Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач. Классик мировой литературы. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на сто языков. Его пьесы на протяжении более ста лет ставятся в театрах разных стран.
Создание одной из лучших пьес Чехова «Вишневый сад» связано с имением «Любимовка», входившим в то время в состав Мытищинской волости.
В конце мая 1901 г. А.П. Чехов обвенчался с актрисой О.Л. Книппер, а уже через год супруги пережили самую тяжелую полосу в своей жизни: дала о себе знать болезнь легких Антона Павловича, и Ольга Леонардовна сильно ослабела после неудачного хирургического вмешательства. Врачи рекомендовали ей абсолютный покой. К.С. Станиславский пригласил супругов к себе в Любимовку.
Чеховы приехали в Любимовку 5 июля 1902 г. Жизнь там была самая что ни на есть дачная. За обедом, чаем и ужином Антон Павлович был в центре внимания, много рассказывал, шутил. «От такой хорошей жизни сделаюсь, пожалуй, оптимистическим автором и напишу жизнерадостную пьесу», — говорил он.
В письмах Чеховых нередко упоминается, что они ели белые грибы, собранные прямо на территории дачи, уху из водившихся в Клязьме щук, плотвы, ершей и окуней, мятные лепёшки, деревенское молоко, от которого Антон Павлович, к радости всех, заметно прибавлял в весе.
Дачным развлечениям в Любимовке А.П. Чехов предпочитал уединение. Писатель уходил на берег Клязьмы с нехитрыми приспособлениями для ловли рыбы.
18 июля А.П. Чехов написал К.С. Станиславскому о своём дачном быте: «В Любимовке мне очень нравится. Апрель и май достались мне недёшево, и вот мне сразу привалило, точно в награду за прошлое, так много покоя, здоровья, тепла, удовольствия, что я только руками развожу. И погода хороша, и река хороша, а в доме питаемся и спим, как архиереи. Шлю Вам тысячи благодарностей, прямо из глубины сердца. Давно уже я не проводил так лета... Только одно плохо: ленюсь и ничего не делаю. Пьесы ещё не начинал, только обдумываю. Начну, вероятно, не раньше конца августа».
Через три недели такой беспечной дачной жизни А.П. Чехова, О.Л. Книппер, наконец, обнадёжила Станиславского: «Писатель наш (не сглазить бы) выглядит отлично, прибавил в весе и аппетит прекрасный, и настроение отличное . Пьесу он, по-видимому, всю крепко обдумал и на днях, вероятно, засядет писать. Очень ему здесь нравится шум поезда, и всё думает, как бы это воспроизвести на сцене. Он здесь совершенно другой человек. Так ему здешняя природа по вкусу».
В.И. Немирович-Данченко убеждал А.П. Чехова провести и сентябрь в Любимовке: «В Любимовке тебе никто не будет мешать. Дачники здесь тают, да и всё равно тебя не тронут и ходить к вам будут реже, чем летом. Приезжай скорей писать пьесу. Без твоей пьесы сезон будет отчаянный!»
Настойчивые уговоры А.П. Чехова не убедили. И он не вернулся в Любимовку: для такого путешествия чувствовал себя очень плохо. А затяжка с началом работы для него, признававшегося, что умеет писать «только по воспоминаниям, и никогда не писал непосредственно с натуры», характерна. «Мне нужно, чтобы память моя процедила сюжет и чтобы на ней, как на фильтре, осталось только то, что важно и типично», — говорил он.
А.П. Чехову потребовалось больше года, чтобы написать пьесу. Работа над ней шла, по его словам, «томительно долго, с антрактами», — мешало нездоровье.
Многие персонажи «Вишнёвого сада» по утверждению К.С. Станиславского были подсмотрены А.П. Чеховым в Любимовке. Действующие лица в пьесе много рассказывают и вспоминают о прошлом, о вишнях, о балах у родителей нынешних хозяев имения, что по версии К.С. Станиславского, перекликается с происходившим в Любимовке.
В Любимовке Чеховы были свидетелями, как готовились родные и слуги к встрече старой хозяйки имения: убирали её комнаты, срезали для гостиной букет, хлопотали в каретном сарае, снаряжая экипаж на станцию Тарасовка к утреннему поезду из Москвы. Эта картина почти в точности повторяет ситуацию первой сцены первого акта «Вишнёвого сада» -- приезда из Франции в Россию немолодой помещицы, когда вставшая рано горничная Гаевых Дуняша протопила дом, стерла пыль с книжного шкафа, сняла чехлы со старой мебели и люстры в гостиной, накрыла скатертью стол, поставила в вазу присланные садовником цветы и обмерла, услышав проехавший под окном экипаж: «Едут! Я сейчас упаду... Ах, упаду!»
В середине октября 1903 года А.П. Чехов послал пьесу в Москву, а в конце месяца получил от К.С. Станиславского телеграмму: «Сейчас только прочёл пьесу. Потрясён. Не могу опомниться. Нахожусь в небывалом восторге. Считаю пьесу лучшей из всего прекрасного, Вами написанного. Сердечно поздравляю талантливого автора. Чувствую, ценю каждое слово. Благодарю за доставленное уже и предстоящее большое наслаждение. Будьте здоровы».
Подробнее читайте на сайте Мытищинского историко-художественного музея: https://mytyshimuseum.ru/
#Мытищи #Мытищинскиймузей #мытищимузей #нашеподмосковье #культураМО #гоМытищи #культураМытищи #Московскаяобласть #КультураРФ #нацпроекткультура #наши #400лет #патриотическийпроект