Вопрос создания новых продуктов, также как и конкуренция существующих — один из определяющих факторов в возможности развития отрасли.
Вот почему, в основном, мы пользуемся одними и теми же соцсетями и мессенджерами на протяжении многих лет, и переход на другие вызывает, во многом, недоумение.
Вот, например, сегодня идёшь в один магазин, а завтра в другой — никаких проблем. Мне, например, не критично, куда зайти, в магазин одной сети или другой. Даже безымянный продуктовый магазин — уже неплохо, его может быть достаточно.
Ну или браузер, например. Сегодня один, завтра другой, и никаких проблем, можно их каждый день менять, сильно хуже пользователю не будет, кнопочки совпадают процентов на 90, а остальное — чуть ли не на 100%.
И вот, 2022: иностранные компании, за свои бесчеловечные выходки, получили санкционный ответ — популярные социальную сети заблокировали в России, и, тут же объявились российские аналоги, предложившие похожий интерфейс и функционал. Казалось бы, вот оно, импортозамещение... или нет?
На самом деле, интерфейс и функционал, равно как и быстродействие соцсети (хотя штука сложная, миллионы фоток грузятся и скачиваются каждую секунду) — никакие технические разработки не являются ключевыми!
А что же является?
Магазины
Для начала, насчёт магазинов. На самом деле, магазин человеку не нужен. Ну, серьёзно, плевать все хотели на этот магазин, важно, чтобы там были продукты. И магазин — это посредник между продуктами, которые делают другие люди (а не магазин), и покупателем. Даже если в каком-то магазине есть какой-нибудь свой собственный хлеб, купить другой хлеб в другом магазине — вполне себе можно. И он будет съедобным.
Браузеры
Браузеры? Да на браузеры человеку плевать не меньше. Я вот пишу это в браузере, и даже не задумываюсь о нём. А почему? Потому, что браузер — такой же посредник. Мне будет плохо без браузеров, но, хотя бы с одним, я смогу получить доступ к нужным мне сайтам, и это будет абсолютно нормально.
Электронные почты
Разберём ещё электронную почту. Можно ли сменить себе одну почту на другую? Да, вполне. Придётся сообщить людям и компаниям новую почту, но после этого короткого периода всё наладится. Переезд на новую почту более чем возможен.
Мессенджеры
А вот с мессенджерами провернуть подобное едва ли получится. Если между популярными мессенджерами ещё можно кое-как переехать, хотя люди, во многом, пользуются сразу несколькими, общаться через новый мессенджер, увы, не получится. Серьёзно, даже скачать и опробовать функционал нового мессенджера не получится ведь общаться там будет не с кем! Следовательно, дело не в самом мессенджере, а в том, какая аудитория уже пользуется им. И если никто из знакомых не пользуется мессенджером, то перейти не него не получится. Следовательно, можно рассматривать мессенджеры не как программы, а как группы людей.
Социальные сети
У социальных сетей та же особенность, что и у мессенджеров — это не программы, это сообщества. Ради контента сообщества люди, состоящие в сообществе, заходят в социальную сеть. А если интересного контента нет, то и заходить в соцсеть незачем. А если незачем заходить — контента и не будет. Замкнутый круг, увы.
Что можно сделать?
Привлекать контентом
Если когда-то мессенджер или соцсеть могли привлечь людей качеством функционала, сейчас с этим уже тяжело. Просить собеседника сменить мессенджер ради интересной фишки — нелепо. Но соцсеть может договориться с популярным блогером, и эксклюзивный контент на платформе вполне может разорвать замкнутый круг: люди зайдут на платформу ради контента, который там уже есть, часть из них создадут там свой, и дальше может наступить развитие.
Мессенджерам недоступен этот инструмент, но мессенджер может иметь в себе элементы социальной сети, и тогда может и прокатить.
Роуминг
Если из нового мессенджера можно будет общаться с контактами в старом мессенджере, переход будет возможен. Но беда в том, что подобная политика, которая принесёт только благо всем участникам системы (разработчикам — возможности, пользователям — качество услуг), не выгодна успешным мессенджерам, ведь они тогда потеряют часть аудитории в более честной борьбе.
В социальных сетях подобное также может существовать — в этом случае, человек из одной социальной сети мог бы просматривать контент из другой, что перевернуло бы текущую ситуацию в положительную для всех сторону, но это решение также не выгодно монополистам
Мессенджер на базе сообщества
Так как соцсети и мессенджеры базируются на сообществах, сообщество для нового продукта можно взять из уже имеющегося. Представьте себе, если в Дзене появится мессенджер — без пользователей он явно не останется. Или, например, в Озоне.
Государственная система
Монополистов может принудить к более честной конкуренции только государство. И хотя этот сценарий маловероятен, но, гипотетически, может появиться государственная платформа контента и сообщений, интерфейсами работы с которой и смогут стать новые соцсети. Из минусов — это не едва ли распространится за пределы страны. Но прецедент из другой отрасли — запуск СБП — всё же, имеется.
Предустановка
Эта идея тоже должна быть государственной инициативой: если в список обязательного для предустановки ПО включат молодой мессенджер (от, вероятно, известной компании), он имеет все шансы взлететь.
Вывод
При всём желании пользоваться уже сегодня российскими аналогами, молодыми российскими соцсетями и мессенджерами, по данным причинам, пользоваться фактически невозможно.
Политика запрета использования, которая началась (в виде частичных ограничений для государственных организаций), если и поможет, то очень не скоро, и в ближайшее время доминирование иностранных мессенджеров, увы, никуда не денется. Но надежда, у меня, по крайней, мере, есть.
Ставьте лайки, подписывайтесь, у меня много интересного о рунете, программах и электронике!