Найти тему
Актуальные комментарии

Особенности украинской дипломатии

Михаил Карягин политолог
Михаил Карягин политолог

Провал украинского контрнаступления активизирует в повестке тему потенциальных переговоров, только сегодня появилось сразу несколько интересных инфоповодов. Так, представитель Госдепа США М. Миллер заявил, что решение о возможности встречи президентов России и Украины В. Путина и В. Зеленского на полях предстоящей в ноябре Конференции ООН по климату (COP28) принимать Киеву. Следом Министр иностранных дел Украины Д. Кулеба указал на то, что украинская сторона по-прежнему исключает переговоры на высшем уровне.

Так как тема переговоров, их возможности или невозможности становится все более заметной, необходимо вспомнить несколько важных аспектов.

В политической повестке уже сформировалось устойчивое выражение «Украина на законодательном уровне не может вести переговоры с Россией». Базируется оно на указе В. Зеленского от 30 сентября 2022 года, который стал ответом на подписание договоров о принятии новых регионов в состав России. Событиям скоро год, мало кто уже вспомнит конкретные формулировки и юридические аспекты того решения Зеленского, а это порой бывает полезно.

Первый пункт этого решения звучит следующим образом: «Констатировать невозможность проведения переговоров с Президентом Российской Федерации В. Путиным». 

Во-первых, если вспомнить переговорные процессы, которые велись в начале конфликта, то главы государств на них не присутствовали. Эта формулировка не запрещает вести переговоры с делегациями из России.

Во-вторых, учитывая чрезвычайную важность строгости формулировок в юридических документах необходимо отметить еще один аспект: «Констатировать невозможность проведения переговоров» и «Запретить проводить переговоры» — это, как говорится, две большие разницы.

В-третьих, следует учитывать контекст, о котором написано выше. Помимо «запрета» на переговоры с РФ в решении Совета национальной безопасности и обороны Украины был утвержден и текст совместного обращения Президента Украины, Председателя Верховной Рады и Премьер-министра к НАТО относительно членства Украины в Альянсе. То есть этот документ от начала и до конца — эмоциональная реакция и проявление бессилия в ответ на решения властей РФ. 

Случайно ли были использованы такие вертлявые формулировки? Случайно ли решение засилено указом президента, который можно быстро перебить, а не, например, в виде закона, который проведен через Верховную Раду? Вопросы, которые необходимо учитывать в процессе подготовки к дипломатическим шагам, которые рано или поздно понадобятся.

Учитывая, как говорят старшие коллеги, «особенности украинской дипломатии», все эти нюансы будут использоваться Киевом для постоянного петляния. Если им нужно будет отложить или затянуть переговорный процесс, они будут ссылаться на указ. Если вдруг им понадобятся срочные переговоры в случае реальной угрозы обвала фронта, то вдруг откажется, что формулировки размыты и переговоры возможны. Все эти факторы также следует учитывать в контексте нарастающей дискуссии о возможности проведения переговоров.

Источник
Подробности от АК:
https://actualcomment.ru/osobennosti-ukrainskoy-diplomatii-2308101313.html