Найти тему
машина

Новые прицепы САЗ: теперь – и для тракторов

Саранский завод автосамосвалов известен в первую очередь своей самосвальной техникой на шасси автомобилей ГАЗ. В то же время, на предприятии уже давно пошли по пути диверсификации производства, постепенно расширяя ассортимент продукции за счет освоения прицепов к легковым автомобилям, мусоровозов, коммунальных машин, эвакуаторов, автоцистерн, пливозаправщиков. А теперь на САЗе обратили внимание на весьма перспективную нишу тракторных самосвальных прицепов и подготовили к производству несколько моделей сельскохозяйственного назначения.

Различаются они, главным образом, массогабаритными параметрами – для работы с тракторами разных тяговых классов, от 1,4 (это МТЗ-82 и аналоги) до 3 (машины типа Т-150К). Самая легкая модель САЗ-2ПТС-4,0 имеет грузоподъемность 4 тонны при полной массе 5,85 тонны. Ее платформа вмещает 5,7 или 11,4 кубометра, колеса обуты в шины Я-234 размерности 9,00-16, а тормоза установлены только на переднюю ось.

Тут сразу надо сделать ремарку, что тракторные прицепы, будучи весьма похожими на автомобильные, все же имеют ряд специфических особенностей и рассчитаны на более низкие скорости движения – не более 35 км/ч, а потому их оснащают шинами с минимальным индексом скорости, а тормозами допускается оснащать только одну ось. По этой причине эксплуатировать тракторный прицеп в паре с грузовым автомобилем нельзя.

У следующей модели – САЗ-2ПТС-5,0 – за счет увеличения длины платформы на полметра вместимость повышена до 6,4/12,8 кубометра, а грузоподъемность – до 5 тонн (при полной массе 6,9 тонны). Шины потребовалось заменить на более широкие ВЛ-38 размерности 13/75-16. А самая тяжелая модель САЗ-2ПТС-6,5, рассчитанная на перевозку 6,5 тонн груза (при полной массе 8,7 тонны), имеет платформу такого же размера, но ходовую часть с шинами 11,5/80-15,3 и тормозами на обеих осях.

-2

Платформа тракторных прицепов прямо указывает на их родство с саранскими автосамосвалами, поскольку для изготовления ее бортов применяются те же самые стальные профили толщиной 1,5 мм. Перед подачей в окраску борта и рама подвергаются дробеструйной обработке и затем покрываются двухкомпонентными эмалями горячей сушки. Благодаря такой технологии лакокрасочное покрытие платформы лучше противостоит механическим повреждениям и коррозии. Интересно, что окраска прицепа производится в два цвета: темно-серый (графитовый) и один из сигнальных цветов по выбору заказчика – желтый или оранжевый. В такой цветовой гамме прицеп, безусловно, выглядит ярко и притягивает внимание.

-3

Как и у сельскохозяйственных автосамосвалов САЗ, разгрузка платформы у тракторных прицепов возможна на три стороны, причем основные боковые и задний борта могут открываться как на нижней, так и на верхней навеске. Для возможности перевозки мелкофракционных грузов все борта имеют резиновые уплотнители. Верхняя обвязка боковых бортов – усиленная, что позволяет применять для них стяжки (причем как для основного яруса, так и для надставных бортов). Традиционно вместимость платформы можно корректировать под грузы различной плотности путем установки двух ярусов надставных бортов – сплошных или сетчатых, а для защиты перевозимого груза предусмотрен брезентовый полог или тент с дугами и устройством укладки (сворачивания) на боковую сторону. Кстати, при необходимости задний борт можно демонтировать совсем и установить на его место загрузчик сеялок.

-4

Подвеска вроде бы незамысловатая: на четырех продольных многолистовых рессорах, причем даже без амортизаторов – при столь низкой технической скорости они попросту не нужны. Однако для получения прогрессивной характеристики и повышения плавности хода подвеска дополнена резиновыми рессорами сжатия, которые часто неправильно называют отбойниками (поскольку их задача – не ограничить ход подвески, а увеличить ее жесткость после определенного прогиба листовых рессор).

-5

Ну и – куда же по нынешним временам без этого – у саранских тракторных прицепов есть свой пакет опций. Помимо уже упоминавшихся надставных бортов, стяжек на каждый из ярусов боковых бортов и тента туда входит, например, заслонка дозатора на задний борт для удобной загрузки мелкой тары. На передний борт можно навесить запасное колесо, смотровую площадку и лестницу. А на заднюю поперечину рамы можно заказать монтаж буксирного устройства и розеток для подключения гидро-, пневмо- и электромагистралей: это даст возможность трактору буксировать сразу два прицепа.

-6

Тракторные прицепы марки САЗ уже прошли процедуру сертификации, и в настоящее время завод занят изготовлением первой товарной партии. К слову, не забыта в Саранске и тема прицепов к грузовым автомобилям, но об этом отдельно поговорим как-нибудь в другой раз.