Рассказывает Елена Хисматуллина, заведующая учебной частью Академии гостеприимства
В гостиничном и ресторанном бизнесе норма текучести персонала составляет до 80%.
Текучесть кадров – движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника своим рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.
Если коэффициент текучести кадров превышает 20%-й барьер, то явление приобретает отрицательные черты: организация постоянно несет затраты на увольнение, подбор, обучение и адаптацию нового персонала и, что самое важное, снижается качество обслуживания – а, значит, и лояльность гостя к гостинице.
Как это посчитать?
Умножьте количество уволенных в течение года людей на 100 %, затем разделите результат на среднюю численность сотрудников за год.
Если итоговое значение получилось в пределах 3-20% среди обслуживающего персонала и 3-5 % среди администрации, то это норма.
Но, если результат выше 20% среди линейного персонала или 5% среди администрации, с этим нужно бороться.
Следует учесть, что при анализе ситуации не рассматривались два фактора естественной текучести. Первый связан с повышением по службе, переводе на новое место работы (в случае с гостиничной сетью). Второй связан с естественным уходом персонала гостиничных предприятий.
В ходе изучения проблемы текучести персонала в гостиничном бизнесе были выделены основные аспекты:
- наиболее высокий процент текучести кадров дает позиция администратор службы приема и размещения – она же является наиболее востребованной на гостиничном рынке труда;
- текучесть кадров выше среди руководителей высшего звена, управляющих, заместителей директоров, чем у линейных руководителей;
- текучесть кадров повышается в случае невозможности продвижения по службе;
- слабое внимание руководства к повышению квалификации персонала;
- отсутствие интереса у сотрудников к работе;
- неудобное месторасположение, режим работы и т.д.;
- низкий уровень заработной платы;
- неравноправие сотрудников;
- проблемы, связанные с общением в коллективе или гостями.
Рассмотрим возможные пути снижения текучести кадров на гостиничных предприятиях:
1. Совершенствование системы отбора персонала (неполное информирование потенциальных сотрудников).
HR-менеджеру нужно скорее закрыть вакансию, и он озвучивает на собеседовании все плюсы, а о подводных камнях умалчивает. Человек в процессе работы сталкивается с переработками, штрафами или другими «изюминками» компании, после чего уходит. Наем сотрудников должен соответствовать корпоративному кодексу гостиничного предприятия. Ценности и принципы нанимаемого работника не должны противоречить миссии организации. Необходимо в полной мере доводить до соискателей всю имеющуюся информацию. Также на стадии подбора персонала необходимо уделять должное внимание выявлению и оценке профессиональных качеств сотрудника.
2. Разработка мероприятий по адаптации новых сотрудников.
Например, возможно введение системы наставничества. В роли наставника может выступать линейный руководитель или более опытный сотрудник, работающий в аналогичной должности. Ещё одним вариантом адаптации нового сотрудника может выступать «программа адаптации персонала гостиницы», индивидуальная для данной гостиницы. Разработкой такой программы может заниматься как отдел кадров, так и непосредственный руководитель каждого отдельного структурного подразделения.
3. Плановое обучение персонала с целью профессионального и личностного развития.
Представляет собой тренинги по повышению квалификации и teambuilding за счет работодателя. Разработать программы по профессиональному и карьерному развитию сотрудника.
4. Участие сотрудников в жизни организации.
Открытая политика. Важным пунктом является осознание сотрудником своего вклада в эффективное функционирование и того, что его голос важен и учитывается. Необходимо согласовывать с трудовыми ресурсами вопросы, связанные с рабочим процессом, введение практики коллективного принятия решений.
Недоверие лишь вредит продуктивному труду, поэтому не скрывайте свое видение развития компании и планы насчет будущего сотрудника.
Заражайте своим драйвом других. От менеджера зависит так много! Большинство людей, на самом деле, не знает, чего хочет. Разговаривайте со своим подчиненным, постарайтесь выяснить его интересы и планы на будущее, и вместе выработайте его роль в коллективе.
5. Обеспечение персонала работой.
Постоянная занятость вызывает ощущение стабильности, что является основополагающим не только в работе, но и в других сферах жизни.
6. Повышение мотивации сотрудников гостиницы.
Это возможно за счет создания конкурентоспособного компенсационного пакета, включающего в себя материальные и нематериальные вознаграждения, а также систему льгот, поддерживающую здоровье работников.
7. Следует учитывать потребности сотрудников.
Равное отношение ко всем категориям сотрудников. Справедливость и последовательность в установлении компенсаций.
8. Снижение доли переработки.
Отдых является неотъемлемой составляющей для каждого человека, и его сокращение может привести к нежелательному выбытию персонала из рабочего процесса (больничный, увольнение).
Это были основные пути снижения текучести кадров на гостиничных предприятиях. В заключение отметим, что вышеперечисленные рекомендации являются общими для предприятий гостиничной индустрии, и для каждой конкретной гостиницы необходимо сначала провести анализ, на основании которого можно будет выявить истинные причины текучести, характерные для данной организации. Далее, в зависимости от полученных результатов, применять возможные решения.
Резюмируя, можно с уверенностью сказать, что на реализацию плана по снижению текучести кадров на 50% у вас уйдет 3 месяца.
Применимо к вашей конкретной компании – да, что-то сработает в большей, а что-то в меньшей степени, но сработает обязательно!
Прислушивайтесь к идеям ваших подчиненных, учитывайте их пожелания, и вы увидите, что ситуация изменилась в лучшую сторону!
Хотите знать больше об управлении персоналом?
Тогда записывайтесь на онлайн-программу обучения от Академии гостеприимства "SERVICE МВА"!
Наш продукт погрузит вас в теорию управления, антикризисный менеджмент, поможет вам проработать бизнес-стратегию, а также прокачать собственный проект по ходу прохождения программы!
Все подробности – на нашем сайте.