Найти тему
Оружейникофф

Танк Т-12 – советский маневренный танк

Танки отлично показали себя во время Первой мировой войны, несмотря на убогость и несовершенство первых образцов. А в СССР 20-х годов с бронетехникой было очень плохо – автобронеотряды состояли из бронеавтомобилей и бронепоездов, позже – из трофейных французских и британских танков.

Танк Т-12
Танк Т-12

Были и условно отечественны танки – с 1920 года было произведено 15 машин «Борец за свободу тов. Ленин», но это были практически копии французских FT-17. В 1919 году была создана первая танковая часть «броневой дивизион при Совнаркоме Советской Украины», переименованная в 1922 год в Танковую эскадру РККА. Часть была оснащена трофейными FT-17 и Mark V. То есть, не густо.

Танк FT-17
Танк FT-17

Понимая важность бронетехники, 20 декабря 1927 года УММ РККА (Управление механизации и моторизации Рабоче-Крестьянской Красной Армии) выпустило требования к новому среднему «маневренному» танку Т-12. Танк предполагалось создать с пулеметно-пушечным вооружением, с двумя башнями (многобашенные танки – классика того времени).

Компоновка танка классическая:

  1. Спереди отделение управления;
  2. Затем боевое отделение;
  3. Моторно-трансмиссионное отделение сзади;
  4. Вторая башня с пулеметом располагалась на основной.

Большая девятигранная башня вмещала трех членов экипажа: командир танка, заряжающий и пулеметчик. В основную башню должна была быть установлена 45-мм пушка, либо 57-60-мм гаубица. По сторонам от орудия устанавливались спаренные по два пулеметы Федорова, в верхней башне также монтировалась спарка из двух пулеметов 7,62 мм.

-3

На Т-12 сначала планировалось установить двигатель Hispano 9 на 200 л.с., но на финальной стадии его заменили на авиационный двигатель М-6, мощностью 180-200 л.с., хотя планировался советский двигатель Микулина, однако он еще не был готов. Так же изменениям подверглась основная башня, вместо девятигранной установили цилиндрическую, с прямым лобовым листом.

Ходовая была выполнена под сильным влиянием французской бронетехники: восемь опорных катков, попарно в четырех тележках с пружинной амортизацией, плюс четыре поддерживающих ролика и два больших колеса – переднего направляющего и заднего ведущего.

Коробку передач инженерам пришлось переделывать под двигатель М-6, в результате планетарная коробка передач позволяло передвигаться танку в двух режимах: 2,7 км/ч и 15,7 км/ч, с сохранением реверса на передачах.

-4

Броня не впечатляла – 22 мм в лобовых листах, и 12 мм по бортам, хотя для того времени это было вполне приличное бронирование.

Строили новый танк, точнее, опытный образец, довольно долго, с 13 октября 1928 по 15 октября 1929 года, а в феврале 1930 года, наконец, танк прошел приемку, хотя к испытаниям приступили только 2 апреля – проблем и «болячек» Т-12 хватало.

-5

Ну а на испытаниях проблемы посыпались, ка из рога изобилия. Танк прошел около 2 км по мягкому грунту, и сломалась трансмиссия. Т-12 отремонтировали, и тогда пришло понимание – ходовую необходимо серьезно дорабатывать. Коробка передач сильно грелась, вторая передача не включалась, вода в радиаторе закипала, правая гусеница спадала при повороте на мягком грунте.

После доработок, танк Т-12 все же показал и свои плюсы. Отличная плавность хода, на твердом грунте по пересеченной местности танк развил скорость до 30 км/ч, Т-12 преодолел двухметровый окоп, на первой передаче забирался на подъем 35 градусов.

Огневые испытания удалось провести только с пулеметами, поскольку 45-мм пушка Соколова еще не была готова. Вместо пулеметов Федорова установили станковый пулемет Lewis 7,7 мм. Стрельба из пулемета в движении вышла удачной – 60% пуль попало в цель.

Пушку удалось установить летом, и 12 июля 1930 года испытания продолжились. Боекомплект пушки – 98 снарядов, 7200 патронов к пулеметам.

Танк Т-24
Танк Т-24

Танк Т-12 так и не был принят на вооружение, поскольку не все недостатки исправить не удалось Но труды не пропали зря – на базе Т-12 сделали в целом неплохой танк Т-24, который, впрочем, в серию также не пошел, но уже по экономическим причинам.

-7