Найти тему
Кардан Баланс

Сколько можно проехать на спущенном колесе, и как его поменять?

Игнорирование прокола шины может привести к более серьёзному её повреждению
Игнорирование прокола шины может привести к более серьёзному её повреждению

Решение продолжать поездку на спущенном колесе, вне зависимости от причин и масштаба автопроисшествия, сопряжено с определённым риском. Функциональные характеристики повреждённой покрышки заметно снижаются, а значит её эксплуатация может в любой момент привести к потере контроля над машиной. Сегодня мы расскажем, почему ещё езда на спущенном колесе считается небезопасной, чем подобные действия чреваты для самого автомобиля, объясним, от каких факторов зависит длительность перемещения на повреждённой покрышке, а также поделимся лаконичным гайдом по самостоятельной замене спущенного колеса.

Опасная затея

Часто машину со сдутой резиной даже на малой скорости начинает «тянуть» в сторону. Причиной тому является снижение амортизации колеса. От сильного раскачивания заметно возрастает расход топлива, а значит, шансы «дотянуть» до автосервиса тают на глазах. Об эффективном маневрировании на трассе и аккуратном вхождении в повороты также можно позабыть, потому что автомобиль на данных участках будет ощутимо заносить. Хуже себя вести транспортное средство будет и на мокрой дороге, потому что сопротивление аквапланированию у него заметно снизится. Ну и самое критичное – работа тормозной системы. Реагировать на действия водителя она будет с определённой задержкой. А потому возможности резкого торможения автомобиль будет лишён. Насколько это опасно, объяснять не приходится.

Чем это чревато для машины?

Игнорирование прокола шины может привести к повторному, более серьёзному её повреждению. Восстановить покрышку до рабочего состояния после такого испытания, скорее всего, не получится. Особенно если попутно случился сильный перегрев резины, образовался кольцевой излом покрышки и, как следствие, отслоились нити корда.

Специалисты отмечают, что эксплуатация автомобиля даже с одной спущенной шиной в разы ускоряет износ рулевого управления и порчу составных компонентов тормозной системы.

От чего зависит ресурсный километраж повреждённого колеса?

Обычно ресурсов шины хватает, чтобы преодолеть несколько километров дороги. Идеальным вариантом будет, если на этом пути водителю повстречается автосервис. В противном случае самым здравым решением станет вызов эвакуатора. В целом же, длительность поездки на спущенном колесе зависит сразу от нескольких факторов.

Тип покрышек

Если автомобиль укомплектован бескамерными шинами, прокол и постепенное снижение давления в колесе можно сразу и не заметить. Подтверждением этому служит тот факт, что часто о неполадке водители узнают по завершению поездки или, например, при обнаружении в протекторе торчащей шляпки гвоздя или самореза. Следовательно, на постепенно спускающем колесе проехать можно относительно далеко, особенно если не разгоняться и двигаться максимально аккуратно.

Если дело касается камерных шин, которые повсеместно устанавливались на машины несколько десятилетий назад, то прокол здесь – прямой путь к ДТП. Ведь камера при повреждении очень быстро сдувается. По этой причине машина резко теряет контроль, её заносит на дороге, особенно если скорость высокая, а значит, вероятность столкновения с другими участниками дорожного движения возрастает в разы.

Отдельного внимания заслуживают шины RunFlat. Выполненные из специальной теплостойкой резины, покрышки Ранфлэт оснащены усиленным кордом и прочным внутренним опорным кольцом. Последнее обычно изготавливается из полиуретана. Нарушение целостности такой шины, конечно, нельзя оставлять без внимания, обратиться в сервис по окончанию дорожного приключения всё же стоит. Однако, функционал подобной резины позволяет без особых проблем преодолеть расстояние до 80-100 километров, разгоняясь при этом до скорости 80 км/ч.

На первый взгляд кажущиеся идеальными для подчас суровых российских дорог «беспрокольные» покрышки на самом деле имеют множество недостатков. Кроме высокого ценника, они наделены чрезмерной жёсткостью (неровности трассы ощущаются сильнее), недостаточным сцеплением с дорожным покрытием, а потому и низкой управляемостью.

Причина неисправности

Прокол. Проколотая бескамерная шина обычно не сдувается мгновенно. Следовательно, у водителя есть все шансы без труда добраться до ближайшего автосервиса или до собственного гаража. Главное – ехать на спущенном колесе по возможности медленно и максимально плавно. Увеличение скорости, особенно на гравийной дороге, заметно сократит пробег повреждённой покрышки. При наличии в багажнике насоса можно компенсировать снижение давления в сдутом колесе периодическим его подкачиванием. Достаточно повышать давление в шине до 3 атмосфер и с периодичностью в 3-5 минут проверять её состояние. При условии неспешного (до 40 км/ч) аккуратного движения такой метод поможет без проблем проехать до конечной точки маршрута. Полностью спущенное колесо без подкачки сможет протянуть всего лишь 2 километра. При этом специалисты шиномонтажа заверяют, что даже после такого испытания резину можно попробовать полностью реанимировать. После чего она может быть снова установлена на автомобиль без потери функционала.

Порез или пробитие боковины. Порча данной части покрышки приводит к резкому снижению давления в шине, а значит, колесо спустит очень быстро. Тут многое зависит от изначальной прочности боковины и каркаса самой шины. Резина, изначально имеющая усиленную боковину, даже после пробития прослужит дольше, нежели стандартная резина для легковушек. При небольшой скорости на «внедорожной» резине можно проехать до шиномонтажа порядка 10-15 километров. После чего шина скорее всего просто задымится, начнёт разваливаться и разлетаться на куски. При движении на одном ободе велика вероятность серьёзной порчи самого диска. Естественно, что восстановить покрышку после пореза боковины в большинстве случаев не представляется возможным, особенно если при повреждении задет корд шины. Да и перспектива потратить дополнительные деньги на ремонт или замену диска мало кому из автомобилистов покажется радужной.

Резкие торможения или же попытки максимально выкрутить руль часто приводят к провороту резины на ободе колеса. Как результат – разрушение шины наступает в разы быстрее. Кроме того, из-за «рывков» можно потерять контроль над автомобилем, а это прямой путь к созданию ситуации, опасной для всех участников дорожного движения.

Разгерметизация золотника и ниппеля. Чаще всего повреждение золотника и ниппеля происходит вследствие неправильной их установки. Так как изначально они монтируются «за диск», в область, где задеть и сломать их технически очень сложно. Золотник в большинстве случаев приходится заменять новым, а вот ниппель иногда достаточно просто подтянуть специальным ключом. В любом случае поломка данных деталей не требует сиюминутного ремонта. Добраться до гаража или сервиса без приключений поможет периодическая подкачка колеса насосом, а также применение навыков аккуратного вождения.

Деформация диска. Неидеальные российские дороги, отсутствие должного водительского опыта у части автовладельцев, а зачастую и откровенно агрессивный стиль вождения становятся причиной деформации автомобильных дисков. На участках, где шина неплотно соприкасается с изменившим свою форму диском, происходит разгерметизация колеса. Следствием этого становится снижение давления внутри покрышки. Впрочем, в подобной ситуации сама резина не портится, а диск можно легко восстановить в автосервисе посредством рихтовки.

Наличие в багажнике ремкомплекта

Если колесо порезано, смысла во временном самостоятельном ремонте уже нет
Если колесо порезано, смысла во временном самостоятельном ремонте уже нет

Заметно увеличить продолжительность движения на проколотом колесе можно, если в багажнике машины есть ремкомплект, а водитель умеет им грамотно пользоваться. Алгоритм действий здесь будет следующим:

  1. Спущенное переднее колесо выворачивают с помощью руля в нужную сторону. Колесо с задней оси придётся снять с помощью домкрата.
  2. Повреждённое колесо накачивают немного сильнее обычного. В таком виде с ним будет удобнее работать, да и определить место прокола так намного проще.
  3. Отверстие в шине расширяют при помощи спиралевидного шила. Для этого инструмент несколько раз уверенно вкручивают в прокол, а затем вынимают из него.
  4. Затем прокол заполняют резиновым жгутом. Кусок жгута примерно в 4 сантиметра продевают в ушко специального шила на половину длины. Шило до упора погружают в прокол, аккуратно заправляя в него жгут, а затем резко выдёргивают. При этом резиновый жгут остаётся в отверстии прокола, полностью его закрывая. Лишние концы материала аккуратно срезают.
  5. Перед возобновлением движения обязательно проверяют, насколько удачно была проведена процедура. В идеале никакого шипения воздуха из шины доноситься не должно.

Если колесо не проколото, а порезано, смысла во временном самостоятельном ремонте уже нет. Предпочтительным вариантом здесь будет установка запаски (при её наличии) или же вызов эвакуатора. Повреждённую таким образом покрышку можно показать специалистам шиномонтажа. Они оценят масштабы пореза, в том числе и его глубину, а после примут решение о целесообразности проведения восстановительных работ.

Что же касается запасного колеса, то выбирая его, лучше отдавать предпочтение шине того же производителя, аналогичной модели и размера, что и основные покрышки вашей машины. Если это невозможно, проследите за тем, чтобы совпадали хотя бы размеры шины. Впрочем, правилами допускается перемещение транспортного средства к месту ремонта на колёсах разного диаметра. В экстренном случае воспользоваться можно и «докаткой». Она представляет собой диск с покрышкой, чей размер примерно на 1 дюйм меньше диаметра основных колёс. Для удобства и оперативности монтажа перевозить докатку следует в уже собранном и накаченном примерно до 4-4,2 атмосфер виде.

Как поменять спущенное колесо?

Поменять спущенное колесо не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное, чтобы в багажнике автомобиля имелась исправная запаска, основной набор инструментов, несколько стопорных «башмаков» под колёса, а также светоотражающий треугольник. Чтобы не провоцировать дополнительные аварийные ситуации на дороге, все манипуляции по замене колеса водитель должен проводить, надев жилет со светоотражающими элементами.

Сменить спущенную шину максимально оперативно, качественно и безопасно можно, придерживаясь следующему алгоритму действий:

  • Выберите для работы удобное, по возможности удалённое от плотного потока машин место. Оно обязательно должно быть ровным.
  • В зависимости от типа коробки переключения передач поставьте автомобиль на ручник, включите первую передачу или же активируйте режим паркинга.
  • Установите башмаки под колесо, расположенное по диагонали от спущенного, и обязательно выставите «аварийный» треугольник. Располагать последний нужно так, чтобы его было заметно другим водителям, даже в условиях извилистой дороги.
  • Непосредственно демонтаж колеса начинается со съёма колпака, если он есть. Затем нужно ослабить гайки, откручивая их против часовой стрелки, но не снимая полностью.
  • Важно правильно установить домкрат на места, специально обозначенные для этого автопроизводителем. В противном случае днище машины может быть серьёзно повреждено. Пострадать может и сам автолюбитель, если он решит ремонтировать машину, лёжа под ней. Именно поэтому залезать под автомобиль, поднятый на домкрате, строго запрещено техникой безопасности.
  • После установки домкрата можно приступать к полному откручиванию колёсных гаек и замене спущенного колеса неповреждённым. Закрепление последнего гайками сначала производится «наживую». А уже после того, как машина будет снята с домкрата, их крепко затягивают гаечным ключом по часовой стрелке. Причём делать это надо, учитывая расположение крепежа относительно диска. Попарно затягиваются гайки, расположенные по диагонали друг к другу. От того, насколько правильно и надёжно будет закреплено колесо, напрямую зависит безопасность и даже жизнь водителя и его пассажиров.
  • В самую последнюю очередь на замененное колесо устанавливается колпак.

***

Перемещаться на автомобиле со спущенным колесом весьма опрометчиво. По мере снижения давления в шине транспортное средство начнёт не только заносить на поворотах, но и тянуть в сторону даже во время движения по прямой. Заметно снизятся показатели эффективности работы тормозной и рулевой системы.

Если всё же было принято решение попытаться доехать до гаража или ближайшего шиномонтажа на повреждённой покрышке, важно управлять автомобилем максимально аккуратно и не увеличивать скорость. На сколько километров хватит спущенной резины, зависит от типа шин, характера повреждения, наличия в багажнике насоса, запаски и ремкомплекта. Если ничего из перечисленного в машине не оказалось, безопаснее просто вызвать эвакуатор. Мера эта иногда может серьёзно ударить по кошельку автовладельца. Однако, именно она гарантировано поможет сохранить жизнь и здоровье ему самому, его пассажирам и другим участникам движения.

Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.