Найти в Дзене
Царьград. Звёздный путь

ФИЛЬМ "МАНЧЕСТЕР У МОРЯ" - БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ В СОВРЕМЕННОМ АНТУРАЖЕ

Оглавление

Сложно сказать, насколько современный зритель считал христианские смыслы фильма "Манчестер у моря". Однако это поистине библейская история, пусть и в современном антураже.

В нашей импровизированной мини-рубрике "Нехристианское кино с христианским смыслом" американский фильм Кеннета Лонергана "Манчестер у моря" (2016) может претендовать на звание "самый-самый".

По внешним формальным признакам его можно считать максимально далёким от христианской тематики, не проявляемой ни словом, ни кадром. И в то же время картина насыщена христианским смыслом, будучи теснейшим образом связана с одним из наиболее ярких и ключевых действующих лиц Нового Завета.

Вынужденное возвращение домой

По сюжету фильма слесарь-сантехник из Бостона Ли Чэндлер узнаёт о смерти старшего брата, жившего в их родном городке Манчестер-у-моря, штат Массачусетс. Вопреки явному нежеланию ехать на малую родину, Ли отправляется отдать последний братский долг - и внезапно оказывается законным опекуном своего единственного племянника, старшеклассника Патрика.

Ли намеревается забрать подростка с собой в Бостон - однако тот наотрез отказывается уезжать до окончания школьного года. И непримечательный сантехник средних лет вынужден остаться на несколько месяцев в городе, из которого стремится уехать при первой возможности. Ведь несколько лет назад Ли покинул Манчестер-у-моря в тщетной попытке сбежать от страшной трагедии, в которой он винил себя.

Огонь, котлы, кипяток - разве не это ад?

Сюжеты произведений всех жанров и видов искусства сводятся к ограниченному едва ли дюжиной наименований списку тем и внутренних конфликтов. Если же проникнуть в человеческую природу ещё глубже, то фундаментальных сюжетов останется два. Любовь и смерть. "Манчестер у моря" погружает зрителя в обе базовые темы. Но главным образом картина посвящена смерти. Если точнее - представлению об аде.

Распространённые визуальные ассоциации, возникающие при слове "ад", хорошо известны - огонь, огромные сковороды, наполненные кипятком котлы и прочие средства доставления мучительной боли грешникам. Вот только к христианскому пониманию эти яркие образы имеют лишь косвенное отношение. Заимствованы они из античных представлений об "аиде" - месте, куда древнегреческая мифология вперемешку с языческой религией отправляла нехороших людей после их физической смерти.

Образ с истоками в Новом Завете

Существование Ли Чэндлера гораздо ближе к христианскому пониманию адского состояния человеческой души. Этот человек добровольно (хотя и с некоторой "помощью" окружающих) возложил на себя вину за смерть своих детей. Сложно представить, какими ещё мучениями можно испугать того, кто существует с ответственностью за потерю тех, кого любил больше всего на свете.

Новый Завет рассказывает о двух людях, с которыми Ли Чэндлера можно сравнить по степени близости к настоящему аду. Один - Иуда, предавший Господа Иисуса Христа и усугубивший своё преступление губительным отчаянием, отрезавшим бывшему апостолу возможность для покаяния. Второй - апостол Пётр, трижды отрёкшийся от Спасителя в ночь с Великого четверга на Великую пятницу (Мф. 26:69-75).

После этого Пётр на время почти что утратил апостольское достоинство. Не случайно же явившийся женам-мироносицам ангел такими словами велит им сообщить о Воскресении Христовом - "Идите, скажите ученикам Его и Петру" (Мк. 16:7). То есть Пётр в тот момент рассматривается как человек, стоящий отдельно от апостолов, вне числа учеников Сына Божьего.

"Иду ловить рыбу…"

Фундаментальное отличие Иуды от Петра, проклятого навеки предателя от первоверховного апостола, заключается в принесённом покаянии. Том самом покаянии, до возможности принесения которого по собственной воле не дожил Иуда, и которого дождался на берегу Тивериадского озера Пётр, трижды утвердительно ответивший на вопрос Воскресшего Христа - "Симон Ионин, любишь ли ты Меня?" (Ин. 21:17).

Ли Чэндлер из "Манчестера у моря" - это помещённый в современный антураж и житейские обстоятельства образ апостола Петра. Ответственный за смерть своих детей человек - аллюзия на ученика, отрёкшегося от Господа перед Голгофой. Они оба потеряли смысл жизни, то, что наполняло её любовью. Они оба уже практически находились в аду - не в античном, с пламенем и кипятком, а в настоящем, где мучается не тело, а душа.

И автор фильма оставляет своему персонажу ту же надежду, что в итоге спасла Петра. После Воскресения Христова в один из дней Пётр, потомственный рыбак, говорит другим апостолам - "Иду ловить рыбу" (Ин. 21:3). Именно там, с рыбацкой лодки на Тивериадском озере, Пётр увидит Господа - и бросится к нему, чтобы доказать свою любовь, принести своё раскаяние и получить прощение.

Фильм "Манчестер у моря" заканчивается тем, что потомственный рыбак Ли Чэндлер отправляется вместе с племянником на лодке ловить рыбу. И зрителю, прошедшему вместе с ним мучительный эмоциональный путь, так хочется надеяться, что и этого человека ждёт возможность принести своё раскаяние, получить прощение и спастись из ада.

Смотрите кино вместе с нами на 1rus