Выходные на диване
Вот и посмотрели мы модную новинку августа, киносказку "Баба Яга спасает мир". Мир такой тёмный, что даже Кащей в нём... тёмный.
Далее будет много спойлеров и вредных комментариев автора, поэтому если вы не видели фильм и хотите сохранить интригу, то статья станет вам в этом помехой. Но выбирать вам, друзья))).
Обращение к русскому народному творчеству в современном искусстве меня всегда привлекает. Я вообще люблю переосмысление традиционных мотивов, взгляд на них с позиции настоящего времени и т. д. Хотя приветствую этот ракурс только для взрослого зрителя, с уже сложившимся пониманием русских сказок такими, какими они являются изначально. Кащей - зло, Иванушка - добро. Это потом уже, с возрастом, придет понимание неоднозначности всего в мире. Но классические основы все-таки должны быть заложены в детстве.
В этой сказке мы увидим противостояние Бабы Яги и Кащея, где он как раз выступает привычным злодеем. Завязывает сюжет приключений мальчик Сенька, не верящий в сказки, но поневоле столкнувшийся с ними наяву. Вроде бы, неплохая завязка.
Но на этом начинается какой-то невнятный набор скучных и не всегда логичных действий героев. Появляются вопросы к их рассуждениям почти на каждом шагу. Я понимаю, что эта сказка направлена прежде всего на детскую аудиторию, и авторы (вероятно🙄) стремились не усложнять сюжет. В отличие от того же "Последнего богатыря", который и взрослым смотреть интересно. Но не настолько же халатно можно относиться к проработке истории, если в определенные моменты даже маленькие зрители недоумевают, в чем вообще смысл того или иного поступка, или почему вообще Кащей стал злым (ответ - вот буквально на пустом месте).
Конец сказки, когда все победили и вроде бы УРА, тоже удивил - зашивали-зашивали прореху, а в конце грустили, как печально, что это удалось. И какое счастье, что это все-таки не до конца удалось, и зло по-прежнему наравне с протогонистами может скакать туда-сюда между мирами.
Ладно, не с того я начала! Ведь по правилам вежливости нужно сначала отметить положительные моменты, а потом уж ругать!
Хорошего немало. В первую очередь мне понравилось музыкальное сопровождение - песни на русском языке, мелодии из сказок нашего детства. В "Последнем богатыре" меня вот немножко напрягало присутствие в славянском фэнтези англоязычных заморских песенок.
Красивые костюмы и образы. Прекрасный актерский состав. Взрослый.
Дети в фильме (а их всего трое) откровенно опечалили. Нет игры, нет выразительности, просто симпатичные мордашки, по команде режиссера двигающиеся в нужную сторону. Наличие друга главного героя Сеньки вообще вызвало недоумение - так и не поняли, для чего мальчик появлялся дважды (аж!) в кадре.
Но вернемся к взрослым персонажам, которые и двигали сюжет. Актеры замечательные, искренне люблю творчество каждого из них.
Но... Да простят меня поклонники... Исключительно моё личное мнение...
Почему главные герои, которые должны быть красивыми и молодыми (и по ожиданиям зрителя, и по логике сказки, ведь кое-кто питается молодильными яблоками!), оказываются таким старыми😫😫😫!
Иван - Ян Цапник.
Замечательный актер. Но с лицом уставшего и побитого жизнью мужика. В сказке, на минуточку, это состоятельный практически аристократ, живущий на молодильных яблоках!
Марья - красавица Глафира Тарханова.
Очень люблю её за внешнюю красоту и внутреннюю нежность, мягкость. Но то ли гримм плохой, то ли годы все-таки берут свое, но в этой роли она выглядит откровенно тётенькой, а не девушкой... Ей бы маму героини играть, а не саму Марью... Иногда и не поймешь, кого в фильме считать красавицей, Ягу или Марью:
Вот кто стопроцентно попал в образ со всех ракурсов, так это Людмила Артемьева (собственно, Баба Яга) и Олеся Железняк (Кикимора). Умницы, приятно было смотреть на протяжении всех минут фильма.
Красивейший Леший - Алексей Дмитриев. Этот актер вообще меня поражает своей фактурностью👍. Здесь на своем месте))). Единственно, что коробило - что дали ему одну единственную фразу на всю сказку, и ту нужно было повторять с тупым однотонным выражением. Наверное, сценаристы решили так остроумно дать отсылку к Груту и прочим Мстителям.
Но в самое сердце меня поразил Кащей.
Как это воспринимать?... Это откровенный стёб над современными реалиями, насаждаемыми прогрессивным обществом и прочими нетфликсами, или все-таки этакое искреннее режиссерское видение образа???
Кащей - Григорий Сиятвинда.
Милый, чудесный актер с добродушными мягкими чертами лица. Замбийского происхождения. Что придает изюминку всем его ролям. Но почему Кащей-то😢???
Постмодернизм, переосмысление образов и всё такое - понимаю, иной раз даже поддерживаю! Но есть же архетипы, которые должны оставаться незыблемыми??? Считаю, Кащей - один из них. Это бессмертное тощее демоническое существо, бледно-осунувшееся, именно этими чертами он и показывает свою злую сущность. Ну или же холодный аристократический красавец... Ещё допустила бы внешность смуглого с носиком-картошкой и пухлыми щечками Кащея, если бы он предстал "переосмысленным" добрым персонажем. Но неееееет, повторю, в этой сказке Кащей - классическое зло....
Ну что, хватит нытья и ругательств?
А, нет, еще не проехалась по спецэффектам и графике - простенько и простенько. Но тут не буду судить, фильм детский, малышам этого, возможно, и достаточно для создания образа сказки.
Вообще, отметила множество сюжетных узелков, где можно было бы развернуться и как-то ярче и юмористичнее подать. Ведь Яга попадает в современный мир, столько неожиданностей и незнакомых пугающих реалий и ситуаций! Но нет, как-то пресненько ходит она по современной Москве, лишь слегка удивляясь и быстро во всё вникая, как будто не тысячу лет не контактировала с несказочным миром, а всего годков десять сидела в глухой деревне и просто выбралась наконец-то в город.
В общем, впечатления от фильма неоднозначные.
Тема - хорошая, любимая мной, актеры замечательные, приятное времяпрепровождение на полтора часа. И не более.
Для детей - слишком перевернуты классические добрые сказки. Для взрослых - слишком примитивный, откровенно неинтересный нецепляющий сюжет...
Рекомендую? - Промолчу, решать вам🤪.