У каждого вида искусства свои средства выразительности: художник рисует красками, поэт и писатель -словами, хореограф-движениями тела, а музыкант рисует образы звуками.
И первое, что мы вспоминаем, когда говорим о музыке-это нашу любимую мелодию.
К музыкальным средствам относятся также гармония и ритм, но сегодня поговорим о мелодии.
Мелодия-это одноголосная последовательность музыкальных звуков.
И в отличие от гармонии и ритма, мелодия способна воплощать определённые мысли самостоятельно, она даже без гармонии ритма может донести до нас какой-то смысл. В мелодии заключена главная мысль и главный характер, главное настроение.
(Почему-то мне сейчас вспомнились народные песни, которые мы любили петь с мамой, -никакого аккомпанемента, только мелодия песни, наше пение в унисон).
У мелодии есть много общего с человеческой речью-когда человек волнуется, он начинает говорить быстрее, тон его голоса повышается, темп речи ускоряется и сбивается, речь становится прерывистой. То же самое происходит и с мелодией, когда композитор хочет передать волнение человека. И наоборот, речь человека в подавленном состоянии замедляется, тон голоса понижается, слова чередуются с вздохами. То же самое может отразить и мелодия.
И когда говорим о мелодии, прежде всего мы вспоминаем какие-то знакомые песни.
Потому что, если уж взять по большому счету, мелодией можно назвать то, что мы можем напеть.
Вокальные и инструментальные мелодии могут быть похожими по строению, а могут и сильно-сильно отличаться.
Вокальной мелодии присуще плавное поступенное (не постепенное, а поступенное) движение (когда ноты идут подряд), скачки не всегда присутствует в вокальной мелодии, ну если не брать каких-то сложных оперных партий, а если говорить о всем доступных песнях.
Интересно, что марши и торжественные песни часто начинаются с кварты-это такая интонация, с которой начинается Гимн России или Узбекистана.
Лирические песни или романсы часто начинаются с другой интонации, с сексты. Вспомним песню из фильма "Весна на заречной улице" или романс "Не искушай меня без нужды".
И надо сказать, что интонационная природа мелодии как раз и отвечает на вопрос о происхождении музыки. В современном мире уже никто не сомневается, что мелодия берёт начало именно в вокальном искусстве, в пении.
Как строится мелодия? Это может быть повторение одного звука, это может быть поступенное движение, это может быть движение по звукам трезвучия (через ноту по терциям), это может быть опевание какого-то звука. Большие скачки, трудно интонируемые сочетания вокальной музыке не присущи. И даже если взять оперные произведения, то самые "технические" партии пишутся для подвижных легких голосов-сопрано и теноров. И, конечно, вокальные партии ограничены диапазоном. Ведь человек не все звуки может воспроизвести.
А вот инструментальные мелодии как раз отличается вот этими смелыми скачками и хроматизмами (движение мелодии по полутонам, например, до, до диез, ре, ре диез). Спеть это непросто, а сыграть на инструменте запросто!
И мне приходилось работать с композиторами-инструменталистами, которые вдруг решили написать произведение для хора с оркестром, и на репетиции композитору приходилось делать правки в нотах! Почему? Потому что хористам было очень сложно спеть определенный пассаж. Этот пассаж по природе своей был не вокальный, а инструментальный.
Этим примером хочу подчеркнуть разницу между вокальной и инструментальной мелодией.
Да, мелодия-царица музыки.
И иногда композиторы пишут произведение просто для одного инструмента-этот инструмент играет одноголосную мелодию без сопровождения.
Например, у Баха есть Соната для скрипки и Соната для виолончели без сопровождения. И исполняется на этом инструменте одноголосная мелодия, хотя на скрипке и виолончели возможно сыграть и созвучие. Но это такая задумка композитора, чтобы данное произведение исполнялось одноголосно на одном инструменте, только мелодия.
Мелодию называют душой музыки, одаривают различными эпитетами: благородная, возвышенная, вдохновенная, грациозная, сладостная, грустная, прекрасная, таинственная...
Чайковский, Рубинштейн, Рахманинов и другие композиторы оставили нам произведения, которые так и называются "Мелодия". И они как бы олицетворяют музыкальность самой музыки.
Есть много видов мелодии, можно выделить мелодии-речи, мелодии -монологи. Интересный факт-считается, что каждая эпоха придает мелодии свою неповторимую окраску и характеристику. Многие мелодии Баха не столько "поют", сколько страстно и возвышенно "говорят" с нами. Им присущ ораторский пафос. И этот пафос, напряжённый и вдохновенный, передаётся и слушателю.
В эпоху романтизма мелодия окрашивается в другие жанровые тона. Мелодии музыкальных легенд, поэм и вокально-инструментальных баллад погружают вас в атмосферу тревожных и необычных событий.
Каждая мелодия окрашена по-своему, у каждой мелодии свой тембр, свой регистр, свой образ, свой характер, своё настроение.
Объединяет все эти мелодии одно-они прекрасны, их хочется слушать, они делают нас лучше.