Американцы признали очевидный факт – начиная с 1960-х годов, не только инженеры США создавали сверхзвуковые беспилотные самолёты-разведчики для армейских нужд. Беспилотники СССР также успешно создавались и развивались. Фактически создавать дроны земляне научились ещё во время Первой мировой войны. Так, инженерами Германии были изготовлены не менее 100 планеров с тросовым наведением, которые запускались, как с земли, так и с дирижаблей. Аппараты могли нести торпеды и бомбы массой до 1000 кг. Аналогичные работы проводились и в США, но тогда ни одной из сторон не удалось применить БПЛА в боевых действиях.
Кому принадлежит первенство в создании БПЛА?
Согласно американской версии, первый радиоуправляемый полёт осенью 1924 года совершил гидросамолет «Curtiss F-5L» производства США. Уже тогда конструкторы США и Великобритании сосредоточились на создании ударных беспилотных самолётов и самолётов-мишеней для тренировок асов. В том же ключе работали и немецкие конструкторы. Тут отметился хорошо известный снаряд «Фау-1», который считается предшественником современных крылатых ракет и БПЛА.
Немецкий аппарат «Фау-1», правда, имел низкую боевую эффективность. Сказывалось отсутствие систем дистанционного пилотирования и автоматической навигации. Соответствующих технологий тогда ещё не существовало. Но именно поэтому жертв обстрела Англии оказалось значительно меньше, когда немцы обстреливали Британские острова ракетами «Фау-1» летом 1944 года.
По окончании Второй мировой войны первенство в создании БПЛА перешло к США. Ещё в 1950-х годах ВМС США применяли БПЛА «F6F-5K Hellcat» для нанесения бомбовых ударов по стратегическим объектам КНДР (Корейская война 1950-1953 гг.). Между тем, уничтожение американского высотного самолёта-разведчика «У-2» над территорией СССР в 1960 году способствовало началу ускоренного развития беспилотных самолётов-разведчиков. В результате на момент 1963 года появился самолёт «RyanModel 147A» или просто «FireFly», который имел дальность полёта без малого 2000 км.
Фирма «Ryan Aeronautical» производила такие аппараты до начала 21 века. Первый полёт такой беспилотник совершил весной 1962 года – в преддверии Вьетнамской войны. Рассматривая пальму первенства, следует отметить: практически одновременно с американцами начали разрабатываться разведывательные беспилотники СССР. На базе летающей мишени «Ла-17» конструкторское бюро Лавочкина создало беспилотный разведчик «Ла-17Р», появившийся в небе уже в 1963 году. Далее был разработан модернизированный вариант беспилотного разведчика «Ла-17РМ».
К началу 1980-х годов на смену устаревшим советским машинам «Ла-17Р» и «Ла-17РМ» пришли более современные БПЛА. Это был результат работы ОКБ Туполева, стартовавшей ещё в конце 1950-х годов.
Идея на сохранение опытных пилотов
После инцидента с американским «У-2», руководство ЦРУ США выдвинуло идею запускать вместо пилотируемых самолётов беспилотные аппараты, чтобы не терять опытных пилотов. Так, в октябре 1962 г. фирма «Lockheed» получила контракт на разработку скоростного беспилотного разведчика «D-21». Проект явно поражал воображение – установленная на дроне камера снимала поверхность Земли с разрешением до 15 сантиметров. При этом скорость разведки в три раза превышала скорость звука. Но имели место и недостатки.
Американская машина «D-21» не поддерживала функцию старта с аэродрома. Именно поэтому было принято решение запускать аппарат с борта самолёта-носителя. В то время в США шли работы по созданию высотного сверхзвукового самолёта-разведчика «SR-71 Blackbird» (Чёрный дрозд). Техника, правда, ещё не была готова, но имелся прототип «А-12», который уже летал. На базе этого прототипа и была построена машина, получившая название «М-21», подходящая под запуск беспилотника.
Что примечательно: беспилотник «D-21» представлял одноразовую воздушную машину. После выполнения задачи отсек с камерой и плёнками сбрасывался на парашюте над нейтральной территорией. БПЛА после сброса самоуничтожался. Первые разведывательные полёты «D-21» американцы осуществляли над Китаем. Причина — китайская ПВО на тот момент времени оставалась несравненно слабее советской ПВО. Однако осенью 1969 года одна из таких машин не самоуничтожилась, пролетела до территории Казахской ССР и упала.
Ценная находка СССР в степях Казахстана
Спецслужбы СССР отыскали обломки «D-21» и доставили в лаборатории ОКБ Туполева, где таковые внимательно исследовали. Как раз на тот момент времени специалисты Туполева полным ходом разрабатывали аналогичные беспилотники-разведчики. Знакомство с американской моделью оказалось очень полезным для советских конструкторов.
Выяснилось: американский дрон имел бесхвостую аэродинамическую схему с тонким стреловидным крылом. Корпус был сварен из титана, поверх которого легла пористая масса теплоизоляции. Сверху корпусную часть покрывала специальная эластичная плёнка. Практически вся навигационная система, а также защита от перегрева в полёте находилась внутри топливных баков и охлаждалась топливом — авиационным керосином. Для того периода времени подобное решение выглядело технологическим прорывом.
На основе американской конструкции советские инженеры создали дальний сверхзвуковой стратегический разведчик «Ворон». Внешне БПЛА «Ворон» сильно напоминал тот самый дрон «D-21». Запускался БПЛА «Ворон» с борта самолётов «Ту-95К» и «Ту-160». Отмеченные советские самолёты при условии дозаправки имели неограниченную дальность полёта. Соответственно, беспилотник «Ворон» также мог действовать в любой точке мира. Другой вопрос – оптика, способная снимать качественные, пригодные для расшифровки картинки только в дневное время и в относительно хороших погодных условиях.
Тяжёлые разведывательные беспилотники СССР
На момент 1960 года ОКБ Туполева начал разрабатывать тяжёлый разведывательный беспилотник, который уже через 4 года поступил на вооружение Советской Армии. Имеется в виду беспилотный комплекс дальней фото- и радио- разведки «Ту-123 Ястреб». Машина отличалась внушительными габаритами:
- длина 27,83 метра;
- размах крыла 8,41 метра;
- высота 4,78 метра;
- максимальная взлётная масса 35 610 кг;
- Высота полёта в начале маршевого участка 22 800 метра, в конце 19 000 метров;
- практическая дальность полёта 3560-3680 км.
Работа беспилотника СССР «Ястреб» технически повторяла работу американской машины. То есть выполнив задачу, БПЛА «Ястреб», достигнув района приземления, переходил под управление наземного управления. Аппарат набирал высоту, остатки топлива сливались из баков, двигатель ТРД выключался. Затем выпускался тормозной парашют, отсек с разведывательной аппаратурой отделялся от аппарата и на спасательном парашюте опускался на землю.
Сам беспилотник, в конце концов, падал на землю. Как правило, центральная и хвостовая части дрона разрушались при ударе о землю и не годились для дальнейшего использования. В общей сложности СССР запустил 52 разведывательных машины «Ястреб» к началу 1979 года, когда от БПЛА отказались в пользу самолётов «МиГ-25Р». Однако до появления «Миг-25Р» в СССР были ещё и дроны «ДБР-1», предназначенные для ведения аэро-, фото-, радио-, разведки на дальность до 3200 км. Среди целей:
- аэродромы;
- ракетно-пусковые комплексы;
- военно-промышленные объекты;
- военно-морские базы и порты;
- расположения войск, кораблей, средств ПВО и ПРО.
Помимо этого «ДБР-1» мог использоваться для контроля результатов применения оружия массового поражения. Комплекс стоял на вооружении разведывательных частей ВВС СССР, дислоцированных в западных приграничных военных округах. Обеспечивал выполнение задач в небе над всей Центральной и Западной Европой. Правда, согласно разведданным США, реальных полётов этих машин не проводилось.
Тактические разведывательные беспилотники СССР
Под завершение 1960-х годов американцам стало известно о разработке в СССР тактического разведывательного комплекса «Рейс». Здесь фигурировали беспилотники СССР, представляющие самолёты-разведчики «Ту-143». В 1976 году комплекс «Рейс» приняли на вооружение армии. Было выпущено в общей сложности 950 машин. Причём «Рейсы» состояли на вооружении не только Советской Армии, но также армий стран Варшавского договора и других союзников СССР.
Советский комплекс «Рейс» предполагал ведение разведки на глубину до 450 километров. Также имелась специальная модификация Ту-141, получившая название «Стриж». Комплекс «Стриж» отличался более крупным исполнением, имел дальность полёта до 1000 километров при скорости полёта 1100 километров в час. Чуть позже также появился модифицированный БПЛА «Стриж», негласно именуемый «бесхвостка». Передняя часть фюзеляжа аппарата содержала оборудование, средняя часть вмещала топливный бак, задняя часть содержала силовую установку.
Самолёт серийно выпускался СССР в двух вариантах:
- Фоторазведчик с записью информации на борту.
- Телевизионный разведчик с передачей информации по радиоканалу наземным командным пунктам.
Кроме того, самолет-разведчик этого типа допускал оснащение аппаратурой радиационной разведки с передачей по радиоканалу материалов на Землю о радиационной обстановке по маршруту полёта.
Летно-технические характеристики БПЛА Ту-143:
- длина 8,06 метра,
- размах крыла 2,24 метра,
- высота – 1,55 метра,
- площадь крыла 2,9 м2,
- вес 1230 кг,
- крейсерская скорость 950 км/ч,
- практическая дальность 180 км,
- время полёта 13 минут,
- практический потолок 1000 метров,
- минимальная высота полёта 10 метров,
- высота фоторазведывательного полёта 200-1000 метров,
- высота полёта ТВ разведки 300-1000 метров.
Так что, уже в 1976 году советские беспилотники — аппараты класса БПЛА, обладали способностью транслировать по ТВ театры военных действий. Комплексы «Рейс» объединялись в эскадрильи, каждая из которых имела на вооружении 12 разведывательных БПЛА «Ту-143», 4 пусковые установки. Также имелись средства:
- подготовки,
- пуска,
- десантирования и эвакуации.
Использовался командный пункт, узлы связи, пункт обработки и расшифровки разведывательной информации.
Приближение к новой истории БПЛА России
Несколько позже инженеры СССР разработали очередной беспилотник СССР, получивший обозначение Ту-300 «Коршун-У». Аппарат позиционировался разведывательной и ударной машиной. Первоначально (1982 год) разработку поручили ОКБ Сухого, затем передали в ОКБ Туполева. Работы активно продвигались до середины 90-х, но по причине отсутствия финансирования были заморожены.
На момент 2007 года работы возобновились, однако, судя по тому, что на вооружение российской армии были приняты другие тяжёлые беспилотники (уже не СССР), продолжения этот проект не получил. Сейчас на вооружении российской армии находится линейка беспилотников авиационного и вертолётного типа. В частности, тяжёлый ударно-разведывательный БПЛА С-70 «Охотник», действующий в паре с машинной пятого поколения «Су-57». Кроме того, на вооружении России имеется тяжёлый беспилотник «Альтиус-У». Но это уже другая — новая история.
Публикация Беспилотники СССР — американская история развития конкурента впервые появилась на ZM.