В довоенное время Александра Максимовна Шулежко проживала вместе со своей семьей на территории Черкасской области. Женщина поднимала с мужем троих детей, еще один ребенок пары погиб в младенчестве. Александра имела не только образование, но и призвание педагога.
Во время репрессий 1937 над семейством Шулежко сгущались тучи. А все потому, что муж нашей героини служил священником в Украинской автокефальной православной церкви. Советская власть считала попов главными врагами государственности. Ничего удивительного в том, что однажды в двери к Федору постучали представители НКВД.
Когда мужа отправили на каторгу в далекую Сибирь, Александре пришлось несладко. С работы женщину уволили с формулировкой "жена врага народа", денег от случайных заработков катастрофически не хватало. Только спустя три года после ареста Федора Александре удалось устроиться воспитательницей в детский сад.
Казалось, что жизнь начала налаживаться, но тут новая беда. Грянула война с фашистской Германией.
Украина была оккупирована в числе первых. Но 38-летняя Александра Максимовна была готова и к этому испытанию. Ее старший сын ушел на фронт в танковые войска, при ней остались две дочери.
Характер у Александры был боевой. Она не скрывалась от немцев, не пряталась. Александра Шулежко решила организовать приют для бездомных детей-сирот. Отлично знавшая немецкий язык, женщина была на хорошем счету у полицаев. Новая администрация разрешила воспитательнице содержать убежище для обездоленных малышей. Но с одним условием: лишь бы среди сирот не было евреев.
Александра Максимовна мастерски обманывала полицаев. С виду женщина была покладистой, а в душе отчаянной бунтаркой. За несколько лет оккупации воспитательнице удалось спасти от голода и верной гибели 102 ребенка, 25 из которых были евреями. Запутать оккупантов помогла славянская предприимчивость.
Каждого еврейского ребенка в отчетах Александра Шулежко записывала то татарином, то украинцем, то греком. В зависимости от внешнего вида. Имена и фамилии тоже менялись, чтобы ни у кого из полицаев не возникло подозрения.
Ну а если подозрения возникали, Александра Максимовна ловко заговаривала фашистам зубы или прятала детей в изоляторе с придуманным инфекционным заболеванием. Попутно женщине еще и денег на содержание "тяжелобольных" удавалось выбивать.
Когда наступил 1944 год, весь приют с нетерпением ждал возвращения Красной армии. Но немцы, спасаясь бегством, решили забрать с собой на Запад всех сирот. Даже документы поддельные каждому оформили. Воспитательница и тут не растерялась. Она в очередной раз обвела полицаев вокруг пальца. Сначала дала добро на выезд, а в Винницкой области решилась на побег. Чтобы все получилось, пришлось семерых охранников обмануть.
Конечно, не всех спасенных детей удалось пристроить по семьям. Кого-то уже после окончания войны отыскали и забрали родственники. Кто-то был усыновлен, а кому-то пришлось познакомиться с реалиями детдома.
Воспитательница от Бога, спасшая сотню детей разных национальностей, после войны со многими своими подопечными потеряла связь. Однако двое ее воспитанников – Владимир Пинкусович и Эрлен Барановский – называли эту святую женщину мамой. Эта троица, бок о бок прошедшая ужасы войны, поддерживала общение на протяжении многих десятков лет.
Сама Александра Шулежко прожила долгую жизнь.
Но только в 1985 году героиня получила заслуженный Орден Отечественной войны. В возрасте 91 года женщина скончалась в Киеве, на руках у одной из дочерей.
Еще через два года израильская организация "Яд Вашем" признала отважную воспитательницу Праведником народов мира. Только вот у стены памяти рядом с Иерусалимским лесом нашей героине побывать уже не удалось…