Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас на продолжение виртуальной экскурсии по бывшему Лазаревскому кладбищу Санкт – Петербурга, ныне известному, как «Некрополь XVIII века». Данная публикация является уже пятой частью большого цикла. Ссылки на предыдущие статьи будут опубликованы в конце
Бек Иван Александрович (1807-1842)
Портрет кисти Карла Брюллова. 1839. Радищевский музей. Саратов.
Талантливый русский поэт и переводчик. Служил по дипломатическому ведомству в чине надворного советника. Первый муж Марии Аркадьевны Столыпиной, родственницы М. Ю. Лермонтова.
Как поэт печатался в «Московском Наблюдателе», «Литературных прибавлениях к Русскому Инвалиду», «Библиотеке для чтения», пушкинском «Современнике» и «Утренней заре». Известен своими переводами книги Вергилия «Буколики» и «Фауста» Гёте.
Скончался Иван Александрович Бек 23 апреля (5 мая) 1842 года. По свидетельству родственников, причиной смерти совсем ещё молодого человека, 34 лет от роду стало внезапное психическое заболевание.
Надгробие представляет собой саркофаг из белого мрамора , на торце которого находится мастерски выполнение горельефное изображением головы Христа в терновом венце, словно напоминающим о трагической судьбе этого одаренного человека.
На боковой грани имеется эпитафия:
«Скорбящие родители незабвенному сыну бывшему последним утешением их жизни».
Вообще история семьи Беков достаточно трагична. Рядом с саркофагом Ивана Александровича находятся два памятника выполнение в форме так называемых жертвенника. Подобный тип надгробия, иногда ещё называемый алтарем часто можно встретить на старинных кладбищах. Он был широко распространен в 19 веке и представляет собой высокую каменную тумбу, нередко увенчанную факелом, вазой, крестом, или скульптурой. Обычно их устанавливали над могилами дворян или богатых купцов.
В данном случае надгробия установлены в память о сестрах Ивана Александровича Бека Марии (1810-1834) и Екатерине (?-1828), скончавшимся задолго до него.
На памятнике высечена стихотворная эпитафия, авторство которой приписывается их старшему брату.
Одна развиться не успела,
Другая пышно расцвела.
Лишь утра блеск одна узнала,
Другая в полдень отцвела.
Так улететь спешат две розы
Дыханьем чистым в небесах.
Их цвет лишь прах, как наши слезы.
На них алмазная роса.
Белосельский-Белозерский Александр Михайлович, князь.(1752-1809)
Видный государственный и общественный деятель, оставивший заметный след в истории и культуре России. Происходил из древнего рода князей Белосельских. Сын вице-адмирала, генерал-кригс-комиссара флота Михаила Андреевича Белосельского.
Вторую часть фамилии получил после того, как указом императора Павла I был пожалован в родовые командоры Мальтийского ордена, с обязательным прибавлением к своей фамилии прозвания «Белозерский» и дабы впредь все потомки его писались князьями Белосельскими-Белозерскими.
Князь был дважды женат и имел семерых детей. Самый заметный след в русской истории оставила его дочь
Зинаида Александровна Волконская (1779-1862)
прославившаяся как хозяйка самого модного литературного салона в Москве в первой четверти 19-го века и дама необычайного чувства сострадания ко всем нуждающимся.
Её матушка Варвара Яковлевна Белосельская, урожденная Татищева скончалась в Турине, где супруг находился по делам дипломатической службы, и была похоронена на кладбище Сан Пьетро ин Винколи.
Александр Михайлович вернулся вместе с дочерями в Россию, сначала в Москву, а затем в Петербург.
В сентябре 1795 года князь Белосельский женился во второй раз. Его избранницей стала Анна Григорьевна Козицкая (1773—1846) внучка
И. С. Мясникова, уральского горнопромышленника, одного из богатейших людей в России того времени. На полученные за женою в наследство деньги Александр Михайлович полностью перестроил купленный им у князя Разумовского дом на углу Невского и Фонтанки и в итоге получился знаменитый дворец Белосельских-Белозерских, давно уже ставший одним из символов Петербурга
Нужно сказать, что нынешний дворец Белосельских - Белозерских сильно отличается от того что существовал первоначально, поскольку неоднократно перестраивался. Но это, как говорится совсем другая история.
Человек передовых взглядов и один из образованнейших людей своего времени, князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский скончался 26 декабря 1809 года. Был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Его безутешная супруга повелела воздвигнуть над могилой мужа скульптурную композицию в виде портала символизирующего переход из одного мира в другой
В центре – фигура скорбящей женщины, сидящая у постамента с урной. Скорее всего, это именно Анна Григорьевна Козицкая. У её коленей – младенец, слева ребенок постарше. Третья детская фигура ещё левее на фоне композиции из щита с княжеским гербом и атрибутов наук и искусств, которым, как известно, был не чужд покойный. Я не берусь ничего утверждать, но мне кажется, что вполне логично было бы предположить, что это дети Александра Михайловича и Анны Григорьевны, которые на момент смерти отца были в весьма нежном возрасте. А вот стоящая справа фигура девушки в длинном одеянии, с прижатыми к груди руками, как мне кажется символичное изображение любви к отцу трех дочерей от первого брака.
Автор проекта данного мемориального сооружения архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон, скульптор Иосиф Камберлен (1756—1821) самой известной работой которого является декоративная скульптура «Река» у подножия Ростральной колонны
Автором эпитафии на надгробии князя А. М. Белосельского-Белозерского
Пусть Клио род его от Рурика ведет;
Поэт, к достоинству любовью привлеченный,
С благоговением на камень сей кладет
Венок, слезами Муз и дружбы орошенный.
является поэт И. И. Дмитриев, основоположник русского сентиментализма.
В 1846 году рядом с супругом упокоилась
Белосельская-Белозерская (урожденная Козицкая) Анна Григорьевна, княгиня (1773 – 1846)
Статс-дама. Одна из дочерей личного секретаря императрицы Екатерины II Г. В. Козицкого (1724-1775). Вторая жена князя А. М. Белосельского-Белозерского.
Скончалась в феврале 1846 года. Её сын генерал майор Эспер Александрович Белосельский-Белозерский заказал для матери надгробие знаменитому скульптору Ивану Петровичу Витали.
Тот создал по-настоящему величественное сооружение из бронзы и гранита
В центральной части мы видим выпаленную с огромным мастерством композицию, представляющую собой портал, через который Богоматерь в сиянии, принимает душу покойной. На заднем плане видны лики Святой Троицы, ангелов и херувимов. На переднем плане – коленопреклоненный священник и лежащий ниц монах.
В целом композиция производит невероятно сильное впечатление.
На этом мои уважаемые читатели, разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.