На Крымском мосту, несмотря на все проблемы, в общем-то научились работать. Неудобств для проезжающих становится всё меньше.
При этом государство усиленно рекламирует дорогу, ведущую через северное Приазовье.
Дорога действительно в отличном состоянии. Бойцы на блокпостах корректны и настроены весьма благодушно. Могут выборочно остановить и проверить документы. Занимает пару минут.
Существует комендантский час с 22.30 до 05.00. В это время вы не сможете заехать в города. Движение по трассе не прекращается.
Некоторые заправки работают по талонам. На случай возникновения проблем с бензином лучше заправиться в Крыму или Ростовской области. Расстояние от Таганрога до Джанкоя около 450 километров, даже самого небольшого бака должно хватить, но запасную канистрочку всё же лучше иметь в багажнике.
Неприятности начинаются при попадании ракет ВСУ в Чонгарский мост. Грустные причины самой возможности этого события мы сейчас не обсуждаем.
Объездная дорога на Армянск увеличивает расстояние на 150 километров. Качество дороги ещё украинское. То есть – просёлок, асфальтированный в благословенном 1978-м.
Однако поистине трагедия ожидает путешествующих на пропускном пункте.
Очередь – машин 150. Два ряда. Скорость продвижения ряда – машина в 10–15 минут. Готовьтесь потратить здесь несколько часов.
Обстановка напоминает КПП Конго – Швейцария. Со стороны Конго, конечно.
На Чонгаре, возможно, уже и набили руку. Не знаю.
Если проверку на мосту вполне можно рационально объяснить, то здесь непонятно ничего. Въезжая из Российской Федерации в Российскую Федерацию, вы подвергнетесь весьма пристрастному досмотру с полноценным паспортным контролем. Отношение персонала такое, словно вас поймали на месте самого омерзительного преступления. Конвоируют и оформляют задержание. Хамство, мат, «перекошенные радостью» лица.
Но в целом пережить можно. Просторные пляжи Крыма, низкие цены, необыкновенное радушие (без иронии) крымчан того стоят.
Олег Морянин, писатель, ополченец Крымской весны, доброволец