Уже писала, какая важная часть поиска сведений о предках - разговоры с родными.
Лучше включать в такие моменты диктофон, ведь человеческая память несовершенна. Или хотя бы записывать основное: имена, места, факты.
Сегодня расскажу, как бывает полезно возвращаться к одной теме несколько раз. Даже если кажется, что вы уже всё расспросили и узнали. В момент предыдущего разговора собеседник мог быть не в настроении, мог просто что-то забыть, а о некоторых фактах по разным причинам посчитал нужным умолчать.
Так произошло, например, в моём случае.
Сейчас я занялась другой ветвью своего рода. Той, что папина. Есть там одна драматичная история. Прабабушка по папиной линии, Валентина, то ли родила сына вне брака, то ли была в разводе. Родственники её любимого человека были против этих отношений. Родители уже присмотрели ему другую невесту. Против семьи мужчина не пошёл.
Интересно, что и по маминой линии есть история с похожими исходными данными. Но финал у неё другой, противоположный. У прадеда в деревне была то ли жена, то ли невеста, которую выбрала для него семья. Но в Москве он встретил прабабушку Анисью и женился на ней. Его семья не приняла Анисью, а про дочерей долго и знать ничего не хотела. Потом, уже после войны, знакомство с рязанской бабушкой у девочек состоялось. И оно чудом не закончилось трагически. Но это уже другая история.
Итак, две похожие ситуации, два разных решения. Один мужчина принял выбор семьи, другой сделал так, как считал нужным сам. Скажу сразу: для меня это лишь факты прошлого, а не повод для ухода в нравственные дебри и нюансы. Да и сопутствующие детали этих внешне как будто похожих историй остались в прошлом и мне не известны.
В надежде что-то выяснить я обратилась к бабушке. Папина ветвь - не её кровная родня, но в своё время мои бабули собирали вместе сведения об историях двух семей. Так что слабый шанс что-то узнать был.
И узнала. Но только не о Валентине. А о маминой рязанско-владимирско-московской линии. Хотя уж казалось бы, об этой ветви мне известно больше всего. Так что же выяснилось? А вот что: оказывается, в рязанском селе у прадеда жила не только невеста. Был ещё и сын! И фото этого мальчика даже есть в семейном альбоме!
Был ли прадед женат на той женщине или же сын родился вне брака? Знал ли прадед о своём ребёнке, уезжая, или же его сын родился позже, после отъезда его отца в Москву? Неизвестно. Про этого ребенка в семье никогда не говорили. Только уже спустя долгое время бабушка моей бабушки рассказала ей, что мальчик на фото приходится ей сводным братом.
Вот так и я узнала, что по маминой линии у меня был еще один родственник. А ведь мы много раз листали альбом, беседовали... Наверное, тогда бабушка мудро рассудила, что я ещё слишком мала для знаний о таких непростых хитросплетениях людских судеб. Лучше, если ребёнок видит пример построения крепкой семьи.
Для меня семья прадеда всё равно остаётся такой. Они встретились совсем молодыми и больше не расставались, пока их не разлучила война. Анисья Васильевна следовала за мужем по всем военным городкам, ехала к нему на границу через ещё дымящийся Выборг, родила дочерей.
Я думаю, что это просто было большое чувство. Судьба.
А если верить, что жизнь наказывает за ошибки, то за свои оба расплатились сполна. Прадед погиб на войне, отстаивая право жить на земле и для дочерей, и для сына. Прабабушка умерла в эвакуации от тяжёлой болезни. Всего 35 ей было тогда. Как будто и не рак подточил молодую женщину, а прежде всего тоска.
Что касается папиной ветви, свою роль в жизни сына прадед, видимо, все-таки сыграл. Фото его самого и его родни есть в нашем альбоме. Значит, скорее всего, с ребёнком они общались.
. ..Причудливую мозаику сложила жизнь, объединив в моём роду две эти истории. Думаю, два прадеда Ивана (снова два Ивана) просто были людьми совершенно разного склада. Одному, офицеру, нужно было уметь принимать мгновенные решения и нести за них всю ответственность. Другому, управленцу, приходилось иметь дело с решениями иного рода, у него была своя дипломатия. Что здесь первично? То ли профессия сформировала их характеры, то ли наоборот, характер привёл их в профессию? Это интересный разговор, вряд ли уместный в рамках статьи.
Я только добавлю ещё раз, что уважаю путь каждого из них. Чтобы понять человека, нужно пройти его дорогу в его сапогах. Всё сложилось именно так, как должно было сложиться.
А об Анисье Васильевне стоит, пожалуй, написать отдельный рассказ.