Не так давно открыл для себя писателя «серебряного века» Леонида Николаевича Андреева или, как его называют, русского Эдгара Алана По.
Устав от больших романов, что писали Толстой, Диккенс и Золя, я решил посмотреть,что же там есть в «малой прозе»?
Сначала мой взгляд упал на рассказы о Конане-варваре. Ну должен же я был понять,чем всем в свое время так понравился Роберт Ирвинг Говард? Однако почему-то повести о славном Кеммерийце мне показались простыми и однотипными. Может быть прочитай я их лет в 14, вдохновился бы, но сейчас увы-увы.
На самом деле я люблю фэнтези-литературу и не считаю чем-то зазорным для взрослого человека окунуться в красочный мир драконов и эльфов. Просто видимо стиль Ирвинга Говарда не для меня.
И тут в мою ленивую голову пришла идея набрать в интернете простой запрос: 10 коротких рассказов, которые могут вас удивить.
Так я и узнал о рассказе Андреева «Бездна». Естественно, заинтриговала аннотация, гласившая: «самый скандальный рассказ начала 20-го века в русской литературе». Внутренне напрягшись, я уж подумал не предтечу ли Сорокина мне предлагают? Однако в сравнении с последним проза Андреева - поражает и вводит в оцепенение.
Начало рассказа кажется достаточно простым. Влюбленная пара совершает небольшую романтическую прогулку, кротко объясняясь в любви, разговаривая на самые возвышенные темы о любви и самопожертвовании. Оба героя чисты и невинны, словно два ангела. Порой, даже кажется, что их любовь платоническая. Скажу честно, эта часть рассказа может показаться для кого-то излишне приторной и неестественной.
Тон рассказа начинает меняться, когда Зина и Немовецкий встречают двух женщин, явно занятых самой древней профессией. Думаю, вы догадались о чем идет речь.
Встреча с падшими женщинами как бы становится прологом-предупреждением к надвигающейся катастрофе.
Именно после этого происходит нечто страшное и мерзкое… Влюбленные оказываются в жутком лесу, где встречают трех пьяных типов. И тут-то и начинается самый ад - ощущение страха смерти, погоня, изнасилование.
И все это описывается с таким эмоциональным накалом, что берет зло на этих пьяниц, а на то, что случилось, что стало неизбежным.
Может, писатель старался окунуть героев в неприкрытую суровую реальность, вытолкнув их из излишне возвышенного и оттого отдающего неестественностью мирка, в котором они прибывали вначале рассказа.
Так, за самыми возвышенными словами скрывается что-то первобытно-животное и мишура сентиментальности тот час спадает.
Последние страницы рассказа блещут своим с одной стороны неприкрытым натурализмом, а с другой, глубиной нравственного падения Немовецкого - человека- зверя.
Настоятельно рекомендую к прочтению. Благо, рассказ небольшой, но он точно заслуживает читательского внимания.