Найти тему
8,6K подписчиков

Переводом детей-диабетиков на новую марку инсулина взволнованы родители из ЕАО

В редакцию DVHAB обратились матери детей-диабетиков из ЕАО. Они жалуются на замену марки инсулина. До этого их детям выдавали новорапид, но теперь закупили ринфаст. Его выдают с июня. Первый препарат датский, но производится в Калуге, второй полностью отечественный. По словам одной из матерей, лекарства поменяли потому, что у них одинаковое содержание – аспарт. По закону врачи не имеют права выписывать рецепты по рыночному наименованию, поэтому на аукционе рассматриваются различные препараты с одним действующим веществом.

- Мы этот препарат не применяли, так как у моего ребенка дозировка меньше, чем в шприц-ручке, которую нам выдали. Если бы дали с шагом 0,5 единицы, возможно, бы и попробовали новый инсулин. Может, он и подошел бы, но дали с шагом в одну единицу. Как я могу ребенку вколоть дозировку больше положенного? Ринфаст выдавать начали с июня месяца текущего года, - рассказывает Альбина из Николаевки, мама мальчика, больного сахарным диабетом.

Теперь ей приходится покупать за свой счет новорапид. В месяц на него тратят две - три тысячи рублей. Ручку тоже можно самостоятельно купить за пять тысяч рублей или выписать ее из Китая. Однако она может не подойти к ринфасту. Альбина звонила в отдел закупок департамента здравоохранения правительства ЕАО.

- Я объяснила ситуацию. Сказала, что нужна либо ручка шагом 0,5 для этого инсулина, либо новорапид. Мне ответили, что я должна зафиксировать побочные эффекты на инсулине ринфаст, чтобы для нас закупили новорапид. Я объяснила, что не могу колоть большие дозировки этой ручкой. Они развели руками. Сказали, что ручек к ринфасту с шагом 0,5 нет. Не знаю, есть на самом деле ручка к этому инсулину, или нет. Как я поняла, в департаменте не знают этого тоже, - сетует женщина.

По ее словам, инсулины работают по-разному. У кого-то на ринфаст хорошая реакция. У другого пациента она может вовсе отсутствовать. Препарат подбирают индивидуально в стационаре. Наша собеседница и другие родительницы опасаются побочных эффектов, которые могут возникнуть при смене марок инсулина. Среди них аллергия и кетоацидоз - это когда инсулин не сбивает высокий уровень сахара. Самые тяжелые осложнения - кома и инсульты. Поэтому, по словам нашей собеседницы, переводить на другой препарат нужно под присмотром врачей. Только они могут оперативно понять, подходит лекарство или нет. На сахар влияют погода, стрессы и возрастные изменения.

- Я готова попробовать ринфаст. В этом проблемы нет. Она в том, что препарат закупили, а ручки с шагом в 0,5 нет. При этом по закону нас обязаны обеспечить расходными материалами, - говорит Альбина.

Повышенная дозировка инсулина опасна тем, что из-за нее сахар может снизиться слишком быстро и ребенок может впасть в кому. Также это может повлиять на глаза, работу органов и сосудов. Наша собеседница написала обращение в департамент здравоохранения ЕАО с просьбой либо выдать подходящую ее ребенку шприц-ручку, либо новорапид.

У Александры из поселка Кульдур диабетом болеет пятилетний сын. При этом она работает фельдшером на скорой помощи, у нее 14 лет стажа. Женщина недовольна самим фактом замены препаратов.

- Любой нормальный врач-эндокринолог скажет, что прыгать с инсулина на инсулин нельзя потому, что идет привыкание к новому препарату. Компенсация хорошая, поэтому оставляют как ребенка, так и взрослого на одном препарате. В случае плохой компенсации от нового инсулина последствия могут быть от забитых сосудов до риска возникновения инфарктов и инсультов в детском возрасте. Страдают глазное дно, ноги. Это называется нейропатия, ноги трясутся как у пьяного человека. Могут отказать почки. По закону детям применять препараты можно только после пятилетней проверки на взрослых людях. По той информации, которую я смогла найти, ринфаст ее еще не прошел. Возможно, встретила устаревшие данные, но других не было. Взрослые не так эмоциональны, как молодежь. Не реагируют так на погоду. Дети растут, у них гормоны, сахара неустойчивы. Поэтому подбирают один инсулин в больнице, и ребенок сидит на нем, - говорит Александра.

По ее словам, при переходе на новый инсулин первые трое суток ребенок будет жить с высоким сахаром. Так будет, даже если препарат подойдет, и это само по себе может спровоцировать кому. Поэтому меняют инсулин в стационаре под присмотром доктора. При этом в Биробиджане в больнице врач-эндокринолог приходящий, и под постоянным присмотром ребенок находиться не будет. Переходить на ринфаст вынуждены в домашних условиях.

- Я боюсь за здоровье ребенка. У него и так проблема с глазками, врожденный астигматизм, - говорит Александра.

Мама ребенка-диабетика из Биробижанского района по имени Яна сетует на то, что на новый инсулин переводят без осмотра и рекомендаций врача-эндокринолога. Женщина разговаривала по поводу замены препаратов с главой департамента здравоохранения ЕАО Валерием Жуковым. По его словам, новорапид для ребенка закупят, только если на ринфасте ему станет плохо и докажут, что это произошло из-за нового препарата. Кроме того, Яна обращалась в прокуратуру. В надзорном ведомстве заявили, что нарушений в действиях региональных властей по замене инсулинов не видят.

Женщина с другими мамами направила коллективное письмо губернатору ЕАО Ростиславу Гольдштейну, но ответа на него так и не получила. Они пытались попасть на прием к главе региона, но не смогли из-за того, что он часто находится в отъезде.

- В аптеке вместо новорапида предлагают ринфаст. Спрашиваю, как написать отказ? Мне ответили, что ставить эти рецепты на отсрочку запретили. Сказали: «Есть аспарт – берите, иначе рецепты просто сгорят». Мой ребенок теряет возможность получить инсулин, - говорит Яна.

DVHAB обратился за комментарием в департамент здравоохранения правительства ЕАО. Однако глава департамента Валерий Жуков находился в командировке. На данный момент ответ на наши вопросы мы не получили.

Напомним, случай заболевания корью зарегистрирован в Биробиджане. Заразившаяся приехала в областной центр из Москвы, где гостила у родственников. Ее госпитализировали в инфекционный стационар, за контактировавшими с женщиной также наблюдали врачи. Последний раз в ЕАО болели корью десять лет назад.

Иван Павлов, новости ЕАО на DVHAB