Если вы попытаетесь проанализировать современный кинематограф, то легко сможете отметить, что в нем значительно меньше ярких антагонистов, чем в кино прошлых лет.
В конце 20-го века и даже в 2000-х и 2010-х россияне привыкли к тому, что куча злодеев в голливудском кино - это русские. Вспомните, например, героя Дольфа Лундгрена в "Рокки 4", сюжет "Красной жары" или многочисленных мафиози и КГБ-эшников из "Великий уравнитель", "Превосходство Борна", "Порок на экспорт" и множество других.
Злодеи справедливости ради не всегда были русскими, но всегда были очень яркими и запоминающимися персонажами, преследующими какие-то конкретные цели и практически всегда представляющие какую-то конкретную страну. Как, например, легендарный персонаж Алана Рикмана в "Крепком орешке" - он представлял Германию.
Но современный кинематограф все меньше и меньше приемлет любые проявления дискриминации и все больше и больше стремится угодить сразу всем во всем мире. Поэтому в "Топ Ган: Мэверик" зрители так и не поняли кому именно противостоит группа американских пилотов - каким-то неопределенным неназванным злодеям с заводом в каком-то каньоне. Похоже, что это были русские, но четко и внятно страну врага никто не произносил.
Поэтому в "Крид 3" боксер борется не с крутыми мощными антагонистами из других стран, а с собственным другом. Причем главных врагом обоих друзей является вовсе не человек, а их собственные переживания...
Поэтому в главном фильме 2022 года "Все везде и сразу" всемогущий злодей оказывается вовсе не злодеем, а обиженной дочерью. А конфликт между протагонистом и антагонистом разрешается с помощью крепких объятий.
Нет, конечно, злодеи в современном кино тоже есть. Спасибо Marvel и DC - в каждой новой их ленте появляется новый суперзлодей. Благо национальная принадлежность там всегда условна и незначительна - там битвы идут со злом вне государственного масштаба.
Но в традиционных боевиках злодеи практически вымерли и даже если они присутствуют на экранах, то выглядят в лучшем случае блекло, а в худшем случае карикатурно и глупо. В "Довод" Кристофера Нолана Кеннет Брана играл русского олигарха и главного злодея. Он должен был вызывать трепет и восхищение, но именно его персонаж по мнению многих зрителей и критиков был самым несуразным в этой ленте.
А в последней части бондианы "Не время умирать" герой Рами Малека вызывал не просто критику, но неудержимый смех. Какой же все-таки нелепый злодей убил Джеймса Бонда...
Киану Ривз в "Джоне Уике" активно борется с кучей антагонистов. Но никто из злодеев так и не смог превратиться в яркого и хоть немного соразмерного с главным героем злодея.
А в последней части "Индиана Джонс" вообще решили в очередной раз побороться с нацистами - единственной группой людей, очернение которой не вызывает ни у кого претензий.
Русские, арабы, азиаты в качестве злодеев - это плохо. Очень плохо. Повторяясь из фильма в фильм такие изображения представителей групп людей с определенными внешними характеристиками приводят к формированию железобетонных стереотипов в сознании общества. (Не говоря уже о том, что та или иная страна может обидеться и отказать фильму в прокате).
Поэтому Голливуд победил персональное и государственное зло. Герои новых боевиков борются не со злодеями, а с бесплодными и системными явлениями. Например, в последней "Миссия невыполнима" герой Тома Круза противостоит коварному компьютерному коду... А в "Оппенгеймер" антагонистом выступает герой Роберта Дауни мл., который скорее просто бюрократ, а не прям злодей...
Но что будет делать добро, если не будет зла?
Если нет ярких реалистичных злодеев, то нет и ярких реалистичных героев. Если протагонист борется с чем-то системным, необъятным и безликим, то его победа никогда не будет окончательной и однозначной. Как в "Матрице" - три фильма подряд боролись, боролись, боролись, а потом спустя 18 лет выходит четвертая часть, обнуляющая предыдущую победу...
Старые образы злодеев даже если появляются на киноэкранах, например как в "Аватар 2" или "Подземелья и драконы", неминуемо воспринимаются нами как слишком стереотипные и простые. Голливуд успешно победил обличенное в плоть и кровь зло... Злодеи живут теперь только в компьютерах и фэнтезийных мирах. А в реальном мире зла будто бы не существует. Но принесет ли такое отрицание реальности что-то хорошее для современного общества - большой вопрос.