Найти тему
кладовка

костюмер: история профессии

Оглавление

всем привет! мы уже разбирали работу в театре и кино, а именно, гримера. но еще большее удовольствие, когда смотришь на сцену или через экран монитора - костюмы. иногда они так поражают взгляд, что не верится в сделанное руками человека. но откуда и когда появились костюмеры, и что им нужно, чтобы вступить в должность?

история

из-за того, что первые театры носили передвижной характер, во многом костюмерам просто не оставалось места, и актеры использовали купленную одежду и пытались малыми силами показать свой образ на сцене; но вот когда наступил уже 15-й век, театр стал стремительно развиваться, и костюмерам появилась ниша. из-за нехватки актеров по разному типажу многие играли сразу по несколько ролей (и это до сих пор остается), поэтому за кулисами их ждал уже подготовленный человек с легко надеваемым костюмом. конечно, театральные не сравняться с теми, которые показывают в кино, но об этом подробнее - позже.

изначально, если мы говорим про театр, использовались самые простые материалы, которые создавали либо образ крестьян, либо - стражников, оборванцев или королевскую кровь. с помощью различия в цветах и устоявшихся стереотипах об образах, костюмеры не только стараются создать и поддерживать одну гамму на протяжении одной сцены или всего произведения в целом, но и дать нам понять, кто есть кто.

со временем театральное искусство усложнилось; начали использоваться не только новые ткани, но и фасоны тех стран, о которых начали писать сценаристы. художник по костюмам создавал, швеи - шили, гримеры - красили актеров, и вместе они создавали тандем образности. вместе с усложнением искусства начались изменения и в самих костюмах. со временем, когда театр стал не массовым средством развлечения, а элитарным искусством, художники во многом старались создать зрелищность на сцене, дабы оправдывать свое имя, что ярко показывается на рубеже 18-19 века (1900-1910): этот период описывают, как "ярко загорались пурпуры костюмов", особенно в балетном искусстве.

"Имитации драгоценных камней придумывались также при помощи аппликаций фольгой и краски. Пояснения на эскизах, скорее всего, давались для сотрудников красильной мастерской, чтобы они создавали при помощи рисунка определенную фактуруткани.
Постановки новых балетов обходились гораздо дешевле из-за ориентации на живописность в костюмах и декорациях. Сократились расходы на приобретение материалов, в том числе дорогих тканей. Исчезла необходимость в большом количестве аксессуаров, так как яркие цвета и оригинальные фактуры костюмов сами по себе привлекали внимание и делали образ завершенным. Константин Коровин вспоминал: «За роскошь спектаклей [нас] упрекали газеты и контроль императорского двора, который тоже хотел придраться и был невольно удивлен, что новые постановки выходили вчетверо дешевле прежних»!"
Инна Войтова, "ярко загорались пурпуры костюмов"

по течению истории театр перестал быть массовым, и его место заняло кино, которое из-за своего влияния образовывало, основываясь на уже созданных стереотипах или создавая свои, устоявшиеся со временем в определенные "флажки": в 20-х 30-х женщины с открытыми плечами и вечерними платьями, мужчины - во фраках, с бабочками.

-2

роль костюмов

костюм пытался представить персонажа еще до того, как заиграет его образ, учитывая и сеттинг - время, место действия. сейчас в мире существует такой термин, как "сторителлинг" - т.е. костюм дает представление зрителю в плане его социального статуса, небольших черт характера, даже его роль в сюжете. именно из-за них появились такие образы, как "девушка в белых колготках" (финансовое благополучие, социальный статус, инфантильность), тот самый пресловутый образ заучки, всегда сопровождающийся очками, "глупая блондинка", и брутальный мужской персонаж, одетый в кожаную куртку и футболку с рокерской группой.

как говорится в одной из статей, костюмеры надевают мужского персонажа в зависимости от его рода деятельности и социальной роли (отец, дядя; полицейский, учитель), а женщину - с упором на показание гендера, чтобы любой догадался, что перед ним именно девушка.

как у мужчины, так и у женщины, существуют устоявшиеся роли, под которые каждый костюмер подстраивает образ: традиционный (невинная и правильная), героический (руководители, иногда стереотипно маскулинные), демоно-роковой (яркий макияж, особенно - красная помада, дерзкая и немного высокомерная), по определению Е.А. Потехина. т.е. любой костюм, как говорилось в самом начале - это способ сначала описать персонажа без реплик, а затем - поддерживать его образ. под конец фильма/постановки он может также смениться после определенного сюжетного поворота. нельзя не упомянуть рождение голливудской зрелищности - чарующие и противопоставленные "нормальности" образы; показ эффектного амплуа, образы уверенных и стильных и богатых, в мехах.

-3

необходимые навыки и особенности работы

как происходит сам пошив костюма?

художник создает эскиз вместе с размышлениями режиссера об образе персонажа. затем для швей подбирается ткань после утверждения костюмов, также в него входит не только основная часть - платье или брюки с блузой, но и аксессуары, создающиеся вместе с реквизитором, а также необходимо понимание о наличии или отсутствии грима, поэтому эти трое работают сообща. в итоге для каждого актера создается свой костюм по его параметрам: специализированное белье, обувь и головной убор, верхняя одежда, дополнительные элементы (платки, трость, украшения), и каждый собранный на вешалке костюм сопровождается ярлыком с именем-фамилией актера. после того, как костюм сшит, его отправляют в гримерку, проверив сохранность, а после костюмер заботится о сохранности каждого созданного произведения - чинит мелкие детали или серьезный ремонт при необходимости, чистит, хранит, отправляет в прачечную. а когда спектакль сходит со сцены, многие костюмы попросту остаются в запасе, и со временем даже образуют целый музей. также костюмер часто помогает за кулисами одевать костюмы актерам.

костюмер может работать в театрах - оперных, камерных, драматических; в филармониях, теле-кино студиях, или содействовать в гастролях певцу/актеру. для обучения на костюмера стоит пройти курсы, но при необходимых навыках и связях можно попасть туда при наличии только среднего общего образования (мне кажется, это вранье). лучше всего пройти специализированные лекции по профессии художника костюмов, дизайнера.

но какие навыки нужны? виды, расходность тканей; сочетание материалов и цветов, знания в области костюмерии, исторических периодов и умения работать с информацией, а также ухаживать за вещами, правильно их сортировать. навыки работы с коллективом, быстрая реакция, умение сориентироваться и найти выход из любой ситуации, стрессоустойчивость: об этом говорит костюмер Анастасия Романова:

"Первое – стрессоустойчивость. Костюмер – очень эмоционально нестабильная профессия. Актеры, режиссеры, художники – люди сложные. Работа идет на износ. А сам рабочий день зачастую длится 12-14 часов. Второе качество – ответственность. Фразы «я не успел», «не получилось», «не увидел» не принимаются, ведь от одного костюмера может зависеть весь спектакль или проект. Также важно трудолюбие, находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения. И конечно – любовь к профессии."
С какими трудностями вы сталкиваете?

С ситуациями, когда надо быстро что-то придумать, принять решение. Нужно подшить, а нет иголки? Значит, надо приклеить. Чего-то не хватает? Надо снять с себя.
-4
что же, вот и конец статьи! было ли вам интересно прочитать про эту профессию? может, у вас есть знакомые-костюмеры? поделитесь мнением в комментариях!
чтобы читать больше о кинематографе, литературе и писательстве, подписывайтесь на канал.
источники: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-zhenschiny-v-kino-v-kontekste-dizayna-zhenskogo-kostyuma
https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdenie-gollivudskoy-zrelischnosti-vizualnaya-ekspressiya-i-povestvovatelnye-funktsii-kostyumov-v-nemyh-filmah-sesila-b-demillya/viewer
https://cyberleninka.ru/article/n/yarko-zagoralis-purpury-kostyumov-novye-vyrazitelnye-vozmozhnosti-tsveta-v-russkom-baletnom-kostyume-1900-1910-h-gg/viewer
https://www.profguide.io/professions/Kostyumer.htm
https://www.vikids.ru/articles/professiya-kostyumer-kak-osvoit-kakoy-uroven-zarabotnoy-platy-kakie-navyki-nuzhny
https://designersfromrussia.ru/est-takaya-professiya-kostumer/