Найти в Дзене

Смысл и цели СВО

Я уже говорил о парадоксе Пригожина, символ противодействия сливу СВО, заявил о выгоде СВО только для олигархов, т.е о её бессмысленности. Так вот, по поводу смысла СВО, и её целей. Государство в лице Путина с первых дней описывало цели СВО как три пункта: 1. Защита народа Донбасса. 2. Демилитаризация Украины, 3. Денацификация Украины. Довольно расплывчатые формулировки, к ним было множество нареканий, до сих пор можно слышать их интерпретации, которые только подтверждают претензии. Вот демилитаризация, часто интерпретируется как нанесение ущерба вооружённым силам Украины, а денацификация – уничтожение значительной части нацистов. Ущерб нанесён, потери есть. Большие. Всё, цели достигнуты? И какой был в этом смысл? На мой взгляд, смысл в конечном счёте в безопасности России. Не так давно, спустя более чем год после начала, российское государство открыто использовало в формулировке целей спецоперации безопасность России, вызвав яростную отповедь Шария. Известный блоггер разоблачил дл
Сводится ли большая геополитическая игра  к интересам наших олигархов?
Сводится ли большая геополитическая игра к интересам наших олигархов?

Я уже говорил о парадоксе Пригожина, символ противодействия сливу СВО, заявил о выгоде СВО только для олигархов, т.е о её бессмысленности.

Так вот, по поводу смысла СВО, и её целей.

Государство в лице Путина с первых дней описывало цели СВО как три пункта:

1. Защита народа Донбасса.

2. Демилитаризация Украины,

3. Денацификация Украины.

Довольно расплывчатые формулировки, к ним было множество нареканий, до сих пор можно слышать их интерпретации, которые только подтверждают претензии. Вот демилитаризация, часто интерпретируется как нанесение ущерба вооружённым силам Украины, а денацификация – уничтожение значительной части нацистов. Ущерб нанесён, потери есть. Большие. Всё, цели достигнуты? И какой был в этом смысл?

На мой взгляд, смысл в конечном счёте в безопасности России. Не так давно, спустя более чем год после начала, российское государство открыто использовало в формулировке целей спецоперации безопасность России, вызвав яростную отповедь Шария. Известный блоггер разоблачил для рядовых украинцев рационализм россиян, мол не защищать русскоязычных украинцев пришли русские, а решить вопрос со своей безопасностью. В чём-то верно, но напрасно. Это хорошо, когда твой язык, твою самоидентификацию защищает чья та забота о своей безопасности. Потому что надёжно. Увы, с нашей безопасностью всё не так однозначно, однако, цели СВО напрямую с ней связаны.

Сначала вообще о безопасности России в противостоянии с Западом.

Со времён СССР противостояние с Западом держалось на балансе уязвимости. Обе стороны могли нанести друг другу неприемлемый ущерб. В первую очередь - ядерным оружием. Полноценный обмен ядерными ударами был никому не интересен, но в НАТО искали возможность победы в ограниченной ядерной войне. Пока СССР имел предполье в виде стран варшавского договора в Восточной Европе, ничего перспективного у НАТО не получалось. С развалом Организации Варшавского Договора, и распадом СССР ситуация изменилась, появилось несколько стран, достаточно слабых, чтобы попасть под влияние Запада, и достаточно крупных, чтобы создавать угрозу России. У запада появилось возможность использовать часть бывшего СССР против его самой сильной части как таран. То, что было несбыточной мечтой до развала СССР стало возможным, две части СССР воюют друг с другом, и, возможно, даже ядерным оружием.

Почему Украина?

Одной из таких стран была Украина. Большое население, удачное расположение, и исторически обусловленные ростки русофобии, и экономическое западное влияние – сделали её первым кандидатом на роль тарана против России. Ключевым моментом было то, что с Украины проще начать. Хотя бы из-за ростков русофобии, над которыми в своё время основательно поработали Австро-Венгрия и Польша. Но это только закваска, только инструмент манипуляции самой Украиной. Украина с самого начала естественным образом связана с Западом экономически хотя бы как удобный транзитёр. Пока Россия была слаба, экономическое влияние запада поглотило Украину настолько, что определяло её политику. С другой стороны, экономика Украины была частью общей экономики СССР. Интеграция внутри советской экономики сделали и Россию зависимой от Украины. Не менее важно, что Украина изначально получила очень сильную армию, настолько сильную, что будь даже Ельцин в трезвом уме в 1991 году, вопрос о Крыме подкреплять было бы сложно.

Может быть это только возможность? Она не обязательно реализуется.

Последовательная раскачка Западом националистических движений на Украине как минимум говорит о том, что Запад хотел иметь рычаг управления Украиной, причём рычаг управления против России. И им регулярно пользовались, - с какой бы риторикой, с какой бы программой ни приходил новый президент – его политика двигалась в сторону националистов. Самый явный пример - переворот. но и после него националисты не ушли в тень, а стали определять информационную повестку, содержание образования, срослись с силовыми структурами, где их влияние планомерно расширялось, и это всё на фоне ничтожных успехов на выборах. То есть успех на парламентских выборах для поддержания националистической политики вообще не нужен, не важен даже президент. Порошенко пришёл на идеях мира – стал президентом войны, продвинул ксенофобские законы. Зеленский обещал договориться хоть с чёртом, лишь бы прекратить войну – стал вторым Порошенко. История Минских Соглашений была последним маркером который показал невозможность мирного исхода. Их смысл был в возврате Донбасса Украине при уменьшении эффективности националистического рычага управления, за счёт введения пророссийского Донбасса во внутреннюю украинскую политику. Именно ослабления, которое в принципе могло быть отыграно назад за считанные годы. Отказ от этих соглашений означал, что Запад не просто хочет сохранить рычаг, с помощью которого можно ударить Украиной по России, но и намерен сделать это в ближайшее время.

Можно ли было обойтись миром?

По крайней мене Россия пыталась, в первую очередь экономическим путём привязать к себе Украину. Как бы ни ругали слабость российской «мягкой силы», она была немалой, - поддержка связей с промышленности Украины, щадящая цена на газ, и под конец откровенное предложение экономических преференций и дешёвых кредитов в 14м году. Ну и конечно же поддержка «пророссийских» политических сил. Если в прямой поддержке надежды передавить Запад ещё не было просто по деньгам, то экономические связи в обозримом будущем действительно могли переломить ситуацию. Запад не стал дожидаться перелома, и просто снёс фигуры с доски, устроив переворот, заодно окончательно доказав управляемость Украины с помощью нацистского лобби. С этого момент оставался только вопрос времени.

Почему не вмешались ещё тогда?

И здесь можно вспомнить слова Пригожина о выгодности СВО только для Олигархов. Не начинали, потому что им как раз не выгодно. Дотянули до последнего. Была ещё призрачная надежда, что если не Украину удастся привязать к себе экономически, то хотя бы Запад, который ей манипулирует.

Можно ли было не начинать первыми?

Можно. Однако никакой гарантии, что в глазах «мирового сообщества» что-то бы изменилось. Если бы усилившаяся Украина с полностью вооружённой и обученной Западом армией, напала бы на Крым – с точки зрения Запада ответный удар РФ был бы всё равно агрессией. Между тем, даже перекрытие Северо-Крымского канала Украиной было вполне веским основанием для начала войны, если основываться на мировой практике. Украина вообще могла бить куда угодно, провоцируя удар России, просто обвинив Россию в провокации, ведь Запад не раз доказывал, что готов видеть вину России без всяких оснований. Сбитый российский самолёт, потопленный корабль? Сами уничтожили, чтобы обвинить Украину. Это безусловное признание Западом правоты Украины и вины России, стало уже само по себе отдельной опасностью.

Могло ли «пронести»? Если потянуть ситуацию достаточно долго, всё могло измениться.

Да, всё могло измениться, но рычаг управления Украиной, в лице националистических организаций был в руках Запада, главная проблема в том, что именно Запад мог выбирать момент, когда России всё-таки придётся нанести удар. Запад мог таким образом максимально эффективно разыграть карту Украины, обеспечив худший вариант для России.

Где заканчиваются цели спецоперации на Украине?

России нужно сделать невозможным использование Украины как тарана против неё. Это значит либо сделать очень слабой, причём без перспектив усиления, т.е резко уменьшив территорию, и население, либо убрать рычаг с помощью которого Запад пользуется Украиной, это значит сменить элиту, и провести денацификацию, как в гитлеровской Германии после её поражения, с запретами на профессию, переработкой системы образования, и судами над нацистскими преступниками в таком случае, украина даже может сохраниться как крупное Европейское государство.

Любой другой вариант, скорее всего приведёт к отсрочка войны, пока спайка элиты с националистами дееспособна - любые военные потери Западом компенсируются, и новая война может быть гораздо хуже, вплоть до наихудшего варианта.

Что в худшем случае, какого варианта развития событий Россия пытается избежать?

Застигнутая полностью готовой Украиной, усиленной ресурсами Запада, и, возможно с участием других восточно европейских стран, Россия была бы вынуждена пустить в ход сразу всё, включая ядерное оружие, либо капитулировать, и теперь готовиться воевать в роли тарана уже с Китаем. Даже победив в ограниченной ядерной войне, Россия понесла бы потери. и не нанесла бы ущерб Западу, лишив себя всякой надежды на усиление за счёт той же Украины против Запада.

Если коротко, цель СВО – предотвратить ядерную бомбардировку Украины Россией. Такой вот парадокс. Получается, воюющие против России украинцы рискуют жизнью ради возможности получить ядерную бомбу на свою землю. И здесь мы переходим к любимой многими патриотами "ядерке", но это уже в следующей публикации.