Найти тему

Жизнь – это школа критического мышления

«Признак просвещённого ума — способность обдумывать мысль, не соглашаясь с ней.» (Аристотель)
«Признак просвещённого ума — способность обдумывать мысль, не соглашаясь с ней.» (Аристотель)

В предыдущем сюжете всё хорошо закончилось, как говорится, Happy End.

Но, на самом деле, Николай, герой сюжета предыдущей статьи, тоже несёт долю ответственности за то, какие отношения испытывают к нему его детей.

Когда он стал уже пожилым, а дети стали взрослыми, где они почерпнули стереотипы и установки такого поведения?

Более того, почему Николай, воспитывая детей, не нашёл возможностей сформировать у детей в полном объёме семейные ценности, включающие навыки взаимопонимания и согласия?

Понятно, что помимо семейного воспитания значительную роль в социализации детей играет улица и СМИ, но они никогда не станут способствовать формированию вышеназванных навыков.

Только в семье, только личным примером закладываются основы взаимопонимания, и этот процесс можно начинать с любого момента, а пока дети ещё в семье это делать проще.

Иначе СМИ и бОльшая часть общества будут закладывать те стереотипы и установки, которые по большому счёту делают многих взрослых, мягко выражаясь, не совсем счастливыми.

Именно эти информационные источники формируют стереотипы общества на то, что в старости жизнь бедная, болезненная и не интересная.

Естественно, это оказывает разрушающее влияние на индивида и на качество его жизни в пожилом возрасте.

А что касается заданного вопроса: «Не являемся ли мы жертвой стереотипов и не следуем ли мы неосознанно этой навязанной программе?», то здесь есть два связанных, но отдельных ответа.

Человек может стать жертвой стереотипов по нескольким причинам:

- Стереотипы могут поддерживаться в рамках общепринятых культурных норм и предрассудков, распространённых в обществе.

- Незнание или ограниченное знание может привести к неправильным суждениям и обобщениям.

- Стереотипы могут служить основой для предубеждений и дискриминаций, создавая неравные условия и ограничивая возможности для жертв стереотипов.

- Когда люди сравнивают себя с другими, они часто используют стереотипы и образцы поведения, чтобы определить своё место в обществе.

Важно отметить, что для того, чтобы не стать жертвой стереотипов, нужно развивать в себе в любом возрасте следующие качества:

- Высокую самооценку и уверенность в себе, которые могут помочь не воспринимать стереотипы как истину.

- Образованность и осведомлённость, которые играют важную роль в противодействии стереотипам.

- Активное и открытое общение для того, чтобы лучше понять людей, принадлежащих к разным группам и культурам и преодолеть стереотипы, основанные на неполном или ошибочном знании.

Но, пожалуй, самое важное – это развитие критического мышления, которое является защитой от манипуляций сознанием, и которое можно развивать в любом возрасте, но легче это делать, начиная с подросткового.

Обладание критическим мышлением позволяет рассматривать информацию, отдавая предпочтение анализу и проверке фактов перед тем, как делать выводы.

Отсутствие критического мышления, попытка заменять его суррогатным критиканством, фактически заставляет неосознанно следовать разным навязанным программам, в том числе подсознательным.