В последнее время проводил много мастер-классов в телеграм чатах, где собираются музыканты, авторы, и заметил, что чаще всего от участников таких встреч вопросы возникают именно по оформлению своих идей в музыке:
Как найти идеи для своих сочинений?
Как можно реализовать задуманное?
Какими музыкальными средствами изобразить тот или иной образ?
Как подступиться к композиции?
Как пользоваться своими идеями, и как мыслить, чтобы получилось сочинить настоящее произведение?
Меня зовут Евгений Григорович — композитор, импровизатор и аранжировщик, делюсь знаниями как сочинять, импровизировать и продвигаться в музыке, даже если нет музыкалки за спиной!
Я знаю о сочинении музыки столько, что даже обучал преподавателей композиции в Харбине(КНР🇨🇳)🤯
И я постоянно обращаю внимание, что далеко не каждому удаётся организовать свои идеи по композиции в голове, чтобы направить их в сочинение. Постоянно что-то тормозит.
Вижу, что многие творческие люди, кто пытается создавать свою музыку, как будто мечутся между разными идеями, перебирая их, постоянно перекручивая в своём сознании, а до полноценного сочинения так и не доходит.
Более того, меня постоянно спрашивают: Евгений, а как вы можете быстро подсказать ученику, откуда у Вас вообще столько идей в голове, как вы с ними уживаетесь, как воплощаете все это в музыку?
Начинаю разбирать эти ситуации и понимаю, что всё дело в выстраивании процесса сочинения, в работе с идеей, в подходе к подбору идей для одной композиции и в организации своей фантазии.
Что с этим делать? Сейчас расскажу!
У творческого человека каждый день наполнен гущей событий, амбиции от происходящего вокруг переполняют, а эмоции, порой, просто переходят все границы настолько, что разрывает изнутри.
Он просто захлёбывается всем этим. Он чувствует жизнь, и не только жизнь, а историю, культуру, быт, веру и всё происходящее вокруг особенно остро и переживает исключительно эмоционально.
Конечно, для творца важно куда-то направить свою реакцию, свой взгляд и мысли!
Часто возникает потребность - выплеснуть все, что внутри, и вот, как раз это все, что внутри - и направляется в музыку.
Кстати говоря, в тот момент, когда происходит анализ в голове, возникают вопросы - «как можно всё, что внутри направить в музыку, реализовать уже какими-то музыкальными средствами?» - и начинается процесс композиции, потому что он напрямую связан с воображением.
Часто мне задают вопросы: как со всеми этими эмоциями и амбициями уживаться, и как мне удаётся находить музыкальные решения, с ходу реализовывать задумки подходящими музыкальными средствами?
Даже недавно, провожу я практикум по композиции (такая программа, где мы учимся создавать музыку от нуля до релиза, то есть с момента создания идеи - до выпуска на музыкальные платформы. Подробнее тут по ссылке, если интересно)
И вот я вижу, как многим ребятам, кто проходит практикум, очень сложно просто стартануть, а если и стартанули, то не захлебнуться идеями, реализовать их.
Но, бывает даже такое, что не доходит не то, что до полноценного сочинения, а вообще даже до процесса фиксации этих идей, задумок, а имеющийся талант не помогает.
(с этим и другими музыкальными вопросами я помогаю на бесплатных консультациях и в индивидуальной работе - узнайте больше в моём Телеграм канале).
------------------------------------------------------
Как сочинять, импровизировать и продвигаться в музыке?
В моём телеграм канале «Будни Композитора» я делюсь закулисьем жизни композитора — творчество, концерты, инструменты, релизы, успехи и провалы, провожу уютные лайв-встречи, делюсь наблюдениями и профессиональными секретами, которых нет в открытых источниках...
⚡️Подписывайтесь на Будни Композитора!
------------------------------------------------------
Нужно понимать, что творческое состояние — это выработка адреналина.
Когда хочется что-то написать, и тем более уже появляются какие-то мысли в голове, которые хочется оформить, ты весь горишь, потому что у тебя внутри всё бурлит. Ты уже понимаешь, что вот-вот стоишь на пороге создания музыки, и ощущение ожидания переполняет.
Знаете, ощущение ожидания, оно гораздо сильнее, чем само действие.
И вот здесь, самое главное - не перегореть!
Поэтому, нужно формулировать для себя самого мысли конкретно, прежде чем их оформлять в музыку.
Бывает, ученики мне говорят: «У меня много идей, есть несколько задумок.»
Нет, ну больше, конечно, лучше, чем меньше, это замечательно.
Но, по опыту я уже понимаю, что много мыслей в композиции равносильно, то есть равно - ничего конкретного.
И так, между прочим, не только в композиции, а практически в любом процессе, потому что когда очень много мыслей, особенно разношерстных, их очень сложно организовать.
Допустим, мне говорит человек:
«Я хочу написать что-то экспериментальное.
Очень нравится джаз, по-любому буду использовать джазовую гармонию. Хочу, чтобы людей цепляло, чтобы мелодия была такая яркая, запоминающаяся. В припеве у меня будет поэтому одно слово, которое будет постоянно повторяться.» - такие у него идеи.
Или другой ученик:
«Я сам сейчас пошёл учиться на ударных инструментах, и мой препод там купил себе маримбу. Вот, я поиграл, мне так понравилось, буду использовать этот инструмент.
Ну, наверное, только в конце, не сразу, потому что очень уж какой-то колористичный тембр. Да и вообще мне надоели все эти тембры, как у остальных. Я думаю, что буду использовать что-то из саунд-дизайна.»
Я слушаю все эти мысли и размышляю:
Хорошо, вообще, что они возникают, но их надо как-то для себя конкретизировать, потому что иначе, если их не сгруппировать, они в таком хаотичном порядке могут вообще завести не туда, и до сочинения так дело и не дойдет.
Давайте попробуем систематизировать и организовать эти все выше обозначенные идеи таким образом, чтобы можно было сочинить музыку:
Вот, допустим - джаз и эксперимент.
Это сразу фьюжн.
Эксперимент, саунд дизайн, маримба - это значит, что автор будет объединять электронные тембры и акустические.
То есть, возможно, это будет электроакустическая композиция.
«Хочу, чтобы цепляло, хочу, чтобы была зацикленность, повторы» - говорит ученик. Значит, здесь должен быть яркий хук и, вероятно, какая-то рефренная форма.
То есть, в итоге - что этот ученик хочет сочинять, и как он должен сформулировать для себя эти мысли конкретно?
«Я сочиняю электроакустическую фьюжн композицию с ярким хуком и рефренной формой.»
Всё - в одном предложении.
То есть, когда он это поймёт, референсы придут сами!
А он там уже подумал - «хочу сделать джаз поэтому буду джазовую гармонию использовать» — собрался использовать джазовую гармонию. Может, она ему вообще даже и не пригодится.
И от джаза в данном случае нужно взять что-то другое, например - ритмику, манеру.
А гармония - вообще, будет более экспериментальной, современной, что чаще, как раз, характернее для фьюжна.
То есть, опять же, мы оттолкнулись сейчас от конкретики и понимаем, что хаотичные мысли, они действительно могут просто утопить.
Кстати, вот примерно таким я и занимаюсь, когда ко мне обращаются композиторы с разными запросами и проблемами.
Если и у вас есть вопросы — напишите мне в Телеграме, разберёмся!
------------------------------------------------------
Как сочинять, импровизировать и продвигаться в музыке?
В моём телеграм канале «Будни Композитора» я делюсь закулисьем жизни композитора — творчество, концерты, инструменты, релизы, успехи и провалы, провожу уютные лайв-встречи и пишу подкасты, делюсь наблюдениями и профессиональными секретами, которых нет в открытых источниках...
⚡️Подписывайтесь на Будни Композитора!
------------------------------------------------------
Бывает наоборот: идей — бесчисленное количество, и хочется все объединить вместе, ничего не упустить, чтобы, не дай Бог, никакая идея не покинула и никуда не убежала, чтобы всё, вот всё, что хочется, что есть в голове - всё реализовать.
Тут стоит фильтровать, что, вообще, может быть использовано вместе, что — нет.
То есть, какие идеи могут ужиться вместе в одном сочинении, какие стоит раздробить на несколько.
Возможно, вообще на базе какой-то даже только одной из своих задумок можно выстроить отдельное целое сочинение.
Я тут недавно словил себя на мысли, что в чем-то композитора можно сравнить с ребёнком, который приходит из детского сада или из цирка, эмоции зашкаливают, хочется все рассказать сразу, поделиться всем, что есть, мысли переплетаются, в итоге — всё перемешивается в одном рассказе и становится вообще размазано, непонятно.
Хотя, из всех этих мыслей можно собрать несколько разных, обособленных друг от друга, но вполне выстроенных и увлекательных рассказов.
То есть, бывает такое, что ребенок нагородит кучу всего, он рассказывает, а мы его слушаем и понимаем, что это очень интересно, но просто это все нужно упорядочить, систематизировать, и тогда реально получатся крутые, увлекательные повествования, истории.
Конечно, дети — это чудесно, это прекрасно. Я ни в коем случае не говорю, что они делают что-то плохо и сам кайфую, когда дочь пытается создать истории, пусть и с перемешанными событиями.
Но, в композиции всё-таки это должно быть более упорядочено, последовательно.
Именно это выделяет добротное сочинение с хорошо выстроенной логикой среди поисков, набросков, эскизов или непричесанных импровизаций.
То есть, именно упорядоченность мыслей всегда выводит хорошее упакованное сочинение на первый план и делает его настоящим, именно - «сочинением», а не импровизацией или какими-то эскизами.
Когда есть задумки - лучше всё разложить по полочкам, чтобы каждая была на своём месте.
И нужно задумываться - что с чем может стоять на одной полочке, что будет гармонично, а что лучше поставить отдельно на другую.
Допустим, какие-то небольшие книги вместе со статуэткой могут хорошо на одной полочке смотреться. А, если это будет огромнейшая фотография, портрет, то рядом с ней книги ставить не стоит, потому что портрет - уже самодостаточная отдельная композиция.
Я извиняюсь, конечно, за такие ассоциации, но я убеждён, что композиция присутствует абсолютно везде, она - вокруг нас в любом аспекте жизни. Когда мы идем домой с работы и выбираем маршрут - это тоже композиция. Когда мы готовим - это композиция.
Могу привести более музыкальный пример: есть идея - добавить этническое звучание в композицию и объединить её, например, с речитативом.
Кстати говоря, это хоть и экспериментально, но сработать может. Если дудук будет играть продолжительные длинные звуки на заднем плане, а спереди будет как раз читка текста, допустим, в манере дельфина - это может быть очень даже и эффектно.
Drum’n’bass и этника - тоже уникально, но ужиться вместе это может, особенно, под контролем, хорошего мастера-аранжировщика.
А, вот, например, сделать стилизацию в классической манере, на скрипке а-ля Вивальди или Паганини и любой ценой вплести этнику, просто потому что она нравится - это тоже, конечно, экспериментально, но выглядит это очень абсурдно.
Потому что в барокко, есть очень много тонкостей, которыми можно показать уже дух времени. То есть, здесь этника не нужна, получится «масло масляное». То же самое, что на одну полку поставить две по-своему красивые огромные книги.
Другой пример - хочу написать ambient, но использовать рычащий сакс с фруллато, со звонким тембром, и постоянную гитару с перегрузом.
Кстати говоря, это можно попробовать, но это будет очень полистилистическое сочинение. На это нужно посмотреть с точки зрения построения формы и художественной драматургии и организовать мысли уже в этом направлении. Ведь, даже «каша-малаша» должна быть оправдана для автора.
Когда это понятно композитору, тогда это будет логично и для слушателя.
Я хочу, чтобы вы поняли, ни в коем случае не призываю вас тормозить свою фантазию.
Напротив, я хочу, чтобы вы научились правильно пользоваться ей, направлять в сторону оформленной композиторской мысли, создавать с помощью неё поистине яркую, достойную новую музыку, которая может пробивать эмоции, чувства вызывать и достучаться в самое сердце!
Пробуйте, действуйте, а дальше уже будет видно.
В любом случае, это не будет зря потраченное время, потому что если у вас есть этот творческий порыв, его надо реализовать. Иначе вы будете просто не вы.
Вот этого я вам и желаю!
А ещё больше интересных материалов ищите в моём телеграм канале, подписывайтесь!
------------------------------------------------------
Как сочинять, импровизировать и продвигаться в музыке?
В моём телеграм канале «Будни Композитора» я делюсь закулисьем жизни композитора — творчество, концерты, инструменты, релизы, успехи и провалы, провожу уютные лайв-встречи, делюсь наблюдениями и профессиональными секретами, которых нет в открытых источниках...
⚡️Подписывайтесь на Будни Композитора!
------------------------------------------------------