Найти тему
U magazine

Греция, Египет, Африка — все, что нужно знать о костюмах коренных народов мира

Оглавление

Ежегодно 9 августа отмечают Международный день коренных народов мира. В этот праздник рассмотрим этнические костюмы и то, как известные дизайнеры используют их элементы в своих коллекциях

Праздник был учрежден ООН в 1994 году. Этот день предоставляет коренным народам возможность поделиться своими взглядами на мир, а также рассказать о проблемамах.Поэтому в основе Международного дня коренных народов мира — молодежь как символ перемен. Эта тема подчеркивает важную роль, которая состоит в защите их прав. Используя свои навыки и таланты, юное поколение рассказывает все больше о задачах, стоящих перед коренными жителями, для построения лучшего будущего.

На протяжении многих лет выбирались различные темы, чтобы привлечь внимание к конкретным аспектам прав и благополучия коренных народов. Для этого сегодня мыобратимся к основным направлениям в народных костюмах и рассмотрим коллекции известных дизайнеров, в основе которых заключены ключевые направления этно стилистике.

История этнокостюма

До XX века этническое направление в одежде оставалось в рамках тех народностей, которым принадлежало. А некоторые направления были и вовсе утрачены из-за крушения целых цивилизаций. Например, вышли из употребления наряды Древней Греции и Древнего Египта.

Впервые об одежде этнического стиля заговорил хиппи в 1960-х годах — они создали свою одежду на основе коренных народов Южной Америки — индейцев, а также восточной стилистики — костюмов цыган.

Благодаря им многие модельеры обратились к прошлому и позаимствовали элементы народных костюмов различных этнических групп. Теперь культурное наследие коренных народов стало не более чем модной тенденцией.

На самом деле сколько коренных народов, столько и существует направлений в этно стиле. Однако, мы рассмотрим ключевые направления в этой стилистики.

Греческое направление

Греческий национальный костюм несет в себе давнюю и богатую историю. Для этого стиля характерны богатство пастельных красок, орнаментированность и лаконизм. Основу гардероба составляли туника или фуста —рубаха с длинной широкой юбкой из шифона или шелка, а также платья с завышенной талией вместе с поясами с посеребренной или позолоченной пряжкой — порпи. А из-за восточного влияния была распространена нарядная распашная одежда из бархата с шитьем. Носили легкие сандалии с ремешками, а иногда царухи — кожаный ботинок-сабо, на котором располагали помпон. Для акцента добавляли ювелирные украшения: повязки, обручи для волос,оливковые ветви,диадемы с вставками из минералов.

Основа индивидуальности этого стиля заключается в драпировке, поясах и застежках, ведь уникальность античной одежды в том, что вещи не имеют никакого кроя. Все они состоят из простых прямоугольных кусков ткани и приобретают форму лишь благодаря перечисленным приемам. Поэтому даже сейчас хочется носить и разглядывать новые коллекции Марии Грации Кьюри для Dior.

Возьмем для примера ее последнюю коллекцию Высокой моды осень-зима 2023-2024. Это дефиле было посвящено современным богиням.

Основные детали:

  • Складки,напоминающие каннелюры колонн;
  • Четкие графичные линии, отсутствие лишних деталей;
  • Идеальный крой, обилие вышивки;
  • Ткани: шифон, шелк, шерсть, кашемир;
  • Легкие сандали с ремешками;
  • Нейтральные и пастельные цвета: белый, бежевый, серебристый и светло-золотой.

Здесь нам представили и греческий код, который кочует с Марией Кьюри с 2021 года, после показа в Афинах и эпоху Классицизма, которая была любимой Кристиан Диора и он вдохновлялся концом 18 века. А также кутюрье добавляет в этот показ 60-е годы — эпоха в Dior, которая много лет оставалась без внимания — это эпоха Марка Боана, того самого, что возглавил дом после Ив Сен-Лорана. Именно он предложил концепт Slim Look: с одной стороны буржуазность и роскошь, а с другой графичные силуэты свойственные 60-м годам. И эту линию Мария Грация перенесла в современность вместе с греческим национальным костюмом.

Египетское направление

Национальный костюм египтян в первую очередь это форма: прямые силуэты, четкие геометрические формы. Одежда никогда не была распашной, чаще всего, делали драпированной, а позже заменили ее на облегающую. Широкая накладная одежда из тонкой ткани — нарамник; обвязывали длинным шарфом (синдоном) мужчины, а женщины накидывали тонкий плащ, затянутый узлом на груди и оставляли открытым правое плечо. Легкие и полупрозрачные ткани придавали изящество, а стеклянный бисер, народные вышивки и золотые блестки красоту.

Палитра включала не только природные оттенки, но и золото, яркий красный, бирюзовый, белый и черный цвета. Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Так, излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса.

Национальный костюм египтян полностью переработал небезызвестный Рик Оуэнс. Коллекцию весна-лето 2023 он посвятил Древнему Египту. Однако, многие с этим заявлением поспорили бы, ведь он это сделал в собственной инопланетной манере.

На самом деле, кутюрье осовременил их облик, в этой коллекции есть те самые геометрические формы, прямые силуэты, драпировки, а тонкая облегающая ткань идеально подчеркивает тела. А вместе с этим он добавил объемную фирменную обувь на платформе и кожаные бомберы.

Индейское направление

Как мы уже писали выше именно «дети цветов»заново открыли для нас этнические костюмы. Повседневная одежда индейцев состояла из набедренной повязки или леггинсов и мокасин. Также использовали накидки из шерсти различных животных, белые рубахи и ни одна охота не начиналась без высоких ноговиц, напоминающие современные гетры. А коренной народ Кечуа до сих пор любят носить пончо.

В настоящее время индейское направление тесно переплетено с американским кантри. Так что в индейском этнокостюме присутствует обилие кожаных и замшевых материалов, джинса, шерсть и натуральный хлопок. А главное вискоза, которая есть практически в каждой вещи этого направления. Удобный крой, простые цвета (в основном цвета радуги), множество принтов и бахрома, а дополняют это бисером или стеклярусом.

Самое интересное, что национальный костюм индейцев сейчас в тренде, а в особенности отдельный элемент их одежды —бахрома. Так, Gucci в коллаборации с Supreme добавили твидовому платью окантовку с бахромой.

А, например, известная дизайнер Мария Казанкова и ее бренд Jahnkoy уже не раз обращались к элементам индейского народного костюма: удобный крой для спортивных костюмов, обилие цветов, натуральные материалы, бахрома, вышивка бисером и стеклярусом.

Африканское направление

Спросите нас какие национальные костюмы самые яркие и мы ответим — африканские. В их одежде нет места однотонности, она яркая, экстравагантная,насыщена всеми цветами радуги. Элементы африканского этноса броские, запоминающиеся и выразительные, представлены свободными сарафанами. Натуральные ткани и вязаные элементы раскрашиваются геометрическими орнаментами.А дополняют такие образы: натуральными камнями, бусинами в видеживотных клыков, перьями, «слоновой костью»и различными металлами такими как медь, золото, серебро.

Одной из самых запоминающихся коллекций этого года стала работа Юими Наказато для одноименного бренда. Кутюрье не только показала нам шоу Высокой моды, но и дала пищу для размышлений

«Количество ненужной, выброшенной одежды, скопившейся в Кении, почти не поддается подсчету. Оставленная без обработки, эта выброшенная одежда является позорным воплощением социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Как человек, отвечающий за дизайн одежды, я почувствовал острую необходимость посетить Кению и увидеть эту ситуацию собственными глазами», — поделилась Наказато в послании для дизайнеров.

В этой коллекции были представлены необыкновенно легкие образы с всевозможными драпировками, натуральными тканями, а основой ее стало колье из зубов животных, которое так похожена национальные африканские украшения.

«Путешествуя из столицы страны во внутренние районы Северной Кении, я столкнулась с представителями племен, которые живут в пустыне, испытывая серьезную нехватку воды, вызванную изменением климата. Меня особенно покорила их одежда: на фоне красновато-коричневого песка пустыни представители племени заворачиваются во множество разноцветных тканей — оранжевых, зеленых и пурпурных — и носят ожерелья и серьги из бисера. Меня тронуло осознание того, что люди по-прежнему стремятся к украшению, даже живя в таких опасных условиях»,— рассказала кутюрье о своем путешествии.

Юими Наказато так и говорит нам, что вместо нахождения рядом со множеством проблем, эта коллекция отражает решимость продолжать поиск способов сделать наш мир лучше.

Индийское направление

Все знают традиционный женский индийский наряд —сари, длинное полотно в виде прямоугольника. Который надевают вместе с блузкой (чоли или равика), и нижней юбкой (шайя). И вновь все это делается из легкой струящейся ткани, например, льна.

Теперь основу гардероба составляют длинные юбки ниже колен, дополненные брюками, облегающие топы с легкими шарфами и палантинами. Вместе с этими нарядами надевают всевозможные украшения: навратна, ожерелья кундан, серьга в нос нат, золотые браслеты и подвески тика.

Дизайнерский дуэт модного Дома Oscar De La Renta —Лаура Ким и Фернандо Гарсия — решили в 2019 году создать коллекцию с акцентом на марокканские и индийские силуэты. В том сезоне они исследовали традиционные индийские формы, демонстрируя сочетания юбки и брюк из легкого шелка с набивным рисунком под блейзерами в стиле вестерн. И это можно заметить даже в вечерних платьях из прозрачного тюля, украшенных металлическими золотыми нитями и принтами цветов. Модельеры декорировали их богатыми вышивками и инкрустациями, которые смотрятся как самостоятельные украшения.

Азиатское направление

Условно это направление можно поделить на еще два: Китайское и Японское. Страны с богатейшей историей подарили миру моды роскошные образы азиатских нарядов.

Традиционный китайский костюм —ханьфу, состоящий из перекрестного воротника и правого отворота, который заправлялся в костюм. И чем шире были твои рукава, чем длиннее юбки, а украшений больше, тем твой социальный статус был выше.

А теперь немного о рабочей одежде гейш и майко — кимоно. Длинный халат, связанный поясом (оби) стал национальным костюмом в Японии только в середине XIX века.

Получается облегающие платья с коротким рукавом и воротничком-стойкой —китайские веяния, а трапециевидные платья-туники с разлетающимися рукавами —отсылка к японскому кимоно.

В азиатском этнокостюме ткани исключительно натуральные: шелк, хлопок и атласное плетение. Основные цвета: желтый, красный, зеленый, насыщенно-золотой, белый и черный. Они дополняют образ сабо, таби или открытыми босоножками с ремешками, а из ювелирных изделий предпочитают те, вкоторыхпреобладают анималистические и флористические мотивы.

«Я не буду создавать коллекции, вдохновленные исключительно моим наследием или этнической принадлежностью, как это делают некоторые другие дизайнеры. И меня расстраивает то, что некоторые из этих коллекций способствуют не глубокому пониманию нашей культуры, а стереотипам и заблуждениям. Для своей коллекции весна-лето я черпал вдохновение у Хуа Мулань и значения ее китайского имени», —поделился Роберт Вун для издания Jing Daily.

Хуа Мулань — это прототип известной каждому диснеевской Мулан. Она героиня китайской поэмы, отправившаяся на войну вместо своего престарелого отца, несмотря на то, что в армию брали лишь мужчин.

«Она была легендарным воином и символом феминизма в Китае. Это был первый раз, когда я собрал полную коллекцию, основанную на моем наследии, и для меня было очень важно правильно изложить факты, поэтому на это ушло много исследований и подготовки. Я стал одержим идеей создания чего-то значимого и образовательного», —закончил свою мысль кутюрье.

Помимо теперь нам известной отсылки к персонажу из китайской поэмы и значению ее имени: Hua —цветок, Mu —дерево, Lan —орхидея, в этой коллекции мы можем увидеть те самые черты, присущие азиатскому направлению: разнообразие цветов, натуральные ткани, строгие костюмы дополненные обилием драпировок и флористическими мотивами, каки в украшениях (заколки в виде веток), так и в костюмах декорированных объемными орхидеями.

Славянское направление

Славянский народный костюм богат на выбор тканей, цветов, орнаментов и элементов гардероба. Если говорить про летние образы, то это, конечно, трапециевидные сарафаны и платья, юбки-колокол, просторные блузы, а в зимнее время дополняются меховыми шубами, шапками, дубленками, расписными шерстяными платками.

Наши этно образы богаты на росписи: гжель, хохлома, жостовская и другие. Также как и других направлений орнамент наших коренных жителей выполняется в виде цветочных узоров ярких цветов —красного, черного, золотого, синего и белого. И все это дополняется обилием украшений: славянские подвески-лунницы, кокошники, яркие бусы, браслеты и ожерелья.

Ранее мы уже упоминали Марию Казакову и ее Нью-Йоркский бренд Jahnkoy, но именно московская студентка использует моду, как средство солидарности. Так, в 2019 году ее бренд и спортивная компания Puma объединились для создания капсульной коллекции, в которой исследовались ткани и древние техники, смешивая традиционное с современным.

Здесь абсолютно все знакомо каждому: народные вышивки, кокошник, украшения. То есть она привносит свою фирменную эстетику в силуэты уличной одежды, переосмысливая их с помощью ремесленных деталей и ярких узоров.

Как дизайнер объяснила позже, она хотела, чтобы в каждом предмете одежды был элемент ручной работы, по ее мнению, это своеобразный язык между людьми, коммуникация, и ее цель — найти ремесленников, работающих традиционными способами по всему миру.