Еще несколько лет назад в корпоративных кулуарах часто обсуждали вопрос «А эффективно ли онлайн- обучение для сотрудников в принципе?»
Сейчас этот формат уже прочно вошел в нашу жизнь. Мы с большим энтузиазмом выбираем для себя онлайн-курсы ㅡ в том числе, и для личного развития, и уже намного критичнее относимся к их качеству, что является очень хорошей тенденцией.
Из плоскости оголтелого рынка «инфопродуктов» где каждый создает, все что хочет, медленно, но верно, мы движемся к стадии стандартизации.
Многие модели внедрения дистанционных обучающих систем уже опробованы. Получены не только теоретические данные, но и результаты. Или не получены, что тоже на этапе становления, согласитесь, результат.
Что важно учитывать при построении и внедрении корпоративной системы дистанционного обучения, чтобы она работала, а не обернулась тяжким грузом в балансовом отчете, прихватив с собой нервы руководителя проекта и энтузиазм команды?
А нужна ли вам вообще система дистанционного обучения?
Система дистанционного обучения (СДО, система управления обучением, Learning Management System – LMS) — это программная платформа, которая позволяет грамотно организовать и автоматизировать большинство процессов, связанных с обучением сотрудников.
О возможностях представленных на российском рынке СДО, о том, как выбрать правильную, что важно учесть перед покупкой, какие ресурсы нужны, чтобы успешно не только внедрить, но и развивать платформу, какие ошибки можно допустить в этом нелегком, но увлекательном деле, мы поговорим чуть позже.
А сейчас представьте ситуацию.
Вы ㅡ компания средних размеров, стремящаяся развиваться не только «вширь», но и «вглубь». У вас большой розничный департамент и постоянно обновляемый продукт. Например, вы не только продаете, но и производите выпечку и кондитерские изделия.
Ваша компания имеет стандартно высокие для этого сегмента показатели по шкале текучести персонала и очень медленно заучивает ингредиенты ваших уникальных булочек Шу, на продажи которых вы делаете главную ставку в этом месяце. Кроме того, вы начали процесс масштабирования бизнеса и ваша уютная компания, начавшаяся на кухне хрущевки с выпечки первой шарлотки, вдруг становится настолько большой, что вы уже не знаете некоторых сотрудников, когда приходите в офис. И это происходит все чаще и чаще. Процесс изменений запущен.
Конечно, этот процесс не может проходить без потерь. Вы знаете, что сейчас процент текучести высок не только в розничном департаменте. Изменения без которых не обойтись, понимают не все сотрудники, даже проработавшие много лет в компании. Вы возлагаете большие надежды на СДО. И это время, когда внедрять систему дистанционного обучения – не самая лучшая идея.
Сначала сформируйте устойчивую команду – это может быть и два человека, но те, кто будут владельцами процесса, его энтузиастами и хозяевами. Которые будут вдохновлены идеей создания этого особого пространства или клуба именно для сотрудников вашей компании. Если в отделе, на который предполагается возложить эту задачу, трудятся уже порядком выгоревшие сотрудники или те коллеги, которые не верят в проект, он не будет успешен.
Полуреализованный проект будет передаваться как горячая картошка между незаинтересованными сотрудниками и закатиться в дальний угол, будет использоваться максимум на 5-10% потенциала. А потенциал у такой системы большой. Но только при правильном подходе.
Кроме того, неудачный запуск СДО влечет за собой скепсис сотрудников в будущем к этому формату обучения. Вам придется преодолевать гораздо больший уровень сопротивления, чем при первом запуске. Команде проекта необходимо будет встраивать в систему компании новое пространство, заряжать и мотивировать всех, особенно на первых парах – в том числе, руководителей, сотрудников и даже вас.
Если же вы понимаете, что сейчас не готовы вкладывать ресурсы и время в поиск команды, но вам необходимо быстро обучать новых сотрудников новым продуктам и формировать базовые стандарты, то есть, максимально оперативно передавать информацию и понимать, что она усвоена, то стоит еще немного подумать или воспользоваться альтернативами.
Легко воспроизводимый контент и тестирования к нему для проверки знаний сейчас можно оформить и без внедрения полноценной СДО.
Взять в аренду готовую систему и библиотеку курсов от экспертов. Если в компании не было опыта использования онлайн-обучения, то это отличная возможность опробовать данный формат, понять, что нужно, а что абсолютно лишнее.
Для начала честно ответьте себе на вопросы:
- Сейчас действительно время для внедрения СДО?
- Готовы ли мы сейчас, как компания, внедрить этот проект – или его стоит отложить до лучших времен?
- Может быть, стоит рассмотреть альтернативные варианты?
Если вы готовы шагнуть на “Путь героя”, то далее мы рассмотрим все этапы проектирования платформы, формирования команды, выбора СДО, выбора инструментов по созданию электронных курсов, создания контента, ошибки, которые можно было избежать, но они стоили того, чтобы их допустить – и многое другое.