Найти тему

Чем адаптация в IT отличается от других сфер

Период адаптации сотрудника обычно длится несколько месяцев, а в IT-компаниях может занимать и более продолжительное время. Почему — рассказываем ниже.

Адаптация бывает двух видов:

- функциональная — подстраивание своего прошлого опыта под нормы текущей компании, получение знаний по новым продуктам;

- социальная — построение коммуникации внутри команды.

В зависимости от личности каждого человека у него могут сильнее развиты либо hard skills (профессиональные навыки) — и тогда функциональная адаптация может даже не потребоваться, либо soft skills (гибкие навыки)  — в таком случае он легко вольется в коллектив.

Несмотря на индивидуальное соотношение hard/soft skills, есть традиционные методы HR-гостеприимства, которые помогают быстро адаптироваться любому сотруднику.

Преонбординг

Профессиональный онбординг (адаптация) начинается еще до прихода сотрудника в офис. Важно обеспечить нового коллегу всем необходимым оборудованием на момент его выхода. Сотрудников, работающих удаленно, нужно заранее проинформировать кто и когда с ним свяжется, чтобы их первый день не начался с растерянности и непонимания.

Что вы можете предпринять, чтобы снизить уровень стресса новичка:

  • Предупредите, на какой технике он будет работать — для некоторых этот момент принципиально важен. Узнайте необходимые для работы программы и девайсы и установите их заранее.
  • Настройте доступы ко всем важным для работы сервисам: корпоративной почте, мессенджерам, таск-трекерам и так далее.
  • Предоставьте ссылки на все корпоративные ресурсы — так новичок сможет быстро ознакомиться с требованиями и ценностями компании.

Первый рабочий день

Произвести первое впечатление можно только один раз. Начать рабочий день новичка можно, поприветствовав его в корпоративных мессенджерах. Обычно такой пост содержит информацию о его должности, опыте и личных фактах: хобби, интересы, достижения. Это позволяет наладить неформальное общение и, например, найти земляков или единомышленников.

Адаптация во время испытательного срока

Кто помогает новичку пройти через адаптацию? Выделяют такие роли:

  1. HR-специалист — запускает процесс адаптации, помогает наставникам, подводит итоги проведенной с сотрудником работы.
  2. Наставник — вводит новичка в коллектив, отвечает на вопросы, рассказывает о ценностях и традициях компании, делится опытом.
  3. Руководитель новичка — участвует в собеседованиях и принимает сотрудника на должность, подбирает наставника и может урегулировать возможные сложные ситуации.

Основная функция адаптации ложится на плечи наставника — он больше времени проводит с новичком, помогает разобраться с новым функционалом и влиться в коллектив. Наставник — это:

  • носитель ценностей, имеющий системное представление о работе компании;
  • сотрудник, обладающий хорошей базой в своей профессиональной деятельности;
  • человек с хорошо развитыми soft skills и умеющий хорошо объяснять.

Когда заканчивается адаптация

Принято считать, что адаптация заканчивается, когда сотрудник входит в привычный режим: как обычно приезжает на работу, как обычно наливает кофе и просматривает почту, знает, какие задачи ему предстоит решать, к кому обращаться по тем или иным вопросам.

В некоторых компаниях считают, что адаптация завершается вместе с испытательным сроком, но в IT-компаниях процесс адаптации может длиться и дольше. Это связано с тем, что работа в сфере IT часто носит проектный характер и когда появляется другой проект, другая роль на проекте, новая команда — ко всему нужно будет привыкать заново. Вполне нормально, если вопросы будут возникать и дальше, и сотрудник продолжит знакомиться с коллегами и узнавать новое.