Всем привет! Сегодня обсуждаем семейную сагу "Обещание" южноафриканца Деймона Гэлгута, роман - лауреат Букеровской премии 2021 года. Шестидесятилетний автор входит в правящий "триумвират" южноафриканских писателей, обладателей Букеровской премии (двое других - Надин Гордимер и Джон Максвелл Кутзее, дважды Букеровский лауреат). Гэлгут при удачном раскладе мог бы оспорить у Кутзее его верховенство - ведь сам он был номинирован на Букер трижды( за романы "Хороший доктор" в 2003-ем, "В странной комнате" в 2010-ом и "Обещание" в 2021-ом), но судьба улыбнулась ему только с последним романом, идею которого автору подсказал друг, последний выживший человек в своем собственном роду. Давайте же попробуем эту экзотическую южноафриканскую семейную сагу на вкус...
Самым ярким впечатлением детства для Амор Сварт стал случайно подслушанный разговор между родителями, во время которого отец клятвенно заверяет умирающую от рака мать, что после её смерти служанка Саломея, долгие годы прослужившая семье верой и правдой, получит в награду домик на окраине семейного поместья Свартов, в котором живёт вместе со своим сыном Лукасом. Десятилетия сменяют годы, Амор взрослеет, семья разваливается, Сварты один за другим умирают, а Саломея так и живет в доме, который принадлежит ей лишь формально. Суждено ли давнему обещанию быть выполненным, или оно так и сойдет в могилу с последним из Свартов?
Гэлгут использует для своей семейной саги испытанный временем приём изображения распада отдельно взятой семьи на протяжении нескольких десятилетий на фоне экономических и политических потрясений страны. В случае Свартов этими потрясениями становится апартеид в ЮАР с его расовой сегрегацией, беспорядками в бедных пригородах (тауншипах) и экономическим кризисом. Гэлгут мастерски и исчерпывающе даёт читателю понять, что почти пятьдесят лет апартеида не могут пройти бесследно, и его ядовитые плоды способны отравлять жизни ещё не одного поколения потомков белых колонистов за их грехи. Сознание Свартов так долго развращала расовая сегрегация с её неписанными правилами, согласно которым, например, разграничение между чернокожим водителем и хозяином должно быть очевидным - вот почему хозяину следует ездить исключительно на заднем сиденье, где коренному чернокожему населению запрещено владеть землёй, а смешанные браки под запретом, ведь "вода и масло не смешиваются"(с), что это не могло не отразиться на их межличностных взаимоотношениях, отношении к жизни и не толкнуть семью в пропасть. Удивительно ли, что Мани Сварт, всю жизнь обманывавший супругу, уже на другой день после её смерти отказывается от данного ей обещания? Что заставляет его сына Антона, отлучённого отцом от дома за дерзость и помотавшегося по свету в поисках самого себя не хуже шолоховского Григория Мелехова, вернуться однажды в отчий дом и предать светлые юношеские идеалы мещанским существованием в приходящем с годами в упадок поместье, усугубленным неконтролируемыми тратами и алкоголем, доводящим его до самоубийства? Почему Астрид, считавшаяся самым рациональным ребёнком в роду Свартов, бросается из одной любовной авантюры в другую ради плотских утех и богатства, сводящих её в могилу? И почему Амор все же принимает решение взять на себя ответственность и завершить то, что так и не решился завершить никто из Свартов? Может быть, виной всему невыполненное обещание, и оно висит над Свартами Дамокловым мечом, словно семейное проклятие, пока его не исполнят? Недаром ведь облегчение Амор, с передачей домика Саломее вроде бы окончательно лишающейся всего, но обретающей при этом внутреннюю свободу, буквально выливается на читателя с последних страниц романа.
Отдельно хочется остановиться на форме повествования. Современные авторы давно приучили читателя к тому, что оно не обязательно должно быть линейным, что пространственно- временной континуум в литературе - вещь легко нарушаемая. Однако я чуть ли не в первый раз встречаю роман, полностью написанный косвенной речью (лингвисты поймут, для людей, от лингвистики далёких, поясню, что это такой тип речи, который позволяет автору передать всё сказанное героями собственными авторскими словами). То есть роман написан сплошным текстом, без прямой речи: без кавычек, без разделяющих реплики героев дефисов, без диалогов - от слова "совсем", и больше напоминает поток чьего - то спутанного сознания. А учитывая, что повествование постоянно мечется между основными и второстепенными персонажами, очень сложно определить, кто же из них что сказал. Литературные критики восторженно причисляют такой стиль повествования к отдельному искусству Гэлгута и подлинной изюминке его книги, но мне лично читать было тяжеловато.
Впрочем, человек существо такое, что если история нравится, он привыкает ко всему, даже к этой немалой шероховатости текста. Мне, как давнему поклоннику жанра семейной саги, за хитросплетениями жизней нескольких поколений дисфункциональной семьи Свартов следить было достаточно интересно. Это классическая семейная история (если отбросить экзотическую тему апартеида) о верности семье, о взаимоотношениях отцов и детей, о предательстве, о вине, об искуплении, о времени и смерти, тема которой является в произведении превалирующей ( в романе много детальных описаний подготовки к похоронам и непосредственно траурных церемоний), перед лицом которой все мы равны, независимо от того, рождены чёрными или белыми. А еще много символизма и отсылок к библейским сюжетам (чего только одно имя Саломея стоит!) и сюжетам мировой литературы, что мне всегда импонирует. И если вы любите подобные истории, и вас не смущает специфическая манера повествования и общая атмосфера депрессии - welcome!- эта история рискует вам понравиться.
На этом прощаюсь, дорогие друзья! А вы читали "Обещание"? А может быть, другие книги Гэлгута? Что думаете о книгах с нетрадиционной манерой подачи? Делитесь в комментариях, обсудим, подискутируем! Я же отправляюсь читать остросюжетный триллер неизвестного пока мне автора Шэрон Болтон "Маленькая чёрная ложь". В следующий раз познакомлю с ней и вас, а заодно подробно расскажу о книге, синопсис и обложка которой обещают очень мрачную детективную историю. Всем только позитивных эмоций от книг! До новых встреч на моём канале!