Говорят, что "лающие собаки не кусаются". В этой простой мудрости есть доля истины. Ведь собаки лают не для того, чтобы показать, что они нападают, а для того, чтобы показать окружающим, будь то собаки или люди, что происходит нечто необычное, за чем следует наблюдать. Для предотвращения опасности могут потребоваться действия общественности. Например, если к территории приближается посторонний человек. Люди в подобной ситуации могут свистеть или включать сирену.
Все сородичи при этом настораживаются, щенки ищут близости родителей. В дикой природе такое поведение еще более важно, чем для домашней собаки. Поэтому особенно от волков тем более следует ожидать лая.
На самом деле волки тоже умеют лаять. Однако у них это больше похоже на сдержанное, односложное "гав".
То, что собаки могут лаять гораздо громче и пронзительнее, возможно, связано с селекцией, особенно при выборе сторожевых собак. Их должно быть слышно далеко и надолго. Поэтому предпочтение всегда отдавалось сильным голосам. По мнению бихевиористов, наблюдавших собак и волков вместе, волки способны сравнительно быстро "уловить" мощный, продолжительный лай собаки.
Собака, настроенная на нападение, обычно не издает ни звука. В этом случае угроза нападения встречается гораздо чаще. В этом случае показываются зубы и слышится глубокое рычание, урчание и рык, цель которого - запугать и отогнать противника. Сам угрожающий еще испытывает страх, но уже скорее готов к нападению, чем к бегству.
Чередование рычания и лая можно объяснить тем, что собака не может самостоятельно принять решение о нападении и поэтому призывает к подкреплению перед лицом опасности.
Отсюда становится понятным, почему вполне оправдана поговорка "собаки, которые лают, не кусаются". Но это не означает, что лающая собака в принципе безобидна.
Она все равно ждет помощников. В такой ситуации ни в коем случае нельзя загонять собаку в угол.
Одомашненная собака со временем поняла, что лаем можно сравнительно быстро привлечь внимание человека. Поэтому некоторые собаки лают и тогда, когда хотят попросить поиграть или, например, когда стоят перед запертой дверью и зовут кого-то открыть ее. Однако такой лай звучит совсем не так, как объявление о вторжении в дом.