Найти тему
Субъективно о кино

Фильм о «люберах»

Фильм "Меня зовут Арлекино" (1988). Режиссер: Валерий Рыбарев. В ролях: Олег Фомин, Светлана Копылова, Людмила Гаврилова и др. По мотивам пьесы Юрия Щекочихина "Ловушка 46, рост второй"

Поздний СССР. Маленький провинциальный городок.

Постер фильма
Постер фильма

Главный герой – Андрей Савичев по прозвищу Арлекино (Олег Фомин). Он – «главарь» местной молодежной группировки.

Арлекино - Андрей Савичев.
Арлекино - Андрей Савичев.

Сами они себя в фильме называют «вагонка». Сколько таких группировок было в позднем СССР – неизвестно, самая известная – «люберы» из подмосковных Люберец.
Но в фильме фигурируют Минск, Гродно и ж/д станция Поречье.

«Вагонка» качается и тренируется в драках. Один за всех и все за одного.

Милиция, надо сказать, их не жалует и постоянно проводит воспитательные беседы.

Воспитательная беседа милиции с местной молодежью
Воспитательная беседа милиции с местной молодежью

Это настоящие патриоты своей Родины – они борются с тлетворным влиянием запада, ставят на место металлистов, остригают хиппарей. Периодически наезжают со своими рейдами «за все хорошее» в ближайший крупный город (в фильме – Минск).

В общем – олицетворение всего самого хорошего и положительного. Добро, оно же должно быть с кулаками, а еще лучше – с ножом и кастетом. Неправда, ли?
Хотя добро с атомными бомбами и авианосцами – еще круче.

Параллельно с ними живет-поживает другая группировка – мажоры. Они ездят на машинах, сидят в приличных кафе, не дерутся. Там каждый за себя и нет коллективизма. Они циники и им плевать и на хиппи, и на металлистов, и на тлетворное влияние Запада. Они делают карьеры и деньги.

И эти два мира не пересекаются. Они бы вообще никогда не пересеклись, если бы…

Если бы не любовный треугольник.

Любовь к одной девушке, которая мечется между двумя парнями, заставляет пересечься эти два мира.

И здесь вдруг оказывается, что мажоры, которые не качаются и мало тренируются, вполне могут за себя постоять, используя диковинные приемы, которые тренера ушу и каратэ показывают только «особым» ученикам в личных тренировках.

И что вся крутизна «вагонки» тут же спадает, как только они сталкиваются с равными по силе и мастерству противниками… Одно дело – гонять гопников, которые и толком постоять за себя не могут, совершенно другое – иметь дело с теми, кто в состоянии постоять за себя.

И вдруг оказывается, что индивидуалисты-мажоры при возникновении внешней угрозы – куда сплоченнее и организованней «вагонки». А все «один за всех и все за одного» сменяются «ты с кем связался? У них же всё куплено!».

Конец фильма "Меня зовут Арлекино" – тогда казался трагичным. Потом наступили «святые девяностые», «весёлые нулевые» и «жестокое» наказание девушки и Арлекино от отвергнутого девушкой мажора показалось уже детским лепетом, так психологическими штучками-дрючками…

Фильм "Меня зовут Арлекино" интересен именно показом психологии «вагонки». «Люберы» давно ушли в область легенд, но периодически возникают «православные дружины», «казачьи патрули», которые бьются за здоровый образ жизни и против тлетворного влияния Запада. И что характерно – почему-то все эти «неравнодушные граждане» воюют исключительно с теми, кто не может дать отпор… Одним наклеивают наклейки на лобовое стекло за неправильную парковку или грубое вождение, а в это время всякие мажоры на ломбаргинах рассекают по Москве, и ездят «как хочу», а «неравнодушные граждане» этого предпочитают не замечать…

Так что фильм в чем-то вполне современный.

А еще этот фильм интересен отличной игрой Олега Фомина - Арлекино. Он в фильме совершенно разный - просто сравните выражение его лица и тембр голоса в кафе, в разговоре с хиппарем и в другим сценах.

К сожалению, после перехода на режиссерскую работу Фомин стал брать только второстепенные роли второго плана. Но может это и к лучшему - в большинстве фильмов его невозможно узнать - в каждой роли он совершенно разный. Актер с Большой Буквы!

Еще один фильм про поздний СССР, где фигурируют молодежные группировки. Уже чисто криминальные и поставленные на службу местному боссу мафии.