Найти в Дзене
NordArtMusic

Собирание музыкального фольклора

Вторая половина 19 и начало 20 века отмечены новым отношением композиторов к народной музыке. Очень многие композиторы отправляются в фольклорные экспедиции для исследования народных мелодий, песен, обрядов и т.д. Организованный сбор народных песен в Венгрии начался в 1896 году, которому заложил основу Бела Викар. Затем продолжили это дело композиторы Бела Барток и Золтан Кодаи, в начале 20 века. Семья Бартока внесла значительный вклад в собирание, классификацию, исследование, систематизацию и практическое применение народной музыки. Один только Барток собрал около 40 000 народных песен. Сегодня их число насчитывает 300 000, 150 000 из которых имеют письменные записи. В связи с глубоким изучение народного фольклора у венгерского композтора Золтана Кодая возникает концепция музыкального воспитания, основывающаяся на традициях венгерской народной музыки, прежде всего, хорового пения. Метод З. Кодая был нацелен на воспитание художественной культуры народа, духовного возрождения на

Вторая половина 19 и начало 20 века отмечены новым отношением композиторов к народной музыке.

Очень многие композиторы отправляются в фольклорные экспедиции для исследования народных мелодий, песен, обрядов и т.д.

Организованный сбор народных песен в Венгрии начался в 1896 году, которому заложил основу Бела Викар. Затем продолжили это дело композиторы Бела Барток и Золтан Кодаи, в начале 20 века.

Семья Бартока внесла значительный вклад в собирание, классификацию, исследование, систематизацию и практическое применение народной музыки.

Б. Барток за работой
Б. Барток за работой

Один только Барток собрал около 40 000 народных песен. Сегодня их число насчитывает 300 000, 150 000 из которых имеют письменные записи.

В связи с глубоким изучение народного фольклора у венгерского композтора Золтана Кодая возникает концепция музыкального воспитания, основывающаяся на традициях венгерской народной музыки, прежде всего, хорового пения. Метод З. Кодая был нацелен на воспитание художественной культуры народа, духовного возрождения нации.

Как отмечает Л. Добсаи: «Кодая привлекло к простой одноголосной народной песне то обстоятельство, что она несет в себе высокие эстетические и национальные ценности". Отдавая предпочтение венгерской народной песне, З. Кодай, вместе с тем, предостерегал от опасности ограничения педагогического процесса только национальной музыкой. Путь к музыкальной грамотности предполагает овладение чтением и записью музыки, знакомство с песнями других народов.

Во главу метода З. Кодая было поставлено пение как основная форма развития слуха и голоса, формирования эстетических впечатлений, положительного отношения к музыке, объединения людей. 

В истории польской фольклористики период с 1800 по 1863 год был временем кристаллизации исследовательских программ и методов собирания фольклора.

Большинство исследователей не были профессиональными музыкантами, за счет чего бОльшее внимание уделялось текстам. Мелодии же чаще всего были представлены авторами в виде обработок для голоса и фортепиано. Всего за этот период было собрано около 800 мелодий.

В 1833 году во Львове увидел свет наиболее полный сборник народных песен "Песни польские и русские галицийского народа", собранные Вацлавом Залецким.

Сборник содержит 1496 текстов и 160 мелодий.

Первые изданные подгальские мелодии появились в конце 19 века в сборнике музыковеда, пианиста Яна Клечиньского, который не только собирал мелодии, но и анализировал их, отмечая характерные ритмические и ладовые черты.

В 1920-е гг. происходит поворот в творчестве польского композитора Кароля Шимановского. Композитор обращается к древнейшим пластам национального фольклора. Проводя много времени в Закопане ( Польша) Шимановский изучал местную гуральскую песенность. Результатом собирания народной музыки явились обработки курпевских и подгаляньских песен.

К. Шимановский и П. Коханьский (Закопане, лето 1932г.)
К. Шимановский и П. Коханьский (Закопане, лето 1932г.)

В 1860-х годах Милий Балакирев начал активную деятельность по сбору и гармонизации русских народных песен и музыки народов Кавказа. Многие из собранных образцов впоследствии вошли в его произведения ( например Восточная фантазия "Исламей") и были использованы др. русскими композиторами.

-4
-5

Воан-Уильямс, английский композитор 19-20 веков начал собирать и изучать народные песни в 1903 году. Песни из своего сборника ( за 10-летие с 1903 по 1913гг. собрано 810 песен) он публикует в журнале Общества народной песни.

С 1886 года чешский композитор Леош Яначек вместе с этнографом Ф. Бартошем каждое лето проводил в фольклорных экспедициях. Он опубликовал множество записей моравских народных песен, создал их концертные обработки.

Леош Яначек с женой Зденкой
Леош Яначек с женой Зденкой

С увлечением занимался собиранием и записью народных песен Николай Андреевич Римский-Корсаков. Начинается эта деятельность с просьбы одного из знакомых композитора Т.И. Филиппова записать с его голоса известные ему русские народные песни. Особенно композитор заинтересовался обрядовыми и игровыми песнями. Первый опыт записи и гармонизации народных песен оказался удачным и Николай Андреевич принялся за составление сборника " Сто русских народных песен", который был издан в 1877 г.

Сначала в сборнике идут песни весенние, потом русальные, троицкие, летние хороводные, свадебные и венчальные.

-7

В наше время уделяется особое место изучению фольклора. Так в нашем родном училище при Московской государственной консерватории есть фольклорный практикум Константина Корзуна, который на постоянной основе занимается исследовательской фольклорной деятельностью.

Внимание композиторов к фольклору невероятно обогатило классическую музыку, разнообразило ее мелодическую, ритмическую, ладовую ткань. Именно благодаря этому мы знаем и отличаем друг от друга музыку разных народов, погружаясь в ее особый колорит через музыку великих классических композиторов.