Найти в Дзене

6 НЕОБЫЧНЫХ НЕМЕЦКИХ ФИЛЬМОВ

Представьте себе картину, в которой русские агенты обводят вокруг пальца контрразведки европейских стран, точнее сотрудники иностранных контразведок даже не догадываются об их существовании, фильм-пародию на «Двенадцать стульев», а ещё фильм про парня, прибывшего из Южной Америки в Германию, который становится «белой вороной» в нацистской школе «Napola», а после находит в ней друзей... И снято это не в Голливуде, не на современной киностудии «Мосфильм», а в Третьем Рейхе ! Некоторые картины нацистской Германии широко известны. Очевидно первыми на ум приходят знаменитые пропагандистские фильмы Лени Рифеншталь и «Девушка моей мечты», фильм известный благодаря т/c «Cемнадцать мгновений весны» и послевоенному показу трофейных кинолент. Кто-то вспомнит «Гитлерюгендовца Квекса» и «Еврея Зюсса»... Однако тематика фильмов нацистской Германии не только значительно шире, но и многообразнее, чем представляется на первый взгляд, и не ограничена лирическими и пропагандистскими фильмами. Более того,

Представьте себе картину, в которой русские агенты обводят вокруг пальца контрразведки европейских стран, точнее сотрудники иностранных контразведок даже не догадываются об их существовании, фильм-пародию на «Двенадцать стульев», а ещё фильм про парня, прибывшего из Южной Америки в Германию, который становится «белой вороной» в нацистской школе «Napola», а после находит в ней друзей... И снято это не в Голливуде, не на современной киностудии «Мосфильм», а в Третьем Рейхе !

Некоторые картины нацистской Германии широко известны. Очевидно первыми на ум приходят знаменитые пропагандистские фильмы Лени Рифеншталь и «Девушка моей мечты», фильм известный благодаря т/c «Cемнадцать мгновений весны» и послевоенному показу трофейных кинолент. Кто-то вспомнит «Гитлерюгендовца Квекса» и «Еврея Зюсса»...

Советский «дисклеймер» к трофейному фильму.
Советский «дисклеймер» к трофейному фильму.

Однако тематика фильмов нацистской Германии не только значительно шире, но и многообразнее, чем представляется на первый взгляд, и не ограничена лирическими и пропагандистскими фильмами.

Более того, кинематограф Третьего Рейха не менее интересен, чем кинематограф Веймарской республики, известный киноманам великолепными экспрессионистскими образами вампира Носферату, злодея Калигари и его сомнамбулы Чезаре, пражского голема и футуристическими картинами Фрица Ланга.

Тема «независимого кино» Третьего Рейха, труднодоступного и в то же время запретного плода для различных исследований, до последнего времени оставалась нераскрытой.

Следует признать, что большинство кинофильмов Рейха не отличалось оригинальностью сюжета, в основном они представляли собой незамысловатые лирические комедии, драмы и мелодрамы, порой картины создавались исключительно в пропагандистских целях, в особенности это касалось документального и исторического кино, так, к примеру, был cнят сиквел о Фридрихе Прусском с участием Отто Гебюра.

В статье будет приведён список наиболее необычных картин, разительно отличающихся от основной массы «нацистского мейнстрима». Как известно, в довоенное сталинское время, существовал собственный «мейнстрим»: «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Подкидыш», «Александр Невский», однако далеко не все смогут вспомнить о фильме «Строгий юноша», близком стилю ар-деко, о фильме «Новая Москва», и уж тем более о детском кинофильме «Дивный сад»... Эти картины можно расматривать в качестве искусства ради искусства, то есть с художественной стороны.

Кадр из советского фильма «Строгий юноша».
Кадр из советского фильма «Строгий юноша».

Примерно по тем же критериям отобраны наиболее необычные картины Третьего Рейха.

«Рассвет» (1933)

Великолепная военная драма о подводниках, снятая на заре существования Третьего Рейха, выделяющаяся на фоне пафосных картин о Фридрихе, выгодно отличаюшаяся от ряда биографических и лирических фильмов на историческую тему.

«Рассвет» - атмосферное кино о бесстрашных подводниках, топящих корабли противника, но угодивших в одну из хитроумных ловушек, уготовленных вражескими силами Антанты. Фильм всё время держит в напряжении, несмотря на некоторую монотонность действия.

Фильм перекликается с другой военной драмой Третьего Рейха – с картиной «Штурмовой батальон. 1917» 1934 года, снятой в ответ американскому фильму «На западном фронте без перемен» 1930 года.

Кадр из фильма «Рассвет».
Кадр из фильма «Рассвет».

«Хозяин мира» (1934)

Фильм с таким названием определённо должен был быть о руководителе германского государства или о людях будущего мирового порядка, то о есть немцах, но на деле данный фильм является научно-фантастической антиутопией, частично напоминающей знаменитый «Метрополис» Фрица Ланга. Этот фильм повествует о вреде техники, механизации труда и об утрате человечности в условиях технократии.

Плакат к фильму «Властелин мира».
Плакат к фильму «Властелин мира».

Мания величия затмевает разум сумрачного германского гения, он осознаёт невиданную мощь созданного им робота, испускающего смертоносные электрические разряды.

С помощью робота учёный уничтожает своего руководителя и тут же захватывает власть на заводе, вместе с тем автоматизирует производство, чем вызывает бурю негодования и дикие стоны рабочих, которые лишаются рабочих мест.

В настояший момент робот из фильма выглядит комично: напоминает большой едущий шкаф из «Тома и Джерри» или взбесившийся трансформатор на колёсиках...

Как ни странно, учёному, обезумевшему от невообразимых перспектив технократии, противостоит инженер, который любит и ценит природу и главное женщин.

В конечном итоге инженер берёт верх, а робот-шкаф убивает своего же создателя – на этом конец - рабочие возврашаются на свои рабочие места - и получают долгожданную зарплату.

В целом, «Хозяин мира» неплохая картина об ужасах технократии и безрассудстве учёных, губящих природу и людей, фильм определённо заслуживает интерес и вероятно понравится зрителям, смотревшим «Метрополис», так как в определённой степени перекликается с работой Ланга.

«ГПУ» (1942)

Рекламный буклет к фильму «ГПУ».
Рекламный буклет к фильму «ГПУ».

Шпионский триллер о коварных русских агентах, устраивающих войны и революции по всему миру, которыми руководят могущественные «сионисты» из Кремля. Нельзя не отметить обаяние главного злодея, Бокши, чувство собственного достоинства и коварство противостоящей ему дворянки Ольги Ланской, хладнокровно мстящей Бокше и заодно всем красным за расстрел своей семьи, превосходную русскую речь актёров фильма, а также множество cюжетных поворотов, приковывающих внимание зрителя на протяжение всей картины. К недостаткам следует отнести некоторую наивность персонажей, граничащую с глупостью, однако это ничем не умаляет значение фильма, вполне возможно, что зрители найдут фильм необычным.

Игра актёров, музыка, сюжет – всё на высоте.

«Выше голову, Иоганнес !» (1941)

Отличный детский фильм, снятый немецкой компанией «Tobis Film». Этот фильм не особенно понравился Геббельсу. В записи дневника от 12 августа 1940 года Геббельс упоминает о том, что фильм «Выше голову, Йоханнес!» вышел плохим и совершенно неправильно поставлен под руководством де Кова и что вряд ли его удастся исправить.

В результате некоторые сцены фильма были удалены и пересняты.

Фильм «Выше голову, Иоганнес !» в большей степени обычный детский фильм, нежели пропагандистский, к элементам пропаганды можно отнести клятву перед знаменем, присягу фюреру и рейху. В остальном фильм об отцах и детях, о товариществе и взаимоотношениях детей.

Иоганнес, выросший в условиях безотцовшины, после смерти матери возвращается из Южной Америки в Германию к своему отцу. Поначалу парень не вписывается в компанию сверстников, всюду встречает неприязнь, несмотря на выдающиеся музыкальные способности – будучи подростком самостоятельно сочиняет марш.

Отец отдаёт строптивого мальчика в Napola (аббревиатура национальной политической академии), где его ещё больше недолюбливают. Невзирая на то, что руководители Napola в открытую заявляют, что хотят сделать мальчика нормальным, очевидно превратив его в очередного биоробота, в послушного убийцу противников фашистского режима, в картине этого не заметно, как впрочем не видно политической сознательности со стороны Иоганнеса.

Речь, как не парадоксально, о развитии у мальчика чувства товарищества, сочувствия к окружающим, в том числе к своему отцу. Фильм смотрится с некоторым напрягом: в ожидании страшного наказания для мальчика: с газовой камерой, эвтаназией фенолом в сердце как для неполноценного – но этого не происходит, страшное наказание которое может ждать сорванца – отчисление, да и нацистов паренёк изрядно достал, периодически они говорят о его отчислении, но каждый раз откладывают его на потом.

Кадр из фильма «Выше голову, Иоганнес !».
Кадр из фильма «Выше голову, Иоганнес !».

«Ротшильды. Акции при Ватерлоо» (1940)

Фильм об обаятельном и в то же время коварном семействе Ротшильдов, зарабатывающем на войне Англии с наполеоновской Францией. Крепкие семейные узы, хитроумные финансовые махинации, очаровательные заискивания – это всё о нём.

Кадр из фильма «Ротшильды. Акции при Ватерлоо».
Кадр из фильма «Ротшильды. Акции при Ватерлоо».

У фильма ряд достоинств, cледует отметить превосходную игру актёров, сыгравших Ротшильдов, чего только стоит сцена с собачкой ! Фильм ничем не уступает фильму о масонах, снятому в фашистской республике Виши и фильму «Еврей Зюсс» 1940 года.

«Тринадцать стульев» (1938)

Пародия на «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, вышедшая в Третьем Рейхе. Роль Остапа выполняет парикмахер, а роль Кисы – старьёвщик. Дальше всё по сюжету. Смотреть можно.

Постер к фильму
Постер к фильму

«Чудо полёта» (1935)

Неожиданное камео знаменитого лётчика Первой Мировой войны Эрнста Удета в сочетании с Юргеном Ольсеном, актёром сыгравшим гитлерюгендовца Квекса.

Рекламный буклет к фильму «Чудо полёта».
Рекламный буклет к фильму «Чудо полёта».

Немецкий юноша грезит полётами и благодаря неожиданной случайности встречает своего кумира – Эрнста Удета, который знакомит юношу с авиацией и выручает в беде в конце. Несколько затянутый, но тем не менее интересный фильм. Последнее появление на экране Юргена Ольсена, канувшего в лету после съёмок. Существуют различные версии его дальнейшей судьбы.

В заключение следует сказать, что многие фильмы Третьего Рейха остаются труднодоступными для исследователей, далеко не все фильмы доступны для просмотра и не всегда имеют сколько-нибудь сносное описание сюжета.