Если вы надеялись другой исход — сочувствую: вы идеалист, а в наше время это может быть опасно для душевного здоровья. Трагедию в новоусманском селе Рыкань, где 3 апреля скорая помощь из-за размытой дороги не доехала до дома 85-летнего Валентина Васильевича Минакова, система отыграла по классическому сценарию жанра.
Валентин Васильевич, заслуженный авиационный конструктор, в этот день, напомню, умер. К нему из райцентра ехала скорая. Но, добравшись до села, до улицы Нижней, где жил дедушка, остановилась на полдороги — после дождя местная дорога превращается в жирное чёрное месиво, а в то время как раз дождило. Интрига состояла в том, когда Валентину Васильевичу вызвали скорую — до того, как он умер, или после. Читатели, сообщившие нам, говорили, что случилось всё именно из-за разбитой дороги: врачи якобы не смогли пробиться — человека нет. В Новоусманской районной администрации на это заявили, что скорую вызвали, чтобы «зафиксировать смерть». Областной департамент здравоохранения рассказал о фельдшере-герое, который шагал к пациенту пешком по размытым колеям. На наш подробный запрос — в том числе мы просили карточку вызова — не ответил до сих пор.
Я нашла людей, которые вызывали для Валентина Васильевича скорую. По их словам, он тогда ещё был жив, умер после звонка на 03, только никакой фельдшер к нему не пришёл — не стал соваться к мертвецу по грязи — документы для «фиксирования смерти» они относили к машине сами. Одна из дочерей рассказала, будто её сестра слышала голос отца по телефону — соседи, которые его нашли с сердечным приступом, ей звонили. Местные жители сообщили мне ещё, что случай с не проехавшей по трясине скорой здесь не первый.
Второй сюжетной линией стала, собственно, дорога на Нижней улице — вот такая:
Сельсовет и районная администрация её не ремонтируют, потому что денег в бюджете мало, а проблем много. И в дорожном вопросе местные на самообслуживании: латают буераки за свой счёт. После истории с Валентином Васильевичем — подлатали в очередной раз, сельсовет посыпал щебёнкой клочок в 30 метров.
Народ ждал эпилога: решения Следственного комитета об уголовном деле. Получилось всё слишком громко, понаписали журналисты, и следователи начали проверку — на предмет возможной халатности (статья 293 УК РФ) со стороны Новоусманской районной администрации.
***
1 августа редакция «МОЁ!» направила в региональное Управление СКР официальный запрос — вот такой:
8-го получили ответ:
Уголовного дела не будет, потому что нет состава преступления. Воспроизвожу ещё раз дословно:
«Как установлено проверкой, вызов скорой помощи осуществлялся для регистрации факта смерти гражданина, причиной смерти стала сердечная недостаточность и ишемическая кардиомиопатия».
На этом всё. Остальное — тайна следствия.
Я не знаю, на основании чего следователи сделали такой вывод — что умер Валентин Васильевич Минаков до того, как ему вызвали скорую. И не умаляю их труд. Но не могу постичь другую тайну: в чём тут связь с обязанностью властей приводить в божеский вид единственную дорогу, от которой напрямую зависит безопасность людей?
Я сейчас не о конкретной истории, решения следствия не оцениваю. Открываем Уголовный кодекс РФ, статья 293 — читаем:
«Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло (…) существенное нарушение прав и законных интересов граждан (…) либо охраняемых законом интересов общества».
Да: халатность — это в первую очередь о правах и интересах людей, и чтобы их признали «нарушенными», не обязательно кому-то умирать.
Есть отдельные Федеральные законы — № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах»: там ясно и толково о правах граждан и полномочиях властей. Ещё есть нацпроект «Безопасные качественные дороги». И в его паспорте сразу в пункте два среди национальных целей — цитирую — «комфортная и безопасная среда для жизни, сохранение населения, здоровье и благополучие людей».
Кроме уголовной статьи о халатности, есть конкретная статья в Кодексе об административных правонарушениях РФ — 12.34: за несоблюдение требований обеспечить безопасность дорожного движения при содержании и ремонте дорог. Должностное лицо (ответственного чиновника, например) — могут оштрафовать на 20 — 30 тысяч рублей, для юрлиц (например, целой администрации) — штрафы в 10 раз больше. А кроме следствия, у нас ещё работает прокуратура.
***
— Кто из следователей с вами связывался, какие вопросы задавал? — спрашиваю Маргариту Ворошилину, председателя территориального общественного самоуправления (ТОС) Нижней улицы в Рыкани.
Рита вместе с соседкой-активисткой несколько лет пытается добиться от чиновников сделать с их страшной дорогой хоть что-то. Она растеряно удивляется моей новости, что никого ни за что никак не накажут.
— Со мной никто не связывался, — отвечает Маргарита так, что мне становится неловко.
Я сейчас для нескольких десятков человек разрушила последние их веру и надежду.