Техника и литература — две области человеческой деятельности, которые кажутся совершенно разными и несовместимыми. Однако, если взглянуть внимательнее, то можно увидеть, что они имеют много общего и могут взаимодействовать друг с другом.
В этой статье я расскажу о том, как превратить техническое изобретение в литературное произведение, то есть как использовать технику в качестве источника вдохновения и материала для творчества. Покажу восемь вариантов, как сделать это, а также дам краткое описание и примеры к каждому из них.
Но перед этим, хочу обратить ваше внимание на одну проблему, которая часто возникает при внедрении новых технических изобретений. Эта проблема заключается в том, что многие изобретения не принимаются обществом из-за новизны, непонимания или страха перед ними. Это может привести к тому, что изобретения не используются по своему назначению, не получают достаточного финансирования или поддержки, или даже запрещаются или уничтожаются. Как же можно решить эту проблему?
Один из способов — это через литературу. Литература может быть мощным инструментом для популяризации и просвещения общества о новых технических изобретениях. Она может не только описать изобретение, но и показать его возможности, преимущества, риски и последствия для разных сфер жизни. Писатель может также создать эмоциональную связь между читателем и изобретением, вызвать интерес, любопытство, удивление или восхищение к нему. Художественное произведение может также подготовить общество к будущему изменению или инновации, которое может принести изобретение.
Но для этого не достаточно просто описать изобретение в литературном произведении. Нужно также изобретение описать таким образом, чтобы рассказ, сказка или роман были интересными, увлекательными и понятными для читателя. Нужно также учитывать жанр, стиль и аудиторию литературного произведения. Также выбрать подходящий тип сюжета, который будет соответствовать цели и характеру изобретения.
Вот здесь мы приходим к 8 вариантам превращения технического изобретения в литературное произведение.
Краткое описание:
- Сюжет о решении проблемы изобретением. В центре внимания находятся главный персонаж и использование изобретения для решения его проблемы.
- Сюжет о жизни техники. В центре внимания находятся одушевлённые детали техники, которые получают свои характеры и эмоции.
- Сюжет по аналогии технического конфликта. В центре внимания находится конфликт технической системы, переведённый в абстрактную структуру, по которой создаётся произведение с конфликтом между людьми.
- Сюжет о мышлении изобретателя или пользователя. В центре внимания находится мыслительный процесс поиска изобретения или его использования.
- Сюжет о создании изобретения. В центре внимания находятся этапы и условия работы над изобретением.
- Сюжет о последствиях изобретения. В центре внимания находятся плюсы и минусы использования изобретения для разных аспектов реальности или будущего.
- Сюжет об альтернативах изобретения. В центре внимания находятся другие возможные решения технической проблемы, которые были отвергнуты или не реализованы по каким-то причинам.
- Сюжет о мотивации изобретателя. В центре внимания находятся личность и душа изобретателя, а также его стремления и чувства.
Превращение технического изобретения в литературное произведение — это интересный и творческий процесс, который может дать новый взгляд на технику и литературу. Далее рассмотрим восемь вариантов этого.
1. Сюжет о решении проблемы изобретением
Создание сюжета, в котором главный герой решает проблему с помощью изобретения. Этот вариант подходит для тех изобретений, которые имеют практическое применение и могут помочь герою в сложной ситуации.
Цель этого варианта — показать полезность и эффективность изобретения в проблемных ситуациях.
Последствия этого варианта — вызвать интерес и уважение к изобретению, удовлетворение от решения проблемы.
В сказках герои обязательно получают волшебные артефакты, как, например, волшебный клубочек, помогающий найти дорогу.
Пример: Изобретение — портативный переводчик, который может переводить любой язык на любой другой язык в режиме реального времени. Герой — журналист, который отправляется в опасную миссию в зону конфликта, где он должен общаться с местными жителями и выяснить правду о ситуации. Сюжет — журналист использует портативный переводчик, чтобы понимать и говорить на разных языках, но также сталкивается с проблемами, связанными с культурными различиями, ложью и предательством.
2. Сюжет о жизни техники
Одушевление деталей техники, которые решают техническую проблему. Этот вариант подходит для тех изобретений, которые имеют сложную или необычную конструкцию или функционирование. Цель этого варианта — показать внутренний мир и логику техники, а также её взаимодействие с другими деталями или окружением. Последствия этого варианта — вызвать фантазию и удивление у читателя, а также симпатию или антипатию к технике.
Пример: Изобретение — автоматический парикмахер, который может стричь и укладывать волосы по желанию клиента. Герой — ножницы, которые являются частью автоматического парикмахера и имеют свою личность и характер. Сюжет — ножницы рассказывают о своей работе, своих клиентах, своих коллегах (фене, расческе, зеркале и т. д.), своих мечтах и проблемах, о том, почему ножницы могут затупиться, что при этом происходит с волосами.
3. Сюжет по аналогии технического конфликта
Цель этого варианта — написать художественное произведение по структуре конфликта, который был в технической системе, а также способ разрешения конфликта, который стал изобретением. Необходимо перевести технический конфликт в абстрактную форму (структуру), а по ней создать сюжет, где вместо деталей героями являются люди.
Последствия этого варианта — познакомить с конфликтом в абстрактной форме (например, объект А действует на объект Б), который проявляется одинаково между деталями техники и между людьми.
Пример: Сдвоенная теплица — изобретение, которое состоит из двух отсеков, в которых выращиваются разные виды растений. Эти растения имеют противоположные свойства: в одном отсеке они поглощают углекислоту и выделяют кислород, а в другом — наоборот. Таким образом, они создают баланс и синергию в бисистеме, которая может быть эффективнее и устойчивее, чем обычная теплица
В технической системе есть два конфликта:
1) Внутренний конфликт между частями бисистемы заключается в том, что они имеют разные функции и потребности, которые могут противоречить друг другу. Например, в одном отсеке растения поглощают углекислоту и выделяют кислород, а в другом — наоборот. Это означает, что они конкурируют за один и тот же ресурс — воздух. Если в одном отсеке будет слишком много или слишком мало углекислоты или кислорода, то это может негативно повлиять на рост и здоровье растений в обоих отсеках. Поэтому необходимо поддерживать оптимальный баланс между двумя отсеками, чтобы обеспечить их взаимную выгоду и синергию.
2) Внешний конфликт между бисистемой и окружающей средой заключается в том, что она может быть неблагоприятной или враждебной для растений. Например, бисистема может столкнуться с недостатком света, воды, температуры или питательных веществ, которые необходимы для фотосинтеза и роста растений. Или бисистема может быть подвержена воздействию вредителей, болезней или человеческого фактора, которые могут повредить или уничтожить растения или бисистему в целом. Поэтому необходимо адаптировать бисистему к разным условиям и защищать её от разных угроз.
Сделаем сюжет по аналогии с внутренним конфликтом теплицы.
Опишем внутренний конфликт в абстрактной форме — это противоречие между частями системы, которые имеют разные функции и потребности. Например, в одном отсеке Объект А поглощает ресурс R1 и выделяет ресурс R2, а в другом — наоборот. Это создает напряжение двумя объектами, которые зависят друг от друга, но и конкурируют за ресурсы.
Аналогичный сюжет такого же конфликта у людей может быть таким: Два брата живут в одном доме, но имеют разные характеры и интересы. Один брат — творческий и свободолюбивый, а другой — практичный и дисциплинированный. Они постоянно спорят и ссорятся из-за разных вещей, но всё же любят по-братски друг друга. Братья должны научиться уважать и принимать различия друг друга, чтобы сохранить гармонию в семье.
В этом сюжете герой может быть любым из братьев, в зависимости от того, с чьей точки зрения рассказывается история. Герой должен преодолеть конфликт между своими желаниями и потребностями и теми, которые имеет его брат. Брат должен показать личностный рост и развитие, а также способность к сотрудничеству.
4. Сюжет о мышлении изобретателя или пользователя
Описание мыслительного процесса, сюжет о внутреннем поиске решения. Этот вариант подходит для тех изобретений, которые имеют интеллектуальный характер или требуют творческого подхода.
Цель этого варианта — показать психологию и методы мышления изобретателя или пользователя изобретения.
Последствия этого варианта — вызвать понимание и узнаваемость у читателя, а также вдохновение или поучение от процесса поиска решения.
Пример: Изобретение — генератор случайных чисел, который может создавать непредсказуемые последовательности чисел для разных целей. Герой — математик, который занимается изучением свойств и приложений случайных чисел и пытается найти закономерности или смысл в них. Сюжет — математик рассказывает о своих мыслях, гипотезах, экспериментах и открытиях, связанных с генератором случайных чисел, а также о своих эмоциях, сомнениях и целях.
5. Сюжет о создании изобретения
Сюжет с описанием работы над изобретением. Этот вариант подходит для тех изобретений, которые имеют историческую или культурную значимость или интерес.
Цель этого варианта — показать этапы и условия создания изобретения, а также его вклад в развитие науки, техники или культуры.
Последствия этого варианта — вызвать знание и увлечение у читателя, а также восхищение или благодарность за изобретение.
Пример: Изобретение — радио, которое позволяет передавать звук на расстояние с помощью электромагнитных волн. Герой — Александр Попов, который является первым изобретателем радио, который проводил много экспериментов и демонстраций своего устройства.
Сюжет — Александр Попов рассказывает о своих исследованиях, изобретениях, трудностях и достижениях, связанных с радио, а также о своих взаимоотношениях с другими учёными и обществом.
6. Сюжет о последствиях изобретения
Сюжет с описанием последствий использования изобретения для общества, природы или индивидуума. Этот вариант подходит для тех изобретений, которые имеют значительное или неожиданное влияние на реальность или будущее.
Цель этого варианта — показать плюсы и минусы изобретения, а также его роль в формировании новой ситуации или мира.
Последствия этого варианта — вызвать оценку и прогноз у читателя, а также надежду или опасение за изобретение.
Пример: Изобретение — клонирование, которое позволяет создавать генетически идентичные копии живых существ. Герой — общество, которое сталкивается с проблемой этики и права на клонирование человека и животных. Сюжет — общество разделяется на защитников и противников клонирования, которые выдвигают свои аргументы и доказательства, а также участвуют в конфликтах и экспериментах.
7. Сюжет об альтернативах изобретения
Сюжет с описанием альтернативных решений технической проблемы, которые были отвергнуты или не реализованы по каким-то причинам. Этот вариант подходит для тех изобретений, которые имеют неоднозначный или спорный характер или результат.
Цель этого варианта — показать разные варианты и возможности техники, а также их причины и следствия.
Последствия этого варианта — вызвать выбор и сомнение у читателя, а также радость или жалость по теме этого изобретения.
Пример: Изобретение — атомная бомба, которая может уничтожить целый город или страну одним взрывом. Герой — учёный, который работал над созданием атомной бомбы, но потом передумал и попытался предложить другие решения для окончания войны. Сюжет — учёный рассказывает о своих альтернативных решениях, таких как дипломатия, саботаж, дезинформация или мирное использование атомной энергии, а также о том, почему они не были приняты или выполнены.
8. Сюжет о мотивации изобретателя
Сюжет с описанием внутренних терзаний изобретателя.
Цель этого варианта — показать личность и душу изобретателя, а также его стремления и чувства.
Последствия этого варианта — вызвать интерес к изобретательскому творчеству.
Пример: Изобретение — гитара, которая является музыкальным инструментом, состоящим из деревянного корпуса и струн, которые можно щипать или брать. Герой — музыкант, который изобрел гитару, чтобы выразить свои эмоции и идеи через музыку. Сюжет — музыкант рассказывает о своей жизни, своих вдохновениях, своих трудностях и своих достижениях, связанных с гитарой, а также о своих песнях и концертах.
Вот такие варианты превращения технического изобретения в литературное произведение. Конечно, это не исчерпывающий список, и вы можете придумать свои собственные варианты или комбинировать разные типы сюжетов. Главное — быть творческим и не бояться экспериментировать. Удачи вам в литературном творчестве!
На основе этой классификации сюжетов можно в будущем сделать Регистр изобретательских сюжетов для помощи писателям и изобретателям в их творчестве.
Клуб Теории общего творческого алгоритма (ТОТА).