(Разные разности. «ХиЖ» 2023 №7)
По долгу службы я много лет просматриваю научные журналы. Должна вам сказать, это занятие с каждым годом становится все менее интересным. Потому что мелкотемье, в большинстве случаев результаты предсказуемы и рутинны. И нет никаких отрицательных результатов! А ведь прежде, правда — давно, их публиковали, потому что отрицательный результат — это то, что может привести к настоящему открытию.
А положительный результат — это когда мы в очередной раз подтверждаем, что старик Фарадей был прав. Либо уточняем пятый знак после запятой. Либо — получаем нечто, имеющее сугубо прикладное значение.
Отрицательный результат — это стимул к появлению нового, указатель, куда надо двигаться, чтобы это новое найти. И здесь самое время вспомнить Наталью Петровну Бехтереву, выдающегося ученого, которая умела задавать живому мозгу вопросы в виде эксперимента, и он на них отвечал.
Долгое время Наталья Петровна увлеченно занималась исследованием творчества. Была гипотеза, что в момент решения творческой задачи у человека активируются определенные участки мозга. Какие же? Решили выяснить это в эксперименте.
Функции мозга сегодня исследуют с помощью электроэнцефалографии. Этому методу, который придумал и ввел в исследовательскую практику физиолог и психиатр Ганс Бергер, без малого сто лет. На голову пациента или добровольца накладывают электроды и с их помощью регистрируют биоэлектрическую активность мозга.
Откуда она берется? А дело в том, что нейроны, из которых состоит мозг, общаются между собой на языке электрических импульсов. Их сила и амплитуда постоянно меняются. Они могут усиливать друг друга или ослаблять. Но в пределах отдельного участка мозга эти импульсы должны быть согласованными. Это и есть биоэлектрическая активность мозга, которую регистрирует энцефалограф.
Вот с ее помощью и решили посмотреть, какие участки мозга активируются в момент творчества. Участник эксперимента, на голове которого разместили электроды, мысленно решал творческие задачи, а исследователи смотрели, что происходит с биоэлектрической активностью мозга.
И случилось неожиданное. Энцефалограмма показала, что никакой активации отдельных участков мозга нет, они все работают согласованно! Это был отрицательный результат, не подтверждавший гипотезу. Тут-то и началось самое интересное. Ведь мозг не может не реагировать на творчество, он же непосредственный участник процесса. В чем же дело?
Пришлось пересматривать идею и предположить, что в момент творчества активируется весь мозг, полностью. Это, конечно, звучало не очень убедительно, поэтому исследователи скептически отнеслись к такой идее. Но отрицательный результат предыдущего эксперимента подсказывал именно такой ход мысли.
И тогда в лаборатории Натальи Петровны поставили другой эксперимент. Добровольца, мысленно решавшего творческие задачи, поместили в позитронно-эмиссионный томограф. И он наглядно показал, что в момент творчества действительно активизируются все, абсолютно все участки мозга. Все они приходят в боевую готовность, потому что мозг не знает, какие ресурсы потребуются ему в следующую секунду.
Теперь нам понятно, почему самый сильный стимул для развития мозга — это творчество и фантазия. Академик С.В. Медведев считает, что «сегодня компьютеры со своими игрушками, социальными сетями, бесконечными картинками и видосиками отвлекли детей от чтения книг. И это губительно для индивидуального развития мозга, потому что только чтение книг (без картинок) будит и развивает фантазию и воображение. Ты должен мысленно переноситься в разные эпохи, представлять себе героев, как они одеты, как держатся, думать вместе с ними, принимать решения. У каждого из нас был свой образ д’Артаньяна, отчаянного 17-летнего мальчишки. А теперь для всех он — Михаил Боярский. Мы меньше думаем, что будет, если… и все больше используем готовые решения, почерпнутые в Интернете».
Именно от мозга, от его натренированности и готовности к битвам любого рода, зависят и наше здоровье, и долголетие, и качество жизни, и успех. Поэтому, следуя заветам Натальи Петровны Бехтеревой, мозг надо постоянно тренировать, заставлять заниматься творчеством, подбрасывать ему интересные творческие задачи.
Это не означает, что надо заставить себя написать картину, роман или поэму. Можно ставить перед собой более скромные, но не менее интересные и полезные для мозга задачи. Например, взять пять-семь-десять случайных слов и написать короткий рассказик с их использованием.
Я этим занимаюсь каждый день, это моя работа. Поэтому мне больше нравится другая тренировка — написать короткий связный текст, желательно интересный, с сюжетом, где все слова, кроме союзов и предлогов, начинаются на одну букву. Такая литературная форма называется тавтограмма. Известны тавтограммы-скороговорки, придуманные для детей. Например — «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чётко».
Самые простые для тавтограммы буквы — это п и о. Вы сильно удивитесь, когда поймете, как много есть слов на буквы п и о и какие длинные тексты можно из них составить. Специально для этой заметки придумала пару таких смешных текстов на букву п. Вот, например такой, про пингвина.
«Пухлый пингвин переваливался по перрону. Пришел поезд. Пингвин пискнул, прыгнул и попал в проем. Пассажиры попятились. Поначалу подумали — пьяный парень. Пригляделись — пингвин! Птица! Поразились. Посадили, предложили пива, пирожок. Пингвин принял подношения — попил пивка, покушал пирожок, подумал, подумал и прилег почивать. Прямо на полу. Пассажиры пингвина погладили, подложили подушку под пузо, прикрыли пледом и принялись переговариваться…»
Или вот такой мини-детектив. «Пистолет полыхнул пламенем. Пуля попала прямиком в Патрика. Патрик подпрыгнул, повалился, покатился по полу и притих. Прибежала побледневшая Патриция. Попыталась посадить Патрика, но поздно. Патриция подобрала с пола пистолет и произнесла: «Почему, Патрик? Почему?» Подумала, придется покопаться и попытаться понять причину. Попугай Попка приземлился на плечо Патриции, почирикал и пустился приговаривать: «Приходил Питер, Патрика пугал. Приходил Питер, Патрика пугал». — «Питер? Поверенный Патрика? Пожалуй, похоже на правду. — Пораженная Патриция прикурила папиросу. — Получается — Питер. Попался, подонок!»
Написать тавтограмму не так-то просто. Но зато вы буквально почувствуете, как нагружается ваш мозг, как происходит натуральный массаж этого главного органа человека. Так что не пренебрегайте советами Натальи Петровны Бехтеревой, которая знала о мозге, пожалуй, больше, чем кто бы то ни было на Земле, и тренируйте его. Это вам ничего не будет стоить, но это лучший подарок, который вы можете сделать себе. И несомненно, удовольствие.
Л. Стрельникова
Остальные статьи из этой рубрики вы можете найти в подборке «Разные разности».
Благодарим за ваши «лайки», комментарии и подписку на наш канал.
– Редакция «Химии и жизни»