В 1957 году в Москве произошло грандиозное событие — впервые столица, скрытая доселе за «железным занавесом», принимала VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов и стала доступна иностранцам со всех концов мира! Шествия, гуляния, выставки - сотни всевозможных мероприятий, во время которых советские граждане открыто общались с людьми всей планеты.
Такое знаковое событие надолго отпечаталось не только в памяти современников и историческом архиве, но и в дизайне. В честь фестиваля было создано множество разнообразного и тематического «мерча» - открытки, плакаты, журналы и многое другое. В Московском музее дизайна хранится целый ряд вещей с символикой молодёжного фестиваля.
Эмблема фестиваля - знаменитая ромашка, один из символов эпохи. Ее автор - московский художник Константин Кузгинов. Именно его эскиз жюри выбрало из трехсот вариантов, присланных на Всесоюзный конкурс.
В одном из интервью Кузгинов рассказывал:
«Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок.
Сердцевина - земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов». Красный цвет олицетворял Европу, желтый - Азию, синий - Америку, фиолетовый - Африку, зеленый - Австралию.
Ромашка Кузгинова так понравилась, что была принята за основу эмблем всех последующих фестивалей молодежи и студентов. Ее знают во всем мире.
Фестиваль стал темой не только для новостной прессы, но и для юмористической. В коллекции Московского музея дизайна хранится выпуск журнала «Крокодил» за 1957, в котором собраны частушки, юморески и прочее народное творчество. Главный объект шуток — западная пропаганда, предостерегающая от поездок на фестиваль. Смеются над всеми, кто не поддержал фестиваль, кто боится Москвы и коммунистов. Дух праздника, открытость и даже некоторый любовный флер, сопутствующий фестивалю, «Крокодил», напротив, всячески поддерживает.
Спустя 28 лет, в 1985 году, триумф повторился - 27 июля в Москве открылся XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Грандиозное мероприятие, которое продлилось до 3 августа, собрало 26.000 человек из 157 стран мира! Разумеется, фестиваль и его символы стали главным трендом в дизайне 1985 года. Вот несколько примеров из коллекции музея:
🛑 Оцифровка коллекции проходит в рамках проекта «Общее дело» Благотворительный фонд Владимира Потанина
Партнер Московского музея дизайна - Arlight - светодиодное освещение и подсветка