Найти в Дзене
Ридус

Повелитель «Кобр» и авианосцев: самому легендарному летчику современности исполнилось 75

Оглавление

Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Пугачев навсегда вписал свое имя в историю советской, российской и мировой авиации. Его фамилию носит уникальная фигура высшего пилотажа. Он же первым посадил на палубу тяжелого авианосного крейсера (ТАВКР) «Тбилиси» (в будущем получившего название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») палубный истребитель Су-27К (Су-33). Виктору Георгиевичу принадлежит целый ряд мировых рекордов, установленных на самолете Су-27, в том числе по скороподъемности на высоту 3, 6, 9 и 12 тысяч метров. 8 августа этого года Виктору Пугачеву исполнилось 75 лет.

Мечта о небе рождается в детстве

Детство Виктора Пугачева проходило, как и у всех его друзей-ровесников: в то время на улице, в школе, на рыбалке.

— Мысль поступать в летное училище родилась задолго до поступления, но не как бы сама собой, вспоминал Виктор Георгиевич. Рядом находился аэродром Ейского высшего военного авиационного училища летчиков имени В. М. Комарова. Полеты истребителей Су-7, Су-17, разных вертолетов рождали в мальчике романтический восторг. Его и друзей пускали на территорию гарнизона, в спортзал; они знакомились с курсантами, смотрели их тетради.

На вступительных экзаменах в это летное училище пришлось выдержать конкурс около 10 человек на место. В училище теоретический курс включал высшую математику, физику, сопромат, теоретическую механику, теорию двигателя и прочие дисциплины на институтском уровне. Высочайший уровень преподавания и четкий распорядок дня помогали юноше выдерживать нелегкую нагрузку.

На 2-м курсе началась подготовка к полетам на чешском учебно-тренировочном самолете Л-29 («Дельфин»). Виктор вылетел самостоятельно в числе первых. Затем вся группа Пугачёва вылетела одна из первых на «спарках» Су-7У.

В марте 1971 года он уже был инструктором курсантов-выпускников. Под руководством наставников сам учился, став летчиком-инструктором 1-го класса. В 1973 году хотел поступать в Школу летчиков-испытателей, но шансов получить туда направление из училища практически не было. Однако в 1976 г мечта Пугачева осуществилась: он поступил в Школу летчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности СССР. За полтора года обучения Пугачев освоил почти все типы истребителей: Су-7, Су-15, Су-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Як-28 и тяжелых самолетов: Ан-24, Ан-26, Ту-16, Ту-124, Ил-18, налетав в общей сложности свыше 300 часов.

По окончании школы в декабре 1978 года Пугачёва направили в Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова, в отряд истребителей, летчиком-испытателем 3-го класса.

С первых дней работы в ЛИИ он, несмотря на молодость, принимал участие в исследованиях по всем разделам летных испытаний: газодинамической устойчивости, прочности, «устойчивости и управляемости» и прочим характеристикам; летал на МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31 и других самолетах вторым пилотом и командиром. К 1980 году стал летчиком-испытателем 2-го класса и параллельно учился на факультете самолетостроения Московского авиационного института.

Судьбоносное событие

В.Пугачев (в центре) с автором статьи (справа)
В.Пугачев (в центре) с автором статьи (справа)

Его друг и однокашник по ШЛИ Н. Ф. Садовников познакомил Пугачёва с летчиками ОКБ Сухого. Вот что вспоминал Виктор Георгиевич о том времени:

— Я захаживал в летную комнату ОКБ не без дрожи в коленях, потому что мог увидеть там великих летчиков испытателей ткаих, как В. С. Ильюшина, А. С. Комарова, А. Н. Исакова…

Когда в октябре 1980 года в ОКБ потребовался летчик-испытатель, то заканчивавший институт Пугачёв получил добро на переход благодаря поддержке «суховцев» и командира своего отряда А. А. Муравьёва. Работа в ЛИК (летно-испытательном комплексе) ОКБ началась с полетов на Су-17, Су-24, Су-25. В 1981 году ему доверили вылет на одноместном истребителе-перехватчике Т-10С, улучшенной конфигурации Т-10, прототипа Су-27. А в 1982 году Пугачёв поднял в небо Т-10-15 (первый серийный образец Су-27) и был назначен его ведущим летчиком-испытателем.

В 1984 году после завершения испытаний Су-27 стали поступать в войска, хотя официально на вооружение в ВВС приняты постановлением правительства только 23 августа 1990 года, когда были устранены все его недостатки. Самолет получил обозначение Су-27С (серийный), а в авиации ПВО — Су-27П (перехватчик).

Первый советский авианесущий крейсер

На рубеже 1983–1984 годов на Николаевском судостроительном заводе был заложен первый советский авианесущий крейсер с трамплином и аэрофинишером. Также было принято решение о постройке самолета палубного базирования. В ОКБ Сухого начались работы по определению параметров взлета и посадки на Су-25 и Су-27. В Крыму построили наземный испытательный тренировочный комплекс (авиационный) (НИТКА), предназначенный для отработки лётчиками палубной авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца. На одном конце аэродрома Саки — была организована имитация посадочной палубы строящегося авианосца, на другом — трамплин.

ТАВКР Адмирал Кузнецов
ТАВКР Адмирал Кузнецов

17 августа 1987 года Пугачёв совершил первый вылет на опытном одноместном самолете Су-27К (Т-10К-1) корабельного базирования, созданном для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. На наземную «палубу» сделано несколько сот касаний и посадок. Натурные испытания проводились на тяжелом авианесущем крейсере (ТАВКР) «Тбилиси» (с 4 октября 1990 года — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), и 1 ноября 1989 года Пугачёв выполнил первую в отечественной практике посадку на палубу корабля.

— На самом деле первая посадка произошла не 1 ноября, а где-то за неделю до этого, смеется Пугачев. Числа 25 октября 1989 г. крейсер стоял на внешнем рейде в Севастополе, а я совершал его облёты для испытания радиотехнических средств. Ходил по кругу. Подо мной Севастополь, город-герой, Малахов курган…

Я спрашиваю у руководителя визуальной посадки:

— У тебя там палуба свободна? А на палубе ещё доводочные работы продолжались, краны стояли, люди трудились.

Тот отвечает:

— Палуба свободна. И по интонации я понял, что он понимает, что я хочу сделать. Я сделал заход и чиркнул колесами по палубе, первый след оставил, не опуская гак, конечно. И так ещё пять раз.

Прилетел на аэродром и говорю Павлу Ивановичу Маслову, военпреду ОКБ Сухого и нашему фотохроникёру:

— Возьми вертолёт, слетай на корабль и увидишь на совершенно девственной палубе шесть первых следов. Он слетал и снимок для истории сделал. По сути, это и была первая посадка.

Всего за время летно-конструкторских испытаний было произведено 227 полетов и 35 посадок на корабль, из них 20 — на Су-27К. Заводские ходовые испытания ТАВКР на Черном море были начаты 24 мая 1990 г. и продолжались до сентября. 25 декабря 1990 г. новый авианесущий крейсер был официально включен в состав ВМФ и получил новое название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

По завершении испытаний Су-27К получил официальное обозначение Су-33 и пошел в серийное производство. Первый ее показ широкой публике состоялся 18 августа 1991 года во время празднования Дня авиации в городе Жуковском, а 31 августа 1998 года самолет был принят на вооружение.

— У меня не было трудных машин, говорит Виктор Георгиевич Пугачёв. Все они любимые. Мне повезло. Я всегда с ними жил душа в душу. Поэтому, тьфу-тьфу, не пришлось катапультироваться, терять машины. Хотя ситуации на грани «фифти-фифти» возникали.

Однажды мы проводили полёт по программе прочностных испытаний на Су-27КУБ и попали в флаттер.Это это такой режим, при котором при увеличении скорости самолета после достижения некоторого её критического значения, его начинало сильно трясти и он разрушался в воздухе. Вибрация нарастала настолько быстро, что у лётчика не оставалось времени на снижение скорости. От начала вибраций до разрушения самолёта проходили считанные секунды.

Так вот, у нас при флаттере разрушилось переднее горизонтальное оперение, часть его улетела в воздухозаборник и двигатель загорелся. Даже фонари улетели. Я потерял сознание, а когда оно вернулось, смотрю — дождик капает. Но ничего: самолёт замечательный: крылья-то остались, сидим с напарником в креслах. На одном двигателе, но прилетели.

Но породнился я сильней всего с Су-27… Если бы он был человеком, я бы его охарактеризовал как бесконечно добро-агрессивный; боец с непревзойденными возможностями. В мире больше нет такого самолета.

Именно на Су-27 Пугачев совершил уникальные испытательные перелеты над Северным Ледовитым океаном с дозаправкой в воздухе и посадкой на ледовый аэродром на островах Грэм-Белл (81° северной широты, группа островов Земли Франца Иосифа).

В 1986 и 1993 годах на Т-10-15 установил 13 мировых рекордов скороподъемности и высоты полета (из которых 4 — улучшение своих же рекордных результатов).

Эта опасная «Кобра»

М.Симонов, В.Пугачев, М.Погосян
М.Симонов, В.Пугачев, М.Погосян

В 1989 году на французском авиасалоне Ле-Бурже советский истребитель Су-27 впервые в мире выполнил фигуру высшего пилотажа, названную впоследствии «коброй Пугачёва».

Этот элемент создавался для повышения боевых возможностей самолёта Су-27 за счёт быстрого торможения и разворота для срыва атаки противника или занятия более выгодного положения для контратаки. 24 февраля 1989 года по этой программе Пугачевым был выполнен первый полёт на режиме, который тогда назывался «динамический выход на большой угол тангажа».

— В полете истребитель задирает нос, говорит Пугачев, и в течение нескольких секунд занимает стойку, как кобра перед броском, практически не теряя высоты. При этом он весь бьется, трясется, гудит. Ему неудобно лететь, поскольку он встает поперек потока воздуха.

Однако заслуженный лётчик-испытатель Игорь Петрович Волк в своих интервью всегда говорил, что «кобра» была впервые исполнена им случайно во время одного из испытательных полётов.

— Какая случайность?, возмущается Пугачев. Программа испытаний бывает только официальной, и проводится она с определенной целью. Этот режим можно как угодно называть, но именно он был целью нашей исследовательской программы в 1989 году.

О том, что самолёт может выполнять этот режим, было известно заранее по расчетам специалистов ЦАГИ. Ничего сверхъестественного с точки зрения поведения самолёта здесь не наблюдалось. Более того, до испытательных полётов все это сто раз моделировали на стенде.

Что касается «кобры», то уже когда мы летали на салоны, создали программу исследования возможностей самолёта по срыву атаки противника, который использует пушку. Ракетная атака, конечно, вряд ли сорвётся, хотя если установить малый газ и развернуть сопла в противоположную от ракеты сторону, то вероятность промаха, безусловно, увеличится.

В 279-м отдельном корабельном истребительном полку мною была подготовлена для выполнения «колокола» и «кобры» вся группа первых палубников во главе с Тимуром Апакидзе. В эту группу входил и Игорь Кожин, ныне командующий морской авиацией. И они использовали эти фигуры в демонстрационных полётах в Севастополе на День ВМФ. Они делали «колокола» и «кобры» на палубном Су-33.

Ни один зарубежный летчик долго не мог выполнить такой номер, однако «кобра» Пугачёва была повторена в ноябре 2018 г китайским истребителем J-10B на выставке AirShow China.

Испытания продолжаются

Любимый самолет В.Пугачева Су-27© wikimedia.org
Любимый самолет В.Пугачева Су-27© wikimedia.org

За мужество и героизм, проявленные при освоении Су-27, в 1989 году В. Г. Пугачёв был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

C 1999 по 2004 год он испытывал двухместный истребитель палубного базирования Су-27КУБ, принимал участие в подготовке летчиков и летчиков-испытателей к посадке на ТАВКР «Адмирал Кузнецов» и за успешное проведение испытаний награжден орденом Мужества. В 2000 году, проявив мастерство и присутствие духа, в аварийной ситуации спас дорогостоящую технику и жизни экипажа.

В 2000–2010 годах разрабатывал методику по подготовке летчиков авиации ВМФ к взлетам и посадкам Су-25УТГ, Су-33 и Су-27КУБ на авианосец, обучал летчиков у иностранных заказчиков самолетов Сухого, участвовал в методической подготовке первого вылета истребителя 5-го поколения Т-50.

Сейчас, оглядываясь назад, Виктор Георгиевич говорит:

«Чтобы достойно прожить жизнь, достаточно быть принципиальным и честным человеком».

Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист.

Специально для Ridus.ru.