Второй день нашего похода, он же у нас первый день сплава. Этот день всегда обременён длительными сборами. Разумеется, что для туриста с опытом 3-й категории сложности общая картина сбора понятна. Каждая вещь должна найти свое место в байдарке. На сборку байдарок ушло 30 минут, на разборку вещей, их герметизацию и закрепление к стрингерам байдарки ушло около трёх часов. Вещи должны быть упакованы так, чтобы в случае переворота они не выпали и сохранили плавучесть судна. Причём ремнабор должен быть доступен в любой момент, а также запас продуктов на перекус. Надеялись, что обедать будем на Улуг-О с пойманной рыбой. Но не тут - то было.
Озеро, приютившее нас, вытянуто по речной долине на пятьсот метров. Проплыли по озерной глади, втянулись в вытекающую речку. Водосброс был настолько мал, что нам пришлось выскакивать из байдарок и идти по берегу, проводя лодки по воде.
Но в этом был свой плюс. Байдарки мы проводили с Валерой, а Коля со своим другом пошли с удочкой восполнять продуктовый запас.
Вода на перекатах рассыпалась по галечнику настолько, что эти участки приходилось обносить. Но, даже соблюдая эту меру предосторожности, оболочки байдарок рвались по кильсону и стрингерам. На двенадцатикилометровом участке реки Сыынак большая часть резинового клея и заплаток ушли. Это положение было катастрофическим.
Выход до основного русла Улуг-О занял более четырёх часов. Слегка притомлённые, но возбуждённые, решили поесть. По времени дня ужинать рано, обедать поздно. Решили, что будет поздний обед. И отличается от трапезы первобытного человека только тем, что по кружкам была разлита водка и только что выдернутая из реки рыба.
…О! Это блаженство вкуса. Порезанные на кусочки черноспинные хариусы, мышцы которых еще сокращались, говорили о свежести закуски. Подсаливались только перед употреблением.
Вкус божественный…
Эйфория от выхода к нашей цели реки Улуг-О скоро улетучилась. Дело в том, что с самых истоков до левого притока Шит река Улуг-О протекает по широкой, разработанной тысячелетиями долине, поросшей карликовой березкой.
В точке впадения левого притока Сыынак река бежит единым руслом. Стремительный поток подхватил наши байдарки. Было ощущение, что мы катимся с новогодней ледяной горки. Управлять нашими лодочками можно только на отрицательной скорости.
С таким способом управления нашими утлыми судёнышками мы встречались только на соревнованиях по технике водного туризма. Но трасса ТВТ – это короткий участок, насыщенный естественными и искусственными препятствиями, а главное - обеспечена безопасность. Все вопросы прохождения решаются службой дистанции. На всех сложных участках трассы стоит страховка.
И только попав в такие условия, в которых мы оказались, по достоинству оцениваешь школу ТВТ.
Вот река делает крутой левый поворот. Стремительный поток прижимает под правый берег, где вода треплет обнажённые, плотно переплетённые корни карликовой березки. Стрежень реки прижимает нас к берегу, где в корнях путается вода, издавая угрожающе шипящие звуки. Нужно отходить от правого берега. Но как? На маневр при положительной скорости нет достаточного пространства, нет времени. Отойти под левый берег можно только на отрицательной скорости. Команда: «Правый, табань!» исполняется мгновенно. Оба весла синхронно отрабатывают назад. Один, второй, третий гребок, с максимальным напряжением, с максимальной отдачей сил. В общий фон шума, ставший естественным, врывается ещё какой-то непонятный, но тревожащий звук. Байдарка носом поворачивается к правому берегу, вызывая тревогу у Валеры, он сидит впереди. Но байдарка начала удаляться от берега наших тревог. Напряжение спало. Стремительный поток вынес нас на прямой участок реки. Весла в покое, и мы тоже.
Но призрачен был покой. Природа реки подкидывает новые вопросы, решать их нужно мгновенно.
Река делится на протоки. Нужно сдержать ход, чтобы принять решение, в какую из проток уходить. Снова табаним, но уже в оба весла. И снова слышатся неестественные звуки. И тут выяснилось, что наши весла поднимают со дна камни. Они издают глухие звуки, летят, обгоняя нас какое - то расстояние с хвостом увлекаемых за собой более мелких камушек, пока не находят новое место, где и успокаиваются. И так от каждого реверсного гребка.
Русло расширяется. Водный поток с характерным шумом разливается по перекату. Со скрежетом нас волочит по галечному дну реки. Выходим на берег. Считаем «раны», т.е. порывы в оболочках байдарок.
Закончился второй день сплава. Итог неутешителен, маршрут - то мы должны пройти за пять дней.
Продукты на исходе. Клей закончился. Порывы оболочек зашиваем нитками. К прохождению мелководной речки мы свои байдарки не подготовили. Но боевой дух участников на высоте. Весь дальнейший поход явился для нас морально - волевым и психологическим испытанием. И это наша четверка выдержала с достоинством.
Продолжение "Третий день на воде".