Он был храбрым воином, талантливым полководцем и настоящим героем. Не зря его фамилию – Багратион, современники (с легкой руки Державина) переиначили как «Бог рати он». Грузинский князь, верно служивший Российской империи – он вошел в историю как талантливый полководец.
Грузинского царского рода
Петр Иванович Багратион был представителем картлийских князей - побочной ветви грузинского царского дома Багратионов. О дате и месте рождения его единого мнения нет – рождение в диапазоне между 1762 и 1769 годами (чаще указывается 1763 год) и место рождение или Тифлис, или Кизляр. Не суть важно. Еще дед его, Александр Багратион, в 1759 году уехал в Россию, так как разругался с правящим монархом. Он поступил на службу в русскую армию и служил в гарнизоне Кизлярской крепости. Там, в Кизляре, и прошло детство Петра Багратиона.
Жизнь в гарнизонной крепости была опасной. Горцы, переправившись через Терек, нападали на казачьи станицы, разоряя их, угоняли скот. Бывало, нападали и на саму крепость Кизляр. Чтобы выжить, жители крепости должны были уметь с детства стрелять и рубиться саблей. И Петр Багратион еще в детстве овладел этими необходимыми навыками и не представлял себе карьеры другой, кроме военной.
А со светским образованием все обстояло сложнее. Не видел юный грузинский князь необходимости учить французский язык – не нужен он был в крепости. А персидский был нужен, поэтому на этом языке он говорил. Читать и писать по-русски, считать, конечно, он научился. Хотя писал с большим количеством ошибок. Следует сказать, что нехватка образования сказывалась в дальнейшем. Многие отмечали отсутствие у него глубокого стратегического мышления. Тем не менее, он был настоящим воином и под его руководством русские отряды одержали много побед.
Военная служба
Военную службу Петр Багратион начал, когда ему было около 20 лет. Начал с рядового, и уже в том же году был произведен в сержанты. В 1785 году он участвовал в неудачном походе российского отряда против горцев шейха Мансура. Он был ранен и попал в плен. На этом его военная карьера, а то и жизнь, могли закончиться. Но он выбрался. По одним данным, горцы, узнав, к какому роду он принадлежит, его вылечили и отпустили. По другой – его выкупили русские власти, по третьей, самой геройской – сам бежал.
Как бы то ни было, он смог продолжить военную службу и последовательно проходил все ступени. В 1788 году Петр Багратион отличился при штурме Очакова. Он одним из первых ворвался в крепость, за что главнокомандующий, князь Григорий Потемкин произвел молодого подпоручика сразу в капитаны. В 1794 году, при подавлении восстания Костюшко в Польше, уже майор Багратион обратил на себя внимание своего кумира – А.В. Суворова, который приблизил его к себе.
В это же время Багратион познакомился с юным Денисом Давыдовым, который позже прославится как гусар и поэт. Давыдов был назначен к Багратиону адъютантом, поэтому хорошо знал его. В мемуарах он так писал о своем командире:
«Он любил жить роскошно: всего было у него вдоволь, но для других, а не для него. Сам он довольствовался весьма малым и был чрезвычайно трезв. Я не видал, чтобы он когда-либо пил водку или вино, кроме двух рюмок мадеры за обедом».
Современники отмечали его аскетичность: он спал на соломе и ел с солдатами из одного котла – совсем как его кумир Суворов. А также говорили о его предельной честности – он не только никогда не «запускал руку» в солдатскую кассу, но и частенько тратил на солдат свое. Он был человек чести и писал в письме Аракчееву:
«Я лучше умру, нежели возьму из суммы экстраординарной - умру честно и голый».
А генерал Алексей Ермолов вспоминал о нем:
«Никто не напоминал менее о том, что он начальник... Солдатами он был любим чрезвычайно».
В 1799 году Багратион уже генерал. Вместе с Суворовым он участвовал в итальянском походе и в переходе через Альпы. В этом походе он проявил не только всю свою храбрость и стратегический талант, но и способность сохранять хладнокровие в самых трудных ситуациях.
Женитьба на ветреной красавице
По завершении компании Багратион приехал в Россию. Он уже был прославленным военачальником и в нем видели преемника Суворова. Он стал очень популярен в петербургском обществе. Ему было около 40 лет, а он был все еще холост. Что не удивительно – он постоянно участвовал в военных компаниях, ему некогда было заниматься ухаживаниями.
Устроить личную жизнь знаменитого генерала решил сам император Павел I. В невесты Багратиону он выбрал фрейлину графиню Екатерину Скавронскую, внучатую племянницу Потемкина.
Девушка была очень хороша – одна из первых красавиц Петербурга. Ей было только 18 лет. За ее красоту, очаровательную улыбку и веселый, легкий нрав девушку сравнивали с ангелом. И жалели – такой ангел достался «дикому кавказцу», который был похож на демона.
И действительно, красавцем Петра Багратиона назвать было сложно. Он был черен, имел густую, трудно поддающуюся расческе шевелюру и крупный орлиный нос, за который его в армии звали «Орел». Достойное прозвище.
При этом он был человеком с хорошим чувством юмора и сам любил подшутить над своим кавказским носом. Существует такая байка. Как-то к Багратиону прибыл связной и сказал, что «Противник на носу!». Багратион спокойно спросил:
«А на чьём носу? Если на вашем, то дело плохо, а если на моём – так мы ещё успеем отобедать!».
И таких разных людей Павел I решил поженить! Может, конечно, показаться, что это император решил таким образом наградить прославленного генерала. Но все было проще – и сложнее. Павел Петрович узнал, что генералом Багратионом увлеклась его дочь – Великая княжна Екатерина Павловна! У этого увлечения дочери не должно было быть продолжения – вот заботливый отец и решил таким образом устранить человека, в которого влюбилась его дочь.
Свадьба состоялась в сентябре 1800 года. Петр Иванович относился с нежностью к своей молодой жене. Но они были слишком разные, чтобы создать счастливую семью. Утонченной и живой Екатерине нужны были балы, развлечения, поклонники. А Багратиона светская жизнь совсем не привлекала. Он не имел изящных манер, не умел поддерживать светскую беседу и с легкостью танцевать вальс или мазурку. Ему гораздо комфортнее было в казарме или на плацу, чем во дворце. Поэтому довольно быстро молодые стали жить каждый своей жизнью: Петр Иванович практически все время посвящал службе, а его очаровательная жена жила привычной жизнью светской дамы.
Скоро начали шептаться, что молодая княгиня изменяет генералу. При этом, ее не осуждали, а жалели – ведь ее, бедняжку, отдали в жертву «дикому кавказцу». В 1805 году Петр Багратион отправился на войну, а его красавица супруга – в Европу, на поиск острых ощущений. Конечно, предлогом было пошатнувшееся здоровье.
Там она многих поразила и свела с ума своей красотой. Среди ее поклонников был Гёте, который оставил письменный портрет княгини:
«Чудный цвет лица, алебастровая белизна кожи, золотистые волосы, таинственное выражение... При своей красоте и привлекательности, она собрала вокруг себя замечательное общество».
У Екатерины Павловны за границей было множество романов. Самый интересный из них, пожалуй, роман с канцлером Австрийской империи князем Меттернихом. Утверждают, что именно она убедила Меттерниха вступить в союз с Россией против Франции. Союз был заключен, и русская армия под управлением Кутузова двинулась на помощь союзникам. А арьергардом русской армии командовал Петр Багратион.
К слову, Екатерина родила от Меттерниха дочь Клементину, которую Петр Иванович, по настоятельной рекомендации императора Александра I, записал на свою фамилию - княжна Багратион.
Конечно, Багратиона ранили разговоры о похождениях его супруги, и он всегда отстаивал ее честь как настоящий рыцарь. Так, в 1808 году жен генералов, проявивших себя в войне с Наполеоном, награждали орденом Святой Екатерины. В списке награждаемых не оказалось княгини Багратион. Прославленный генерал был обижен, и даже собирался подавать в отставку, сочтя, что ему нанесена личная обида. Орден с девизом «За любовь и Отечество» Екатерине Багратион был выслан.
Следует сказать, что свой орден супруга Багратиона действительно заслужила. Она не просто была легкомысленной и ветреной светской львицей. Находясь в Европе, она, по сути, вела разведывательную деятельность, собирая информацию, а ее венский салон заражал анти-наполеоновскими настроениями австрийское общество. Она была истинной патриоткой.
Не раз Багратион писал жене и просил ее вернуться в Россию. Иногда она ему отвечала, но ссылалась на здоровье и необходимость в лечении. Так они больше и не встретились. Екатерина пережила мужа на 45 лет. После его смерти она выходила замуж, но фамилию Багратион она носила до конца жизни.
Последняя битва
Перед войной с Наполеоном русская армии была разделена на 2 части: 1-я армия под командованием Барклая-де-Толли находилась под Смоленском, 2-я армия под командованием Багратиона – под Гродно.
После того, как армии объединились, и главнокомандующий Михаил Кутузов принял решение о сражении под Бородино, Багратион стал командующим левым флангом русских войск. Части Багратиона отбили все атаки противника, но понесли тяжелые потери.
7 сентября генерал Багратион осколком снаряда был тяжело ранен в ногу.
Его вынесли с поля боя и отправили в Москву. Через сутки развилась инфекция, у раненого начался жар. Сейчас бы его врачи спасли, а в XIX веке такой возможности не было. Помогла бы ампутация ноги, но генерал отказался. Он умер через 17 дней – 24 сентября 1812 года от гангрены.
Генерал Багратион был похоронен в селе Сима Владимирской губернии – там же, где умер. По инициативе Дениса Давыдова в 1839 году склеп с его прахом торжественно перезахоронили на Бородинском поле, возле монумента-часовни, возведенной в честь 25-летия победы над Наполеоном. На церемонии присутствовал император Николай I.
В 1932 году, в целях выполнения плана по сдаче чугуна на металлолом, часовня была взорвана, и большая часть останков генерала была уничтожена. В 1986 году были проведены раскопки и обнаружены остатки склепа и в нем фрагменты останков генеральского одеяния. С воинскими почестями останки генерала Петра Ивановича Багратиона были преданы земле.
Наполеон Бонапарт называл Петра Багратиона лучшим из русских полководцев.
Об отношениях Петра Багратиона и дочери и сестры императоров - Екатерины Павловны Романовой - в отдельной статье.