Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Вхождение “Бойцовского клуба” в историю поп-культуры не было ни лёгким, ни гарантированным. Отложенный из-за стрельбы в школе “Колумбайн” и слабого дебюта в прокате, этот высокоцитируемый шедевр не спешил занять своё место в культурной жизни.
Фильм, снятый Дэвидом Финчером по одноимённому роману Чака Паланика, рассказывает о страховом агенте, страдающем бессонницей и лидере подпольного бойцовского клуба, которые оказываются одним и тем же человеком.
Ниже мы с вами рассмотрим детали, на которые многие зрители могли не обратить внимание. Итак, поехали.
Мы видим Тайлера несколько раз, прежде чем он представится
Безымянный Рассказчик, сыгранный невозмутимым Эдвардом Нортоном, знакомится с гиперхаризматичным анархистом Тайлером Дёрденом (Брэд Питт) на борту самолёта.
Но задолго до того, как Тайлер представляется скромным продавцом мыла, склонным с большой долей вероятности раскрывать перед незнакомцами свои обширные познания в области “рецептов” самодельной взрывчатки, он оказывается в самом центре событий.
Тайлер – один из официантов в приветственном ролике в отеле, где Рассказчик останавливается, будучи в командировке.
Дёрден появляется на долю секунды – как будто переходит из подсознания Рассказчика в сознание – в четырёх отдельных случаях, прежде чем вы обратите внимание на больное отчаяние в смехе главного героя.
Также мы видим Тайлера, когда он поднимается на эскалаторе в аэропорту в противоположном от Рассказчика направлении.
“Если бы вы проснулись в другое время и в другом месте, проснулись бы вы другим человеком?”, - интересуется Рассказчик у зрителей.
С таким же успехом он мог сказать нам: “Я – ухмыляющаяся месть Джека”.
Большинство поступков Марлы не имеют смысла при первом просмотре фильма
Марла Сингер (Хелена Бонем Картер) – единственный главный женский персонаж в истории, где доминируют мужчины. Марла привлекательна и эксцентрична.
Обратите внимание: она не пытается вытащить своего мужчину из безрадостного, беспросветного существования. Вместо этого её явно проблемную, но, тем не менее, интересную жизнь разрушает её парень, являющийся лидером проекта “Разгром”.
“Ты – самое худшее, что со мной случалось”, - говорит Марла Рассказчику ближе к концу фильма.
Впрочем, факт остаётся фактом: большинство её взаимодействий с Рассказчиком не имеют никакого смысла вплоть до второго просмотра “Бойцовского клуба”. При первом просмотре фильма сексуальные замашки Марлы по отношению к Рассказчику кажутся импульсивными, нимфоманскими и “немного” дрянными.
Когда же мы узнаём весь контекст сюжета, Марла кажется единственной, кто ведёт себя более-менее нормально.
Взлёт карьеры Джареда Лето
До того, как главная роль в фильме Даррена Аронофски “Реквием по мечте” и запоминающаяся роль второго плана в “Американском психопате” превратили Джареда Лето в актёра, которого Голливуд в 2000-м году стал воспринимать всерьёз, он был известен в основном как Джордан Каталано в подростковой драме 90-х “Моя так называемая жизнь”. В роли замкнутого и невозмутимого Джордана у Лето не было возможности толком проявить себя в односезонном сериале.
Но в “Бойцовском клубе”, хотя он и не получает много экранного времени, персонаж, известный как “Ангельское личико”, знаменует собой серьёзный поворот в карьере Лето. Весёлый, полный энтузиазма блондин далёк от угрюмого бездельника из Сиэтла Джордана.
“Бойцовский клуб” изобилует продакт-плейсментом
Знаете ли вы, что поколение X славится своим ироничным чувством юмора? Замечали ли вы когда-нибудь, что сатирический настрой в искусстве представителей поколения X часто освещает неразрешённое коллективное напряжение между их дискомфортом от массового потребительства как концепции и пожиманием плечами при принятии этого потребительства как реальности? Возьмём, к примеру, Курта Кобейна в футболке с надписью “Корпоративные журналы всё ещё отстой” на обложке Rolling Stone.
Воображаемые представители поколения “Икс” в “Бойцовском клубе”, очевидно, предпочитают громить культуру потребления и неолиберальную капиталистическую однородность. Но поскольку в реальном мире поколение X уже полностью купилось на эту систему к 1999-му году, в отличие от его персонажей, сам фильм существует в полном соответствии со многими прекрасными брендами, которые и по сей день поддерживают жизнь, радость и безопасность в том виде, в котором мы их знаем, - Xerox, Gucci, Apple, Budweiser и другие.
По легенде, чашка Starbucks попадает на задний план практически каждой сцены “Бойцовского клуба”. И даже если это не совсем так, не нужно быть особенно внимательным, чтобы заметить, что ребята из фильма потребляют колоссальное количество Starbucks.
Тайлер курит гораздо меньше в заключительной части фильма
Наблюдательные зрители могут заметить, что, когда Тайлер Дёрден предлагает Рассказчику закурить вскоре после их первой встречи, тот отказывается. А потом уже дымит как паровоз.
Тем временем потребление сигарет Тайлером движется по обратной траектории. Примерно первые две трети фильма он курит постоянно. К концу он демонстрирует довольно высокую степень выносливости сердечно-сосудистой системы, избивая Рассказчика до потери сознания. На самом деле он почти не устаёт. Кажется, что его лёгкие работают идеально.
В сцене, которая получила бы всеобщее одобрение экспертов в области здравоохранения (если бы не была удалена из окончательного варианта фильма), Тайлер говорит Рассказчику, что бросил курить.
Впрочем, во время раскрытия своей истинной личности он снова закуривает сигарету, что противоречит его предыдущему заявлению об отказе от табака.
Но поскольку именно в этот момент мы узнаём, что Тайлер нематериален, возникает резонный вопрос: стоит ли вообще вымышленному человеку беспокоиться о состоянии лёгких?
У Тайлера на двери спальни висят водительские удостоверения
Вопрос о том, является ли Тайлер Дёрден героем, злодеем, или ни тем, ни другим, остаётся дискуссионным.
Есть некий порог откровенного зла, который киноверсия Тайлера никогда не переступает. Например, перед тем как взорвать здание, Тайлер убеждается, что в нём нет людей, что, кстати, не мешает Дёрдену в романе.
Пожалуй, в лучшем примере злонамеренной силы, действующей во имя мнимого блага, Тайлер угрожает казнить Рэймонда Джей Хассела (Джун Ким) – продавца круглосуточного магазина – если Рэймонд не бросит свою бессмысленную работу за минимальную зарплату и не вернётся в ветеринарную школу. Это, по словам Тайлера, является “человеческим жертвоприношением”.
По сути, Тайлер напоминает случайному незнакомцу, что его могут убить в любой момент, поэтому ему не стоит тратить свою жизнь впустую.
Когда Рассказчик мечется по комнате в тщетной попытке предотвратить контролируемые Тайлером массовые убийства, мы видим, что дверь спальни Дёрдена полностью завешана водительскими удостоверениями, используемыми для учёта “человеческих жертвоприношений”.
Многие люди, чьи фото размещены на двери спальни, вернулись в колледж благодаря именно Тайлеру Дёрдену. Ученье – свет, а неученье – тьма…
Автобус, в который садится Марла, полон террористов
Вот деталь, которую, возможно, вы не столько “забыли”, сколько не заметили. После того, как Рассказчик объясняет Марле, что ей угрожает опасность, он вынуждает её уехать из города на некоторое время: сажает в автобус, не зная, куда тот направляется. Если он будет знать, куда едет Марла, об этом узнает и Тайлер, и тогда все усилия по защите Марлы от Тайлера и его приспешников окажутся напрасными.
Но если вы внимательно понаблюдаете за происходящим, то заметите, что другие пассажиры автобуса набрасываются на Марлу почти сразу же после её посадки.
Если мы предположим, что эти пассажиры являются участниками проекта “Разгром” – а мы должны предположить, что так оно и есть, - то, похоже, Тайлер предугадал действия Рассказчика и позаботился о том, чтобы контролировать единственный автобус, в который могла сесть Марла.
А может быть, к этому моменту Тайлер контролирует все автобусы? Или, быть может, Тайлер не имеет прямой власти над конкретным автобусом, но проект “Разгром” стал настолько вездесущим, что его участники похитили бы Марлу независимо от того, куда бы Рассказчик ни пытался её отправить?
Ни один из этих вопросов не имеет значения, но поразмышлять над ними интересно.
Марла Сингер и суровые мужчины
Непрекращающийся дискурс вокруг “политкорректности”, “пробуждённости” или какого-либо другого эвфевизма, используемого консервативными экспертами, в целом является самой утомительной вещью на свете; но он становится немного интереснее, когда применяется к “Бойцовскому клубу”.
Несмотря на то, что в некоторых моментах раздувается женоненавистнический подтекст, - в частности, это замечание Тайлера о том, что он принадлежит к “поколению, воспитанному женщинами”, - “Бойцовский клуб” не считается феминистским фильмом.
Фильм, в котором есть только один женский персонаж, появляющийся более чем в одной сцене, с треском проваливает тест Бекдел.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, напишу ещё про "Бойцовский клуб".
P.S: подписывайтесь на наш с ребятами музыкальный канал Alex_PV. Вас ждёт много интересного. До новых встреч!