Найти в Дзене

«Стаська, не умирай!»

Есть графические изображения, которые производят впечатление знакомых с детства, даже если мы не знаем имя автора. Таковы голуби Пабло Пикассо, «Женщина с распущенными волосами Анри Матисса» и «Юность» Стасиса Красаускаса. И дело вовсе не в растиражированности этих образов, а в той гениальной лёгкости рисунка, которая мгновенно врезается в память. Линогравюра Красаускаса была взята в качестве эмблемы журналом «Юность» и реально стала эмблемой молодежи 70-80-х годов ХХ века, как знаменитый рисунок голубки Пикассо – символом мира. Биография знаменитого литовского графика вполне обычна для советского человека того времени. Родившись в 1929 году в Каунасе, после школы поступил в Вильнюсский государственный институт физкультуры и спорта. Восемь раз был чемпионом Литовской ССР по плаванию, легко завоевывал первые места, плавая разными стилями на разные дистанции. А потом поступил в том же Вильнюсе в Художественный институт Литвы и закончил его с отличием. Не достигнув и тридцати лет, Стасис

Есть графические изображения, которые производят впечатление знакомых с детства, даже если мы не знаем имя автора. Таковы голуби Пабло Пикассо, «Женщина с распущенными волосами Анри Матисса» и «Юность» Стасиса Красаускаса. И дело вовсе не в растиражированности этих образов, а в той гениальной лёгкости рисунка, которая мгновенно врезается в память.

Линогравюра Красаускаса была взята в качестве эмблемы журналом «Юность» и реально стала эмблемой молодежи 70-80-х годов ХХ века, как знаменитый рисунок голубки Пикассо – символом мира.

Стасис Красаускас. Автопортрет
Стасис Красаускас. Автопортрет

Биография знаменитого литовского графика вполне обычна для советского человека того времени. Родившись в 1929 году в Каунасе, после школы поступил в Вильнюсский государственный институт физкультуры и спорта. Восемь раз был чемпионом Литовской ССР по плаванию, легко завоевывал первые места, плавая разными стилями на разные дистанции. А потом поступил в том же Вильнюсе в Художественный институт Литвы и закончил его с отличием. Не достигнув и тридцати лет, Стасис Красаускас уже получил признание как один из лучших графиков Литвы. Артистичный по натуре, он пробовал и находил себя везде: пел, играл в театре, снимался в кино. Ему была интересна и журналистика. В общем – всесторонне талантливый советский парень – художник, артист, спортсмен и просто красавец

Красаускас работал в техниках ксилографии, литографии, выполнял линогравюры и офорты. Его резцу принадлежат станковые гравюры и иллюстрации к работам классиков (Уильяма Шекспира, Владимира Маяковского) и современников (Эдуардаса Межелайтиса, Томаса Венцловы, Роберта Рождественского), иллюстрации к библейской «Песни Песней» царя Соломона и пронзительный цикл «Вечно живые», посвящённый подвигу Советского Воина.

Нам встречались статьи о творчестве Стасиса Красаускаса, где авторы уверяют, что всё искусство литовского графика «вопреки и несмотря», что гениальный художник гениально обходил «препоны советской пропаганды». Читая такое, хочется воскликнуть: вы серьёзно?!

Во-первых, творчество любого большого мастера почти всегда «вопреки», а во-вторых, графика Красаускаса настолько «советская», горящая и громыхающая великими свершениями великой Страны, что слушать про «зажимали и не давали» просто смешно.

Вот что сам Красаускас написал в предисловии к альбому «Вечно живые»: «Никогда не позабудет мир подвига Советского Воина. Он сражался, пал и остался с нами, как напоминание о великом нашем долге перед Родиной, Прогрессом, Человеком. Ему, Вечно живому, и посвящаю этот свой цикл».

Сегодня читать это невыносимо грустно. Наверное, каждый понимает – почему.

А стенающим о том, как ущемляли нацменьшинства в СССР, хочется напомнить вот что…

Весь Советский Союз читал стихи дагестанского поэта Расула Гамзатова, литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса, балкарского поэта (и военного корреспондента) Кайсына Кулиева, мансийского поэта (и писателя) Ювана Шесталова – и это только капля в море…

В музеях России хранятся картины узбекского художника Йигитали Турсунназарова, казахского художника Ерболата Тулепбаева, азербайджанского художника Джаида Джемаля, туркменского художника Аллаберды Амангельдыева, грузинского художника Гиви Агапишвили, латышского художника Алфея Бромултса – и это только навскидку…

Стасис Красаускас. Шарж на художника Й.Кузминскиса
Стасис Красаускас. Шарж на художника Й.Кузминскиса

Многонациональное искусство Советского Союза – наше общее наследие, так хочется, чтобы оно сохранилось. То, что сейчас называют «культурой отмены» – жестокая и бесчеловечная вещь. Страшно, когда перечёркиваются великие свершения, вымарываются великие имена, словно наши мёртвые умирают во второй раз – мучительной смертью.

Стасис Красаускас. Из серии «Куда идёшь, человек?»
Стасис Красаускас. Из серии «Куда идёшь, человек?»

А когда листаешь альбомы СОВЕТСКОГО графика Стасиса Красаускаса, в сердце стучат пронизанные болью строки его друга – СОВЕТСКОГО поэта Роберта Рождественского:

В окнах больших и хмурых,

Высветится ответ.

Как на твоих гравюрах –

Белый и чёрный цвет.

И до безумия просто

Канет в снежный февраль

Страшная эта просьба:

– Стаська, не умирай!

Автор: Музейный кот