Найти тему
Военная платформа - СМИ

Истребители F-35 и Rafale не могут удовлетворить внутренний и внешний спрос

И американский истребитель-невидимка F-35 Lighting II, и французский Rafale — два наиболее массово производимых истребителя в западном мире — сталкиваются с обширными трудностями в цепочке поставок. Эти проблемы мешают их способности быстро выполнять как внутренние, так и международные заказы.

F-35 Lightning II Королевских ВВС, F-15E Strike Eagle ВВС США и Dassault Rafale ВВС Франции во время учений - Фото: Senior Airman Luke Milano/Zuma/TASS
F-35 Lightning II Королевских ВВС, F-15E Strike Eagle ВВС США и Dassault Rafale ВВС Франции во время учений - Фото: Senior Airman Luke Milano/Zuma/TASS

Несмотря на то, что масштабы производства F-35 превосходят масштабы производства любого другого западного класса истребителей, по прогнозам программа не достигнет цели 2021 года более чем на 50 единиц. Цель этого года — 156 истребителей — значительно ниже первоначальных планов производства.

Этот дефицит оказывает волновое воздействие на ВВС США. Первоначально планировалось получать 110 F-35A ежегодно. Однако реальность такова, что в этом году ВВС вряд ли смогут достичь своей резко сокращенной цели в 48 истребителей. Сокращение производства F-35 во многом связано с проблемами, связанными с обновлением программного обеспечения самолета.

Между тем, J-20 — единственный другой серийно выпускаемый истребитель пятого поколения — демонстрирует резкое увеличение поставок ВВС Народно-освободительной армии Китая. Ожидается, что в этом году будет поставлено 80-100 истребителей, а прогнозы указывают на поставку около 120 в 2024 году. Это резко контрастирует с производственными проблемами, преследующими программы F-35 и Rafale.

Несмотря на сокращение поставок в 2023 году, производство F-35, которое поддерживает более 20 клиентов, остается недостаточным для модернизации флотов Соединенных Штатов и их партнеров по безопасности желаемыми темпами. Эта ситуация была подчеркнута в июле финансовым директором Lockheed Martin Джеем Малаве, который отметил, что существенные инвестиции по всей цепочке поставок необходимы для значительного увеличения производства сверх текущего годового выпуска в 156 самолетов.

В то время как программа F-35 выиграла от новых иностранных заказов, которые привлекли значительное дополнительное финансирование и позволили ей превзойти менее конкурентоспособные европейские самолеты четвертого поколения в военных тендерах, совместимых с НАТО, для устранения некоторых факторов, ограничивающих производство, могут потребоваться годы. Одним из основных сдерживающих факторов является острая кадровая нехватка, особенно в США, где не хватает квалифицированных рабочих, способных производить истребители пятого поколения и сложную высокотехнологичную продукцию.

Этот недостаток является не только узким местом для производства, но и имеет более широкие последствия для производства, побуждая к дальнейшему аутсорсингу передового производства в такие регионы, как Восточная Азия. Ситуация подчеркивает проблемы, с которыми сталкивается отрасль, чтобы не отставать от спроса на передовую военную технику, и острую потребность в решениях для расширения производственных возможностей.

Будучи одним из немногих западных истребителей, получивших существенные заказы в недавнем прошлом, французский Rafale столкнулся со все более сложной ситуацией. Обострение кризиса в цепочке поставок стало серьезным препятствием в производственном процессе, усложнив выполнение заказов. Dassault Aviation, компания, разработавшая истребитель, в середине июля выразила обеспокоенность, заявив, что эти трудности сказываются на разработке и производстве их самолетов как раз в тот момент, когда существует острая необходимость ускорить производство для выполнения своих обязательств.

В настоящее время Dassault Aviation обрабатывает 160 заказов на истребитель Rafale. Основная часть этих заказов предназначена для экспорта, причем половина из них должна быть доставлена в Объединенные Арабские Эмираты в рамках грандиозной сделки на сумму 19 миллиардов долларов, подписанной в декабре 2021 года.

Однако Rafale не всегда пользовался такой популярностью. В первые годы своего существования этот истребитель постоянно проигрывал конкурентам, таким как российский Су-30 и американский F-15 и F-16, в тендерах от Алжира и Марокко до Южной Кореи и Сингапура. Ситуация еще больше ухудшилась с выходом F-35 на экспортные рынки в середине 2010-х годов. Это не оставило европейским самолетам практически никаких возможностей конкурировать с американскими самолетами по той же цене, которые были намного лучше в технологическом отношении и работали в своей собственной лиге.

С середины 2010-х годов на самолеты Rafale резко возросло количество заказов, особенно от государств, стремящихся получить западное вооружение по политическим причинам, но не способных приобрести желанные F-35. Большинство клиентов Rafale подпадает под эту категорию.

ОАЭ, например, отказались от F-35 после сопротивления давлению Америки с целью разорвать отношения с китайским телекоммуникационным гигантом Huawei. Точно так же Индия, Египет и Катар никогда не получали предложений по F-35. Стоит отметить, что продажи Rafale постоянно вызывают споры из-за повторяющихся коррупционных скандалов.

Несмотря на эти недостатки, Rafale имеет ряд преимуществ перед F-35. Они включают в себя меньше проблем с производительностью и надежностью, значительно более низкие эксплуатационные расходы и затраты на срок службы и, что наиболее важно, большую автономию в использовании самолета по западным стандартам. Соединенные Штаты печально известны своим строгим контролем за эксплуатацией своих истребителей, даже самолетов четвертого поколения.

Однако боевой потенциал Rafale меркнет по сравнению с аналогами. Маловероятно, что в обозримом будущем европейские государства смогут произвести истребитель, способный конкурировать с F-35 и J-20, если вообще когда-либо.

Проблемы с цепочками поставок, затрагивающие как F-35, так и Rafale, являются частью более обширной проблемы, от которой страдает западное высокотехнологичное производство в различных секторах. Эта проблема только усугубилась с началом кризиса COVID-19.

Ситуация становится еще более острой на фоне эскалации геополитической напряженности, поскольку противники Запада, а именно Китай, Россия и Северная Корея, добиваются значительных успехов в наращивании масштабов и совершенствовании производства своих передовых вооружений, в том числе истребителей.

Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Читайте также: Россия сбрасывает бомбы перед боевым вылетом