Надеждинский район не хочет отдавать свои земли Владивостоку для строительства города Спутник. Позиция думы Надеждинского района заставила задуматься о роли и принципах работы муниципальных депутатов.
Зачем люди идут в депутаты? Отвечая на этот вопрос, большинство людей, далеких от госуправления, выдадут что-то вроде «за деньгами и властью». Для депутатов Госдумы, может быть, это и актуально, хотя и спорно. А как дела обстоят с депутатами муниципальными, какого-нибудь сельского поселения или даже района?
Начнем с того, что каких-то особых денег муниципальное депутатство само по себе не приносит. Даже зарплаты как таковой у депутата, как правило, нет. Выделяется некая символическая сумма для «осуществления депутатских полномочий», то есть, на карандаши, ручки да бумагу, чтобы мог депутат запросы писать. На «довольствии» у государства в районных думах обычно 1-2 депутата: председатель и его заместитель. Причем, в приморской практике нередки случаи, когда руководитель думы от денежного вознаграждения за работу вообще отказывается. Казалось бы, равные доходам главы района при гораздо меньшей ответственности 100-150 тысяч рублей в месяц, недоступные для среднестатистического приморца. Но нет, не нужны они: чтобы их получить, нужно отказаться от бизнеса (хотя бы формально), видимо, приносящего больше.
Власти у одного муниципального депутата тоже немного. Чего-то там приказать в депутатском статусе он может разве что своему помощнику, который точно трудится на общественных началах. Но не сотруднику администрации, для которого депутатский запрос что-то вроде обращения гражданина. С той разницей, что иногда приходится отвечать не только в письменном виде, но и в устном на заседании профильного комитета.
Некоторые муниципальные депутаты расценивают районную думу как «школу», первый шаг в управленческой или политической карьере. Посидел на заседаниях, познакомился кое с кем, научился друг от друга федеральные законы отличать. Глядишь, и пересел в кресло начальника отдела администрации, а то и в депутатское уровнем повыше.
Таким образом, отвечая на вопрос «Зачем люди идут в депутаты?», приходим к необычному выводу: «Для отстаивания интересов избирателей». Иметься в виду под этим термином может кто угодно: формальные владельцы депутатского бизнеса; владельцы чужого бизнеса, которым нужен свой человек во власти; неизвестная гражданка, к дому которой никак не грейдируют дорогу; сам обладатель мандата. Некоторым удается совмещать все сразу.
Силу Дума, как орган местного самоуправления, имеет, когда в ней имеется большинство депутатов, объединенных некой идеей, целью, человеком. Все спокойно в политическом смысле в районе или городе, когда интересы большинства избранников совпадают с интересами администрации. Роль Думы сводится к голосованию за проекты, подготовленные мэрией. Потом можно гордо возвестить о том, что бюджет «социально ориентированный», так как большая часть денег района уходит на зарплату учителям и работникам культуры, а также обслуживание этих учреждений.
Но горе мэру, которому Дума открыто противостоит. И работу ему могут заблокировать, «подвесив» бюджет. И в отставку отправить, поставив две «двойки» подряд за неудовлетворительную работу. И даже в кресло мэра потенциального кандидата вообще не пустить, отказавшись за него голосовать.
Природа таких конфликтов чаще в Приморье имела внутренний характер. Ведь что осталось у городов и районов ценного, за что стоит бороться? Прежде всего, земля, собственность и заработок на исполнении муниципальных контрактов. Да, самое ценное уже было приватизировано, но далеко не все. Бывший детский сад после некоторых манипуляций вполне сгодится под магазин, а из бывшей школы вообще хороший торговый центр получится. Это ведь в новых микрорайонах Владивостока непонятно куда детей отдавать, в районах ситуация с рождаемостью и заполняемостью детских учреждений вскоре снова выдаст из недр памяти слово «оптимизация».
Но серьезные внутренние конфликты ветвей власти в Приморье на уровне городов и районов в последние годы или обнулены или «заморожены». Другое дело, когда природа конфликта носит внешний характер. Например, взялись в Приморье преобразовывать районы в округа. Все в духе муниципальной реформы, предполагающей в отдельно взятом муниципалитете один уровень власти. То есть, в городских и сельских поселениях собственных глав и дум не будет, только на уровне района (то есть, по новому, округа). Осталось к сегодняшнему дню в Приморском крае всего 5 районов с поселениями: Дальнереченский, Надеждинский, Михайловский, Спасский и Кировский.
С последним – история показательная, ведь пытались его сделать округом еще 4 года назад. Дело дошло до митинга протеста в Горных Ключах, недовольных возможным отдалением местной власти от жителей. Районной думе для принятия решения о преобразовании в округ голосов не хватило, и Кировский до сих пор район.
Еще один из списка районов, пожалуй, самый «недовольный» - Надеждинский. И недовольство местных депутатов основано как раз на факторах внешних. То какую-то токсичную гадость привезут с космодрома, а потом не знают, как от нее избавиться. То настоятельно рекомендуют выбрать такого-то главу, которого местная дума категорически не хочет. То хотят построить технопарк, несведущему человеку подозрительно напоминающий мусорный полигон.
Последнее же решение Думы Надеждинского района, принятое на последнем внеочередном заседании перед окончанием полномочий, и вовсе против планов уровня федерального. Депутаты, в качестве представителей жителей, выразили несогласие населения на изменение границ Надеждинского муниципального района. Таким образом, отказавшись присоединять часть района к Владивостоку для создания города Спутник.
Упоминавшаяся схема «земля, собственность и заработок на исполнении контрактов» на этой территории с перспективой хороших федеральных денежных вливаний работать будет. Вот только «осваивать» вышеперечисленное с большой долей вероятности будут тоже федералы, слишком уж планы грандиозны для исполнения местными силами.
К тому же, перспектива стать владивостокцами без всяких переездов жителей Надеждинского района не то что бы пугает, но настораживает. Сельских льгот вроде сниженных тарифов на ЖКХ, коэффициентов ОСАГО, льготной ипотеки и спецвыплат бюджетникам не станет скоро, а что появится взамен и когда? Проголосовать при таких вводных за объединение части района со столицей края для депутатов значит с большой вероятностью проиграть выборы в следующий созыв районной думы, которые состоятся уже осенью. А пока пройдет ВЭФ, пройдет голосование. А там, глядишь, может, новые депутаты и сговорчивее окажутся. Да и более целостное понимание того, что же такое Спутник, появится.