Я - часто летающий пассажир.
Весёлый, лёгкий (это я про характер) и не требовательный.
Но если составлять мой личный рейтинг авиакомпаний, то вот эта (назовём её У.) будет его замыкать. У меня ни разу не получилось просто долететь с ними, всегда задержки, проблемы, дискомфорт. Поэтому даже у меня при моей терпимости есть нелюбимчики.
Я избегаю эту авиакомпанию всеми силами, но по ряду причин в этот раз мы с детьми летели именно У.
Мне с утра было тревожно, но я убеждала себя: "Ну, они наверняка работают над улучшением качества услуг, и в этот раз мы долетим отлично".
Сначала так и было. Мы быстро зарегистрировались, прошли все досмотры, классно потусили в аэропорту.
Вылет был в 16-05, и в 15-30 люди выстроились в очередь на посадку у нужного гейта. В автобус мы вошли с некритичным опоздание: в 16. Ну, если посадку быстро провернем, то задержка вылета будет незначительная. Для У. это, считай, вовремя.
Уже в автобусе мы получили автоматическую рассылку в виде смс: "Авиакомпания незначительно перенесла рейс" и усмехнулись: "Ну да, мы заметили".
Мы ехали к самолёту в первом автобусе. Кроме нас - много маленьких детей и целый лагерь подростков. А еще женщина с милейшей собачкой (запомните её, мы к ней вернёмся).
А дальше всё пошло в худших традициях У.: в запертом автобусе, забитом пассажирами, мы простояли 40 минут. Нет, я не преувеличиваю. И никто ничего не объяснял. Какие-то расслабленные люди ходили по трапу, мы видели их в окно, водитель автобуса зевал, маленькие дети хныкали, выгибались, потные родители (мы все были потные) злились.
Мы летим на Балтику, там нас встречает моя сестра, она спросила в ватсапе:
- Ну чё там?
- Уже 40 минут стоим в запертом автобусе. Дети ноют.
- Твои?
- Нет. Не мои. Мои - дерутся, - шучу я.
Потом двери всё же распахнулись, и нас стали сажать на борт.
- Кажется, скоро взлетим, - оптимистично пишу я сестре.
Но потом мы всем салоном наблюдаем, как у еще не закрытой двери самолёта происходит какая-то драма. Туда ушли все стюардессы, там - капитан, какой -то мальчик рыдает. Нас заслонили шторкой, но мы всё равно видим.
- Руководитель группы детей, пройдите в начало салона, - говорит стюардесса.
Женщина с курчавыми волосами идет туда, к ним, за шторку.
Потом возвращается и сообщает притихшему салону: "Ну там такое! Ну там просто цирк! Ну вы не представляете, что там творится!"
В энциклопедии на букву "И" - интригантка - наверное, её фотография, блин.
Если честно, очень неприятно сидеть в самолёте, который и так задержался с вылетом, и не понимать, что там у них происходит. Курчавая женщина взяла документы и вернулась туда, в замес.
А мы, двести человек, сидим болванчиками.
И никто-никто не говорит нам ни словечка.
Проходит час. ЧАС!
Там, за шторкой, какая-то драма, санта-барбара, не доступная нам. И тут к трапу подъезжает полиция, омон - вооруженные люди, в бронежилетах и с собаками.
Ребят, ну комон, ну поговорите с нами, с пассажирами. Что, чёрт побери, происходит?
И тут... По салону ползёт слух. Пассажиры там, позади, сложили паззл.
Говорят: тут с нами летит (ну, как летит... собирается лететь) лагерь молодежный, дети лет по 12.
И вот в автобусе пока стояли, один игривый мальчик сказал, что вот было бы весело сказать стюардессе, что мы гангстеры, и у нас с собой оружие, и посмотреть, что будет.
Просто когда долго не пускают тебя на борт, мысли лезут нехорошие.
40 минут в автобусе мальчику хватило, чтобы продумать свой "смешной" план в мелочах.
И при входе в самолёт этот весёлый мальчик возьми и ляпни стюардессе: "А у вот этой девочки в рюкзаке бомба!" И показывает на подружку.
Ну и всё. Стюардесса дальше действует по инструкции: докладывает капитану, тот в полицию, те - дальше. Вероятно, есть какой-то скрипт, как действовать в случае антитеррористической угрозы.
- Я пошутил! Я пошутил! - плачет мальчик.
Но поздно. Есть правила, дружок, ты решил пошутить слишком серьёзными вещами.
Там за шторкой - слёзы мальчика (дошутился пацан на всю жизнь), строгие глаза капитана: "Это не моё решение!", бормотание курчавой женщины.
Прошло полтора часа. Мы уже должны были долететь, но ещё не сдвинулись с места. Дети в салоне плачут, все устали, информации - кроме вот этой разлетевшейся по салону сплетни - нет.
И тут мы слышим объявление стюардессы:
- Уважаемые пассажиры, в целях вашей безопасности мы должны провести повторный досмотр вашей ручной клади. Возьмите свои вещи и проследуйте в автобусы.
- Вы издеваетесь? - говорит несчастный мужик: у него на руках только заснула годовала дочка, наоравшись до синих губ. А теперь надо вставать, брать вещи, будить ребёнка...
- Все вещи, оставленные на борту, будут считаться бесхозными.
Мы послушно выползаем из самолёта. А что делать? Официальной информации по-прежнему никакой. Нас сажают в автобусы, везут обратно в аэропорт.
В автобусе мы оказываемся рядом с женщиной с собачкой. Той самой.
Она рассказывает свою историю.
Она на 3 минуты опоздала на регистрацию (искала травку для собачки), и её билет, купленный ей и собачке за 14 тысяч, сгорел. Тогда она взяла единственный билет на ближайший рейс, и это оказался наш, "счастливый", авикомпания У.
За 17 тысяч.
Она прошла регистрацию. Ее сумка на регистрации поместилась в калибратор, но при посадке заела ручка на сумке, и ей пришлось оплатить ещё раз. Типа негабаритный багаж. А это просто ручка заела и торчала из калибратора.
- Это золотой для меня перелёт по цене отпуска, - подумала женщина. - Надеюсь, ничего больше не случится...
Но как бы не так! Вон чо случилось!
- Не удивлюсь, если сейчас опять платить заставят. И пихать в калибратор, - вздохнула женщина. Собачка скулила. Она хотела на травку, а тут нет нигда, аэропорт же...
И вот мы приехали в здание, прошли повторную проверку (Слава Богу, для нас отдельную рамку организовали), опять сели в автобусы, нас опять привезли к самолёту, и продержали в автобусе всего 10 минут. Прогресс.
Борт тоже осматривали, но явно не очень внимательно: наши соседи забыли в самолёте телефоны , и их (телефоны) никто не забирал, они вернулись к своим хозяевам при повторной посадке на борт.
Шутника ("шутки за 300", блин) с рейса сняли. Вместе с ним сняли девочку (она-то причём? Она вообще случайная пострадавшая в данной ситуации), и сопровождающего (дети же несовершеннолетние, там не один был сопровождающий, второй полетел с оставшимися детьми).
Гарантировать, что всё было так, как я описала, на сто процентов я не могу, это слух: но этой версии придерживаются двести человек пассажиров, лишённых доступа к официальной информации.
Потом мы еще минут 40 ждали возможности взлететь.
Капитан корабля принёс извинения за задержку, и сказал, что она произошла по... производственным причинам.
Итого: задержка вылета на 3 часа.
Мы, конечно, поговорили с моими детьми об уместности шуток.
В сети гуляет видео, как парень в ЗАГСе на вопрос регистратора брака: "Согласны ли вы..." пошутил: "Нет", и регистратор захлопнула папку и говорит: "В этом случае дальнейшая церемония не имеет смысла, бракосочетания не будет". Трам-пам-пам.
Да и содержание шуток - это важная штука.
В любые времена такие "шутки" - про бомбы на борту или оружие - категорически неуместны. Это не юмор, а глупость.
Потому что у сотен человек украли 3 часа. Это минимум 600 часов и километры нервов.
Но я считаю, что помимо этого урока, тут огромная прореха в коммуникации у авиакомпании.
Слушайте, со мной не надо сюсюкать, но я имею право знать, что происходит. Вот это стояние в запертом автобусе, потом часовые разборки за шторкой, потом "в целях вашей безопасности пройдите повторный досмотр" - без единого внятного комментария, очень унизительно.
У меня было ощущение такое, как будто я ребенок, и мне как бы говорят: "Не лезь, у нас , у взрослых, тут производственные проблемы".
Ребят, это недешёвый перелёт. Я с детьми. Я в окно вижу полицию, мужика с собакой, внутри самолёта растёт напряжение, какой-то мужик в бронежилете стоит у трапа.
Вы действительно считаете, что пассажиры обойдутся без ХОТЬ КАКИХ-НИБУДЬ подробностей?
Слушайте, мы не просим сторителлинг и театральное повествование в лицах, но похищая наше время, можно было нам сказать хоть что-то успокаивающее?
А вдруг не все слышали сплетню? А вдруг она кого-то напугала? Да мало ли что могло быть! Не полёт, а страх аэрофоба.
В итоге, рейс был ужасный. Уставшие дети рыдали, все голодные (3 часа задержки, и 2 с половиной часа полёта), нас с детьми спасло то, что мы перед полётом перекусили, и с собой брали конфеты (которыми угощали других детей в салоне, ибо не все могли себе позволить платные сендвичи, а мы могли, но у меня почему-то не считалась моя карта на борту, ни одна, и мы терпели до приземления, что, в целом, не проблема, но неприятно).
В общем, мы долетели, и Слава Богу.
У., конечно, не виновата в том, что на борту оказался "шутник", но вот в том, что мы весь полёт ощущали себя заложниками ситуации, уж простите, виновата. Просто вот я уверена, что у людей, летевших вчерашним рейсом, остались исключительно негативные впечатления о полёте.
А ведь их можно было исправить.
Не говорить подробностей, но хотя бы сказать: "Уважаемые пассажиры, на борту произошел инцидент, который ставил под сомнение безопасность полёта. А ваша безопасность - наш главный приоритет. Поэтому мы вынуждены были принять решение о повторном досмотре и о переносе вылета на более поздний срок. Мы понимаем, что это дискомфорт, и очень сочувствуем вам, мы были бы рады избежать этого, но на другом конце этого решения - смертельные риски, а мы не готовы рисковать жизнями наших бесценных пассажиров. Надеемся на ваше понимание".
Хочу спросить: это я капризничаю или нормально рассуждаю?
Просто этот текст я пишу еще в полёте, слышу крик детей, и понимаю, что во мне эмоций слишком много из-за недокоммуникации авиакомпании.
Возможно, уже дома, под кофеёк, вышел бы совсем другой текст.
Ну и , когда мы долетели (алилуйя! ), случился наш легендарный диалог с сыном:
- Мам, а у тебя бывает без приключений?
- Ой, всё))))