Найти тему
ЖУРНАЛ УПРОЩЁНКА

ЕНС в личном кабинете налогоплательщика юридических лиц

Оглавление
   -
-

В разделе ЕНС личного кабинета юрлиц на сайте ФНС можно оперативно отслеживать состояние своего счета, размер задолженности или переплаты, поступление и списание платежей. Здесь же можно распорядиться положительным сальдо, если оно есть. В статье читайте, как открыть личный кабинет и что делать, если он не работает, как расшифровать сальдо, выгрузить и исправить данные.

Как работать с ЕНС: подробная инструкция

Раздел ЕНС находится в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Разделы личных кабинетов юрлица, ИП и физлица расположены на главной странице.

Если у вас уже был ранее получен доступ к личному кабинету, ничего дополнительно подключать не потребуется. Если вы ранее личным кабинетом не пользовались, нужно получить к нему доступ. Доступ к личному кабинету предоставляют:

  1. руководителю организации;
  2. либо лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени организации по сведениям ЕГРЮЛ;
  3. либо лицу, имеющему действующую доверенность с полными полномочиями;
  4. либо руководителю управляющей компании.

К «Личному кабинету юридического лица» могут получить доступ представители организации, а также сотрудники филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, не имеющие полномочий действовать без доверенности в отношении организации (не руководители). Количество таких пользователей не ограничено. Условием подключения является наличие у пользователя квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее КСКПЭП). Доступ сотрудников в личном кабинете настраивается руководителем организации.

Для открытия личного кабинета руководителю или иному лицу, на которого предоставляют доступ нужно получить в аккредитованном удостоверяющем центре квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Такой же сертификат нужно получить на всех сотрудников, которые будут иметь доступ к личному кабинету. Могут быть использованы КСКПЭП, выданные для представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

Раздел ЕНС в личном кабинете ЮЛ

В раздел ЕНС можно перейти с главной страницы личного кабинета.

Раздел ЕНС состоит из главной страницы и дополнительных разделов. На главной странице отображается три блока: «Сальдо ЕНС», «Предстоящие платежи» и «Зарезервировано».

На странице представлены вкладки со сведениями:

  1. Все обязательства;
  2. Задолженность – вкладка недоступна при положительном сальдо;
  3. Предстоящие платежи;
  4. Зарезервировано;
  5. Операции ЕНП;
  6. История ЕНС;
  7. Процедуры взыскания – вкладка недоступна при положительном сальдо.

Скачайте образец

-  📷
- 📷

Скачать образец

П ополнение ЕНС через личный кабинет

Функционал личного кабинета налогоплательщика планируют доработать и синхронизировать с учетной системой. После этого в режиме онлайн налогоплательщики смогут:

  1. увидеть данные о состоянии ЕНС и пополнить его;
  2. получить детализированную информацию о задолженности и распределении ЕНП;

После обновления личного кабинета налогоплательщика перейдите на вкладку «Пополнение ЕНС». Выберите, на какой счет должны поступить деньги – свой ЕНС или иного лица. Определите цель пополнения и выберите способ пополнения – через формирование платежного поручения или оплату банковской картой.

Как пополнить ЕНС

 📷     -
📷 -

Скачать

Сальдо ЕНС в ЛК

Сальдо ЕНС отображается на главной странице личного кабинета, а также на главной странице раздела ЕНС.

Как расшифровать сальдо ЕНС в личном кабинете налогоплательщика

-  📷
- 📷

Скачать

Сальдо ЕНС – это разница между суммами, которыми компания перечислила на ЕНС в качестве ЕНП и суммами налогов и взносов, начисленных к уплате по которым подошел срок уплаты (п. 3 ст. 11.3 НК). В сальдо ЕНС не включаются зарезервированные суммы. Сальдо ЕНС может быть трех видов: положительное, отрицательное и нулевое. Подробнее – в таблице ниже.

Нулевое 0,00 Р Перечисления на ЕНС равны начислениям по налогам и взносам Перечислили на ЕНС ровно столько, сколько нужно для погашения обязательствСальдо ЕНС Как отображается Что означает Причины возникновения Положительное В виде положительной суммы, подсвечивается зеленым цветом. В некоторых личных кабинетах сальдо отображается обычным черным шрифтом с положительной суммой без знака «плюс»Перечисления на ЕНС больше начислений по налогам и взносам.Положительное сальдо ЕНС не включает в себя суммы, которые налоговая зарезервировала на конкретных КБК на основании заявлений о зачете, уведомлений 1. Перечислили на ЕНС сумму денежных средств больше, чем начисления по налогам и взносам.2. Уменьшили ранее начисленные суммы налогов.3. Авансовые платежи уплачены раньше, чем поступило уведомлениеОтрицательноеСумма со знаком минус красным цветом.В некоторых личных кабинетах отрицательное сальдо красным цветом не подсвечивается, а отображается обычным черным шрифтом со знаком «минус»Перечисления на ЕНС меньше начислений по налогам и взносам1. Не пополнили ЕНС или внесенных сумм недостаточно для покрытия всех налоговых обязательств.2. Не представили уведомление, в связи с чем компании начислили пени и штрафы

Положительное сальдо можно вернуть или зачесть. Если у вас отрицательное сальдо, налоговая инспекция может принять меры ко взысканию. При поступлении сумм на ЕНС будут списывать деньги в счет погашения долгов в порядке очередности. Информация о том, что приняты меры ко взысканию, отображается в разделе «Сальдо ЕНС» после суммы отрицательного сальдо. Все процедуры взыскания можно посмотреть в соответствующем разделе.

Операции ЕНП

Чтобы понять, за счет чего сформировалось сальдо, зайдите в раздел «Операции ЕНП». Этот раздел содержит информацию обо всех операциях с единым налоговым счетом с начала года на текущую дату. В нем отображается начальное сальдо, все операции по поступлениям денег на ЕНС, все списания в счет уплаты, зачеты и возвраты, если такие были, а также другие операции.

Поступления денег подсвечиваются зеленым цветом и отображаются со знаком «плюс». Рядом указаны реквизиты платежного поручения, по которым вы можете сверить платежи со своими учетными данными. Списания указаны со знаком «минус». Рядом указано, в счет какого налога или взносов произведено списание, на основании какого документа (уведомления, декларации). Данные отображаются в хронологическом порядке снизу вверх.

Все обязательства

Чтобы посмотреть расшифровку по обязательствам, зайдите в раздел «Все обязательства».

В нем представлена общая информация по всем начислениям. Для просмотра списка операций по конкретному налогу, сбору, страховому взносу на странице выбранного вида обязательства кликните на строке с конкретным обязательством. Откроется страница, в которой собрана вся информация с начислениями по выбранному налогу.

В разделе «Все обязательства» можно увидеть сторнировочные операции. Они помечены маркером «Сторно» внизу строки после наименования операции. Сторно – это операции по отмене начислений. При помощи сторнировочных операций инспекторы аннулируют начисления, например, когда убирают суммы из резерва, а также исправляют технические ошибки. Это внутренние операции инспекции.

Запрос расшифровки сальдо

Расшифровку сальдо ЕНС можно запросить через личный кабинет. Для этого отправьте нужно выбрать в меню пункт «Заявления. Запросы», раздел «ЕНС» и подпункт «Запрос на справку о сальдо ЕНС» или на главной странице в блоке «Заявления. Запросы» в разделе «ЕНС» для «Запрос на справку о сальдо ЕНС».

Что означает зарезервированная сумма в личном кабинете

Зарезервированная сумма отображается в правой части личного кабинета.

Расшифровку зарезервированных сумм можно посмотреть в разделе «Зарезервировано».

Что такое зарезервированные суммы. В зарезервированные суммы включают авансовые платежи, по которым срок уплаты наступает до даты подачи декларации или расчета. В резерв инспекторы направляют ЕНП на основании представленных налогоплательщиками уведомлений по форме КНД 1110355 и на основании заявлений о распоряжении путем зачета по другим налогам взносам и сборам (форма КНД 1150057). То есть это будущие отложенные платежи по налогам и взносам. Зарезервированные суммы не являются ЕНП. С единого налогового счета их закрепляют за конкретным КБК налога или взносов, по которым представлено заявление о зачете или уведомление.

При получении уведомления или заявления о зачете от налогоплательщика налоговый орган не позднее следующего рабочего дня зарезервирует суммы под предстоящие платежи (в пределах положительного сальдо ЕНС). Если же сальдо на ЕНС будет не достаточно то в резерв направится сумма в пределах сальдо а незарезервированная сумма будет списана в дату платежа (как правило 28 числа).

Действия ИФНС с зарезервированными суммами. Зарезервированные суммы числятся в резерве до того, как налогоплательщик представит декларацию, расчет или наступит срок уплаты налогового обязательства. После подачи декларации суммы списывают с резерва на ЕНС, а затем производят зачет в счет уплаты налогов или взносов, но уже на основании декларации или расчета. Если декларация не представлена в срок, инспекторы будут ожидать представления декларации в течение 10 дней. Потом суммы вернут в общее сальдо ЕНС.

Переплата в региональной части налога на прибыль и отсроченные взносы за 2-й и 3-й кварталы 2022 года автоматом не увеличивают сальдо, а так и остаются в резерве. Они разрезервируются только если возникнет недоимка по иным налогам или по вашему заявлению об отмене зачета по форме КНД 1165171 (п. 5.1 ст. 4 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

Действия налогоплательщика с зарезервированными суммами. Текущие обязательства, в счет которых зарезервированы суммы, будут погашаться из резерва автоматически. Налогоплательщику никаких действий для этого предпринимать не нужно.

Налогоплательщик вправе вернуть зарезервированные суммы. Но в отличие от возврата сальдо ЕНС, здесь схема более сложная. Сначала вам нужно деньги разрезервировать, для этого подайте заявление об отмене зачета по форме КНД 1165171 (п. 5.1 ст. 4 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Сделать это можно через личный кабинет или в электронной форме по ТКС. После того, как инспекторы разрезервируют суммы и вернут деньги на ЕНС, ими можно распоряжаться: вернуть или зачесть в счет уплаты других налогов или взносов.

Как исправить сальдо ЕНС в личном кабинете налогоплательщика

Сальдо в личном кабинете сверьте со своими учетными данными. Ошибки могут быть как в положительном, так и в отрицательном сальдо. Например, у вас в ЛК положительное сальдо, но сумма меньше, чем по вашим учетным данным.

Чтобы исправить сальдо, нужно найти ошибку. Она может быть как в ваших учетных данных, так и в данных налоговой инспекции. Например, вы не провели в программе платежку или начисление либо неверно отразили данные в декларации. Ошибка может быть и в налоговой инспекции, например, если потеряли платеж или произошел технический сбой. Также учитывайте особенности программы налоговиков: не все данные отображаются в ЛК сразу.

Для начала сверьте начальное сальдо на 01.01.2023. Если оно верное, откройте раздел «Операции ЕНС» и сверяйте все операции, которые были за период. Вам нужно проверить, все платежи и все начисления. Они должны совпадать у вас и у налоговой инспекции. Если какие-либо платежки не отображены, их нужно найти и предоставить в ИФНС. Возможные причины ошибок в сальдо представлены в таблице.

Таблица. Возможные причины расхождений в сальдо и как исправить ошибку

Причина расхождений Как исправить ошибку Направили несколько платежек-уведомлений по одному КБК и отчетному периоду (по ошибке задвоили)

Если компания или ИП направили несколько платежек-уведомлений с одинаковым КБК, налоговым периодом и прочими налоговыми реквизитами, то программа ИФНС просуммирует платежи и зарезервирует на КБК налога или взносов общую сумму по всем платежкам-уведомлениям. В итоге по одному сроку уплаты начисления в налоговой будут больше фактических начислений.

Начисления скорректируются при подаче декларации или расчета. Если вы не хотите ждать, можно исправить ошибку раньше. Для этого нужно подать уведомление с верными суммами, КБК и отчетными периодами. С этого момента платежки-уведомления вы больше подавать не вправе.

Данные по уточненкам задваиваются

Как только представите уточненную декларацию, проверьте в личном кабинете начисления, даже если в уточненке не меняли сумму начислений, а например, корректировали даты. Есть риск, что программа проведет повторное начисление, не сторнируя при этом первоначальные суммы. Если обнаружите ошибку, сразу сообщите о ней через форму обратной связи в самом личном кабинете

Не отображаются оплаченные суммы

Платежи могут появиться в личном кабинете не сразу, а на второй-третий день. Если этого не произошло, обращайтесь в налоговую. Инспекторы видят платежи раньше, чем они отражаются в вашем разделе ЕНС

Деньги с ЕНС ушли, но обязательства не погасились

Нестыковки возможны из-за технических сбоев. Отслеживайте в ЛК погашение обязательств, если этого не произошло сразу сообщайте в инспекцию через форму обратной связи в самом личном кабинете

Начислены необоснованные пени

Чтобы разобраться с лишними пенями, лучше запросить акт сверки, а затем решать все вопросы лично с инспектором. ФНС рекомендует записываться через сервис «Онлайн-запись на прием в инспекцию». Его вы найдете на главной странице nalog.gov.ru в разделе «Сервисы»

Расходятся данные по платежам и начислениям по данным ЛК и по вашим учетным данным

Проверьте все ли платежи и начисления проведены и верно ли указаны суммы. Если обнаружите ошибки, исправьте их. Если у вас все верно, направьте сообщение об обнаруженных ошибках через форму обратной связи в личном кабинете. При необходимости направьте скрины платежек и других документов налоговикам.

Сверка в личном кабинете налогоплательщика

Если данные в личном кабинете не соответствуют вашим учетным данным, вы можете запросить справку о сальдо ЕНС. Это можно сделать в личном кабинете в разделе «Заявления и запросы».

Если справки недостаточно, можно отправить заявление на сверку. Но через личный кабинет подача такого заявления не предусмотрена. Его можно отправить в ИФНС лично или в электронном виде через оператора. Есть и другие способы связаться оперативно с инспекторами, если не согласны с данными на ЕНС.

Сервис «Оперативная помощь: разблокировка счета и вопросы по ЕНС». Он находится на сайте ФНС в разделе «Сервисы» → «Обратная связь/Помощь»

Когда зайдете в раздел, откроется форма, которую нужно заполнить. В ней укажите ИНН и наименование организации, вопрос, который требует решения из предложенного списка и номер телефона для связи.

Возврат переплаты по ЕНС

Положительное сальдо ЕНС признают деньгами налогоплательщика, и он вправе ими распоряжаться. Переплату можно вернуть по заявлению, направить в счет исполнения предстоящих обязательств или оставить на ЕНС до возникновения новых обязательств (ст. 79 НК). Форма заявления на возврат утверждена приказом ФНС от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@. Заявление на возврат переплаты нужно отправить в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Вернуть сальдо ЕНС можно независимо от того, сколько лет истечет с момента перечисления денег. Ограничения на возврат по истечении трех лет с момента уплаты нет. Но это не значит, что налогоплательщик сможет вернуть старые долги, по которым истекли сроки взыскания. Переплата, которой налогоплательщик уже не вправе распоряжаться из-за пропуска сроков, не войдет в сальдо ЕНС.

На возврат переплаты отводят один день. В течение следующего рабочего дня после получения заявления от налогоплательщика инспекторы направят поручение в Федеральное казначейство. Вернут переплату только в размере суммы положительного сальдо ЕНС. Если в заявлении указали сумму к возврату больше положительного сальдо, деньги вернут частично (п. 2 ст. 79 НК).

За несвоевременный возврат единого налогового платежа организациям и ИП положены проценты (п. 6, 10 ст. 78 НК). Проценты начисляют по ставке рефинансирования. Если проценты уплачены не в полном объеме, ИФНС обязана в течение трех рабочих дней принять решение об уплате дополнительной суммы процентов и направить это решение Федеральному казначейству.

Распорядиться положительным сальдо ЕНС можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Личный кабинет доработают с учетом перехода на новый порядок уплаты налогов и сборов. ФНС уже показала, как будет выглядеть новый интерфейс личного кабинета.

На поле с сальдо ЕНС нажмите на кнопку «Распорядиться сальдо». Выберите из выпадающего списка «Заявление о распоряжении путем возврата». Заполните данные в полях заявления, подпишите электронной подписью и отправьте в налоговые органы.

Инспекторы должны перезвонить в течение суток. Этот способ не всегда поможет решить проблему. Если требуется разбираться с цифрами, скорее всего инспекторы предложат записаться на сверку и пригласят налогоплательщика в налоговую инспекцию.

Форма обратной связи в личном кабинете ЕНС. Сообщить об ошибке можно и через форму обратной связи в самом личном кабинете в разделе ЕНС. Форма сообщения об ошибки находится вверху экрана.

Например, вы отправили декларацию или пополнили счет. Но не видите сумму в личном кабинете. Можно обратиться через этот сервис чтобы уточнить, прошел ли ваш платеж или начисление по декларации. Иногда суммы в личном кабинете отображаются не сразу. Также через эту форму можно отправлять сообщения, если вы увидели задвоенные суммы, если суммы в счет текущих платежей списываются с ЕНС, а не из зарезервированных сумм и т.д.

Горячая линия ФНС. Телефон горячей линии – 8 800 222-22-22. Данный телефон указан на сайте ФНС.