей, для города, когда проделанная тобой работа радует глаз и пользуется спросом, приятно.
В самом начале освоения территории тут было мрачно, повсюду разбросаны шприцы, бродили люди явно не с благополучными намерениями. Когда построили первую очередь, с берега реки у промплощадки вывезли пять самосвалов с бытовым мусором, и это только с одного участка. Считаю, что когда сам живешь в том, что строишь, — это показатель качества. В районе живет много сотрудников Брусники.
Я заселился в 120-й дом, когда еще даже лифт не работал, пешком ходил на 11-й этаж, наверное, даже первым жителем был. С того времени район сильно изменился в лучшую сторону и продолжает меняться.
По сравнению с другими кварталами здесь привлекают целостность и близость к природе. У меня есть свой сап, и мы с товарищем катались по протоке, где можно ощутить себя будто джунглях, а это всего в паре минут от дома.