У меня для вас открытие. Мы все - представители древнейшей профессии. И даже не той самой, о которой вы подумали! Мы - садовники. Ведь Господь, согласно Библии, поместил первого Человека после его создания в сад Эдем, чтобы тот "возделывал его и хранил его". (Быт.2:15) Так-то вот! Стало быть, поставил сторожем-садовником.
Ну, потом, как известно, Человек там кое за кем не уследил, кое-кто набедокурил, а всем - расхлёбывать... но не будем о грустном!
Я люблю пряные и лекарственные травы. Если я и не фанат огорода, то их считаю иметь необходимым. И мне очень нравится, что это роднит меня и с алхимиками, и со средневековыми монахами, во владениях которых такие травы были обязательно. Назывались такие огородики аптекарскими, и при Петре 1 такой огород был заложен и у нас - а впоследствии превратился в несравненный Аптекарский огород Ботсада МГУ, у котором я писала не так давно.
С развитием монастырей, цистерцианских и прежде всего бенедиктинских, в самое, казалось бы, темное Средневековье, сложилась и традиция каждому монастырю иметь свой собственный сад. А также каждому поселению, замку и феоду. Оно и понятно, лекарств тогда было не много, все сплошь растительного и животного происхождения, и народ надо было чем-то врачевать. Аптекарский огород являлся лишь частью монастырского сада.
А весь монастырский сад делался по принципу, ни много ни мало, .... райского сада Эдема. Как человек создан по образу и подобию, так и сад - вполне логично.
Какие черты его отличали?
Для вас я прочла статью "Символика монастырского средневекового сада" Ю.А.Ефремовой, и перескажу ее коротко - со своими дополнениями и комментариями.
Во-первых, монастырский сад состоял из внутреннего дворика (клауструм) с красивыми цветами - для прогулок монахов и их размышлений, фруктового сада, овощного огорода (хортус) и аптекарского огорода с пряными травами (хербуляриус). Все они могли находиться в разных частях монастыря. Так, в швейцарском Санкт-Галлене, который традиционно приводится как пример образцового монастыря Средних веков, фруктовый сад был одновременно и кладбищем. Могилы ведь не мешают расти фруктовым деревьям, хотя это и жутковато. Но сразу вспоминается цветаевское:
"...Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет."
В Санкт-Галлене внутренний дворик - это просто лужайка с растущим в центре деревом. Центр и дерево - тоже неспроста, ведь и в центре Эдема росло дерево - то самое Древо познания добра и зла, от которого вкусили плод Адам с Евой.
Иногда в центре сада стоял крест. Иногда центром становился источник, колодец, родник. И это очень важно, ведь и в Раю бил источник, из которого брали начало 4 реки. С точки зрения практичности монастырский сад с источником - это очень правильно, тут и полив, и питьевая вода, и - автономность, ведь при необходимости монастырь легко превращался в неприступную крепость!
Сад обычно делился центром на 4 части. Иногда эти части делились снова, крестообразно:
Будто фракталы...
Знаете, что еще примечательно. Отличительная черта монастырского сада - именно его закрытость. Ведь после изгнания людей ворота сада заперты - стало быть, они были. Стена есть неотъемлемая часть сада Райского, именно из такого можно изгнать, именно такой можно запереть. Само слово "парадиз" (и однокоренные слова) отсутствует в древнеивритском варианте Библии, но есть в латыни - и означает именно "сад, огороженный стеной".
В нашем языке само слово "огород" означает наличие ограды. Просто любопытное наблюдение.
В клауструме росли цветы. Неправда, что монахи думали исключительно об аскезе. Сама идея радоваться, получать удовольствие от прогулки, от возделывания красоты, - очень христианская. Уныние - один из смертных грехов. Созидая, создавая красоту вокруг себя, человек славит Всевышнего. Создает подобие райского сада на вверенной ему территории. Мне очень импонирует эта идея, отзывается у меня в сердце теплом.
И какие же цветы там росли? Все не просто так, Средневековье - время глубоко символистское. Все крутилось вокруг религии, а религия оперирует символами постоянно. В ней ничто не говорится впрямую, а лишь опосредованно. Дело в том, что человеческое подсознание устроено таким образом, что существует на базе архетипов. Прямое слово не действует на нас так точно, не попадает в цель так выверенно, как иносказательность символа и образа, бьющего прямо в подсознание. И растения монастырского сада тесно связаны с христианскими идеалами.
Знаете, почему такое распространение во всем мире получила роза? Не только потому, что она так красива. Ведь изначально розы были не махровые, а - обычный шиповник. Однако роза сама по себе есть символ Девы Марии, непорочности. А поскольку ее почитали в христианском мире повсеместно, то и без розы не обходилось в саду. Красная роза также - символ пролитой крови Христа.
То же самое с лилией, особенно белой. Она - символ чистоты. Как и цветы миндаля.
Персики - символ безмолвия и верности, очень монашеское растение. Хотя иногда и поговаривают, что персик и инжир - два претендента на роль "запретного плода" после яблока. Мол, яблоком он назван ошибочно при переводе, и вообще в Иудее яблоки не росли.
Фиалка - символ смирения и послушания. По словам Томаса из Сито, лилия, фиалка и роза - самые важные цветы, они олицетворяют Деву Марию, Иоанна и Христа: "лилия девственности, фиалка смирения и роза любви". Роза есть любовь. И мы все чувствуем это до сих пор.
Лечебная рута воспринималась не только составной частью лекарственных сборов, но и как символ очищения от греха. И так далее.
Меня не оставляет намерение сделать у себя в саду маленький аптекарский огород. Там будут расти чабрец, душица (которую монахи использовали для подавления потенции, воздержания и усмирения плотских мыслей), лаванда, иссоп, шалфей, мята, мелисса. Еще обычно в аптекарском огородике обязательно встречались пустырник, зверобой, эхинацея, ромашка, тмин, анис, розмарин, кориандр, тысячелистник, монарда. Выбор великолепен!
Причем я именно хочу огороженный Садик пряных трав, с регулярными четкими границами, оградой, приподнятыми грядками. Недавно любовалась огородом у Марины, хозяйки канала "Эстетика сада". Если не видели, обязательно загляните!
Расскажите, какие пряные травы растут у вас? Вы пользуетесь ими в лечебных целях? Или скорее выращиваете для аромата или из эстетических соображений?
Спасибо за лайк - и за то, что вы со мной!
Ваша Елена Вернер