Представьте себе картину, в которой русские агенты обводят вокруг пальца контрразведки европейских стран, точнее сотрудники иностранных контразведок даже не догадываются об их существовании, фильм-пародию на «Двенадцать стульев», а ещё фильм про парня, прибывшего из Южной Америки в Германию, который становится «белой вороной» в нацистской школе «Napola», а после находит в ней друзей... И снято это не в Голливуде, не на современной киностудии «Мосфильм», а в Третьем Рейхе !
Некоторые картины нацистской Германии широко известны. Очевидно первыми на ум приходят знаменитые пропагандистские фильмы Лени Рифеншталь и «Девушка моей мечты», фильм известный благодаря т/c «Cемнадцать мгновений весны» и послевоенному показу трофейных кинолент. Кто-то вспомнит «Гитлерюгендовца Квекса» и «Еврея Зюсса»...
Однако тематика фильмов нацистской Германии не только значительно шире, но и многообразнее, чем представляется на первый взгляд, и не ограничена лирическими и пропагандистскими фильмами.
Более того, кинематограф Третьего Рейха не менее интересен, чем кинематограф Веймарской республики, известный киноманам великолепными экспрессионистскими образами вампира Носферату, злодея Калигари и его сомнамбулы Чезаре, пражского голема и футуристическими картинами Фрица Ланга.
Тема «независимого кино» Третьего Рейха, труднодоступного и в то же время запретного плода для различных исследований, до последнего времени оставалась нераскрытой.
Следует признать, что большинство кинофильмов Рейха не отличалось оригинальностью сюжета, в основном они представляли собой незамысловатые лирические комедии, драмы и мелодрамы, порой картины создавались исключительно в пропагандистских целях, в особенности это касалось документального и исторического кино, так, к примеру, был cнят сиквел о Фридрихе Прусском с участием Отто Гебюра.
В статье будет приведён список наиболее необычных картин, разительно отличающихся от основной массы «нацистского мейнстрима». Как известно, в довоенное сталинское время, существовал собственный «мейнстрим»: «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Подкидыш», «Александр Невский», однако далеко не все смогут вспомнить о фильме «Строгий юноша», близком стилю ар-деко, о фильме «Новая Москва», и уж тем более о детском кинофильме «Дивный сад»... Эти картины можно расматривать в качестве искусства ради искусства, то есть с художественной стороны.
Примерно по тем же критериям отобраны наиболее необычные картины Третьего Рейха.
«Рассвет» (1933)
Великолепная военная драма о подводниках, снятая на заре существования Третьего Рейха, выделяющаяся на фоне пафосных картин о Фридрихе, выгодно отличаюшаяся от ряда биографических и лирических фильмов на историческую тему.
«Рассвет» - атмосферное кино о бесстрашных подводниках, топящих корабли противника, но угодивших в одну из хитроумных ловушек, уготовленных вражескими силами Антанты. Фильм всё время держит в напряжении, несмотря на некоторую монотонность действия.
Фильм перекликается с другой военной драмой Третьего Рейха – с картиной «Штурмовой батальон. 1917» 1934 года, снятой в ответ американскому фильму «На западном фронте без перемен» 1930 года.
«Хозяин мира» (1934)
Фильм с таким названием определённо должен был быть о руководителе германского государства или о людях будущего мирового порядка, то о есть немцах, но на деле данный фильм является научно-фантастической антиутопией, частично напоминающей знаменитый «Метрополис» Фрица Ланга. Этот фильм повествует о вреде техники, механизации труда и об утрате человечности в условиях технократии.
Мания величия затмевает разум сумрачного германского гения, он осознаёт невиданную мощь созданного им робота, испускающего смертоносные электрические разряды.
С помощью робота учёный уничтожает своего руководителя и тут же захватывает власть на заводе, вместе с тем автоматизирует производство, чем вызывает бурю негодования и дикие стоны рабочих, которые лишаются рабочих мест.
В настояший момент робот из фильма выглядит комично: напоминает большой едущий шкаф из «Тома и Джерри» или взбесившийся трансформатор на колёсиках...
Как ни странно, учёному, обезумевшему от невообразимых перспектив технократии, противостоит инженер, который любит и ценит природу и главное женщин.
В конечном итоге инженер берёт верх, а робот-шкаф убивает своего же создателя – на этом конец - рабочие возврашаются на свои рабочие места - и получают долгожданную зарплату.
В целом, «Хозяин мира» неплохая картина об ужасах технократии и безрассудстве учёных, губящих природу и людей, фильм определённо заслуживает интерес и вероятно понравится зрителям, смотревшим «Метрополис», так как в определённой степени перекликается с работой Ланга.
«ГПУ» (1942)
Шпионский триллер о коварных русских агентах, устраивающих войны и революции по всему миру, которыми руководят могущественные «сионисты» из Кремля. Нельзя не отметить обаяние главного злодея, Бокши, чувство собственного достоинства и коварство противостоящей ему дворянки Ольги Ланской, хладнокровно мстящей Бокше и заодно всем красным за расстрел своей семьи, превосходную русскую речь актёров фильма, а также множество cюжетных поворотов, приковывающих внимание зрителя на протяжение всей картины. К недостаткам следует отнести некоторую наивность персонажей, граничащую с глупостью, однако это ничем не умаляет значение фильма, вполне возможно, что зрители найдут фильм необычным.
Игра актёров, музыка, сюжет – всё на высоте.
«Выше голову, Иоганнес !» (1941)
Отличный детский фильм, снятый немецкой компанией «Tobis Film». Этот фильм не особенно понравился Геббельсу. В записи дневника от 12 августа 1940 года Геббельс упоминает о том, что фильм «Выше голову, Йоханнес!» вышел плохим и совершенно неправильно поставлен под руководством де Кова и что вряд ли его удастся исправить.
В результате некоторые сцены фильма были удалены и пересняты.
Фильм «Выше голову, Иоганнес !» в большей степени обычный детский фильм, нежели пропагандистский, к элементам пропаганды можно отнести клятву перед знаменем, присягу фюреру и рейху. В остальном фильм об отцах и детях, о товариществе и взаимоотношениях детей.
Иоганнес, выросший в условиях безотцовшины, после смерти матери возвращается из Южной Америки в Германию к своему отцу. Поначалу парень не вписывается в компанию сверстников, всюду встречает неприязнь, несмотря на выдающиеся музыкальные способности – будучи подростком самостоятельно сочиняет марш.
Отец отдаёт строптивого мальчика в Napola (аббревиатура национальной политической академии), где его ещё больше недолюбливают. Невзирая на то, что руководители Napola в открытую заявляют, что хотят сделать мальчика нормальным, очевидно превратив его в очередного биоробота, в послушного убийцу противников фашистского режима, в картине этого не заметно, как впрочем не видно политической сознательности со стороны Иоганнеса.
Речь, как не парадоксально, о развитии у мальчика чувства товарищества, сочувствия к окружающим, в том числе к своему отцу. Фильм смотрится с некоторым напрягом: в ожидании страшного наказания для мальчика: с газовой камерой, эвтаназией фенолом в сердце как для неполноценного – но этого не происходит, страшное наказание которое может ждать сорванца – отчисление, да и нацистов паренёк изрядно достал, периодически они говорят о его отчислении, но каждый раз откладывают его на потом.
«Ротшильды. Акции при Ватерлоо» (1940)
Фильм об обаятельном и в то же время коварном семействе Ротшильдов, зарабатывающем на войне Англии с наполеоновской Францией. Крепкие семейные узы, хитроумные финансовые махинации, очаровательные заискивания – это всё о нём.
У фильма ряд достоинств, cледует отметить превосходную игру актёров, сыгравших Ротшильдов, чего только стоит сцена с собачкой ! Фильм ничем не уступает фильму о масонах, снятому в фашистской республике Виши и фильму «Еврей Зюсс» 1940 года.
«Тринадцать стульев» (1938)
Пародия на «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, вышедшая в Третьем Рейхе. Роль Остапа выполняет парикмахер, а роль Кисы – старьёвщик. Дальше всё по сюжету. Смотреть можно.
«Чудо полёта» (1935)
Неожиданное камео знаменитого лётчика Первой Мировой войны Эрнста Удета в сочетании с Юргеном Ольсеном, актёром сыгравшим гитлерюгендовца Квекса.
Немецкий юноша грезит полётами и благодаря неожиданной случайности встречает своего кумира – Эрнста Удета, который знакомит юношу с авиацией и выручает в беде в конце. Несколько затянутый, но тем не менее интересный фильм. Последнее появление на экране Юргена Ольсена, канувшего в лету после съёмок. Существуют различные версии его дальнейшей судьбы.
В заключение следует сказать, что многие фильмы Третьего Рейха остаются труднодоступными для исследователей, далеко не все фильмы доступны для просмотра и не всегда имеют сколько-нибудь сносное описание сюжета.