Найти тему

КАКОЙ ЦВЕТ У ЭКОНОМИКИИ УПРАВЛЕНИЯ?

Как разноцветен мир, так богата палитра экономической деятельности человека. Вопрос только в том, какой цвет выбираем мы, – темный индустриальный или зеленый экологичный? И как выглядит структура управления нашей компанией – может быть она красная, а может быть – желтая… На этот счет есть что сказать заведующей кафедрой экономики и менеджмента УГГУ Людмиле Мочаловой.

С развитием промышленности и индустриализации экономики в палитре хозяйственной деятельности все больше стали доминировать темные оттенки. Черный и коричневый ассоциируются с загрязнением окружающей среды – выбросами в атмосферу вредных веществ, их сбросами в водную среду, размещением отходов и мусора на территории.

Почерневшие и покоричневевшие виды хозяйственной деятельности потребовали озеленения, в результате чего была разработана концепция «зеленой» экономики. Данная концепция предполагает проведение природоохранных мероприятий, обеспечивающих ликвидацию и предотвращение загрязнения окружающей среды, другими словами, очищение от неприятного черного и коричневого цветов и превращение ее одеяния в различные оттенки зеленого цвета.

Зеленый цвет, как правило, ассоциируется с цветом деревьев и растений. Есть еще термин «синяя (голубая) экономика», который вызывает явные ассоциации с водой и морем. В одном случае он означает использование моря и его ресурсов для устойчивого экономического развития, в другом – любую экономическую деятельность в морском секторе (рыболовство, переработка морепродуктов, судоходство, портовая инфраструктура, судостроение и ремонт судов, добыча газа и нефти на шельфе, морское строительство, морской и прибрежный туризм, услуги морского бизнеса и др.).

С развитием цифровых технологий в 21 веке возник термин «белая экономика», характеризующий экономику, созданную молодыми предпринимателями стартапов и цифрового бизнеса. Данная экономика растет экспоненциальными темпами: предприниматели набирают силу и вытесняют крупные традиционные компании с рынка. Хоть данная экономика не связана напрямую с природой, однако те, кто ее развивает, имеют образ жизни, отличный от предыдущих поколений по способу потребления и поведению: им важна забота об окружающей среде. Еще для них важно сотрудничество и гибкость в достижении баланса между работой и личной жизнью.

Понятия «белая экономика» и «черная экономика» применяются в классификации типов формальной (наблюдаемой) и неформальной (ненаблюдаемой, теневой, скрытой) экономики. В данном случае белая экономика – это официальная экономика, черная – нелегальная, подпольная экономика, связанная с запрещенными и опасными видами деятельности (например, наркобизнесом). Есть еще серая экономика, которая связана с получением неконтролируемых государством доходов.

Кто бы мог подумать, что есть еще фиолетовая (пурпурная) экономика. Это часть экономики, которая способствует устойчивому развитию за счет продвижения культурного потенциала товаров и услуг и обеспечения культурной жизнеспособности конкретной территории. Фиолетовая экономика определяется как форма территориальной экономики, в которой территории, успешно сохраняющие и продвигающие различные аспекты своей изначальной идентичности, будут пользоваться реальным конкурентным преимуществом. Это культурное возрождение местной окружающей среды, однако, не означает отсутствия интереса к более отдаленным обществам.

-2

Еще более разнообразны по цвету «управление» и связанные с ним термины. Маститый практик Валерий Разгуляев описывает восемь основных типов управления, которые он обозначил разными цветами:

  • черный, ассоциируемый с анархией, безнадегой, разрухой, приближением близкого конца, связанный с отсутствием какого-либо управления и несения кем-либо ответственности;
  • синий, возникающий при работе группы экспертов (каждый имеет опыт в своей узкой сфере деятельности) по созданию ценности для потребителя, считающих именно свою область наиболее важной;
  • зеленый, характеризуемый управлением семьей, в которой самое главное – это люди (члены семьи), которым прощается их несовершенство, ценятся, прежде всего, личные качества, что создает «погоду в доме», но не приносит значительных профессиональных результатов;
  • красный, связанный с ситуацией, когда один человек (монарх/король) несет полную ответственность за все происходящее в своей монархии/королевстве, единолично управляет всеми остальными, раздавая сам указания и лично спрашивая с каждого; такая ситуация полезна при выполнении грязной работы, требующей совместных усилий группы лиц;
  • желтый, означающий классическую бюрократию со всеми плюсами и минусами для каждого сотрудника: с одной стороны, все четко и ясно, понятно, кто и за что несет ответственность, с другой – скучно, однообразно, задокументировано, без каких-либо положительных перемен;
  • пурпурный, наблюдаемый в классической корпорации, где постоянно ведется вечная гонка и конкуренция всех со всеми, реализуется принцип «цель оправдывает средства», позволяющий все ради результата;
  • бирюзовый, идеально подходящий для постоянно меняющейся ситуации и означающий полный отказ от руководителей, несение полной ответственности за выполнение взятых на себя обязательств самими работниками;
  • белый, олицетворяющий идеальный тип управления (управления будущего), в котором сотрудники добровольно подчиняются выбранному ими руководителю, необходимому для наилучшего раскрытия их предназначения, и несут полную ответственность за решение ими в рамках этого подчинения задач.

Маркетолог и стратег Святослав Бирюлин предлагает методику, позволяющую руководителям компаний эффективно развивать свой бизнес, в том числе объясняет, в чем заключается разница между красной и желтой стратегиями. Красная стратегия – это стратегия развития продукта, жизненный цикл которого измеряется десятилетиями; стратегия, когда компания идет к цели заданным путем, строит и реализует жесткие планы. Она подходит компаниям, работающим на медленно развивающихся рынках, редко диверсифицирующим свой бизнес. К ним относятся те, что работают в сфере металлургии, тяжелого машиностроения, авиастроения и т. п. Противоположностью красной стратегии является желтая стратегия – стратегия развития организации, которая предусматривает более гибкий подход к планированию. Она подойдет компаниям, работающим на быстро развивающихся рынках, с продуктами, имеющими короткий жизненный цикл.

-3

Каждый цвет вызывает какие-то ассоциации. Общеизвестно представление, что зеленый цвет означает спокойствие. Зачастую зеленый служит маркером экологического благополучия или денег. Однако специалисты признают, что пока нет шпаргалки для выбора идеального цвета для брендинга и продвижения товара. Предпочитаемый цвет зависит от личных переживаний отдельно взятого человека.