Кому не известна эта поговорка? Почему «ягодка» именно в сорок пять?
Когда-то казалось, что сорок пять – почти старость. Но все в мире относительно.
С высоты своего сегодняшнего фактического возраста могу сказать, что сорок пять – это почти молодость. Пусть вторая. Но, как говорится, «вторая молодость приходит к тому, кто первую сберег».
Так как мне было уже и двадцать, и тридцать, и сорок пять, и даже шестьдесят, могу оценить каждый из этих возрастов.
Когда тебе чуть за двадцать, впереди – целая жизнь! И это прекрасно. Нет страха, что что-то сделаешь не так.
Этот страх появляется чуть позже, ближе к тридцати, когда уже получен первый, не всегда удачный, опыт семейной жизни, сделаны первые ошибки.
Особенно бывает страшно повторно ошибиться в выборе спутника жизни, тем более, когда уже есть дети. Но вместе с тем появляется страх остаться одной.
Если к тридцати опыта семейной жизни нет, женщина не вышла замуж (в наше время такой реперной точкой было двадцать пять), она начинает задумываться о рождении ребенка. С одной стороны, возникают сомнения, справится ли. С другой – появляются мысли, что идеального мужчину можно и не дождаться, а для рождения ребенка время уйдет.
А если еще не решен жилищный вопрос? Или пришло понимание, что ошиблась с профессией, и работа вызывает тоску? Но куда денешься?
Бесконечные вопросы и примеры подруг, подталкивающие к подобным размышлениям.
Вспоминаю себя в этот период. К двадцати пяти развелась. В анамнезе: есть сын, у него жуткий дерматит, бессонные ночи, работа в новой школе в две смены, огромная нагрузка. Единственное желание – выспаться!
Когда закончился тот бесконечный учебный год, поехали с сыном на юг. Смотрю на пляже по сторонам – народу море, в основном, семейные пары. Я молодая, стройная, симпатичная, вроде бы умная – и одна. А вот женщина почти сто килограммов, ест булку, только за ушами трещит, – и любящий муж рядом.
Как-то врезалась мне в память та картинка.
Между первым и вторым браком были отношения, но были и опасения: а вдруг снова ошибка?
Мне было легче, чем многим в моем положении. Была хорошая квартира, материально поддерживал отец, да и с сыном помогал.
В тридцать, когда снова вышла замуж, родился второй сын (без всяких проблем со здоровьем), в школе установились прекрасные отношения с коллегами, мне стало хорошо и спокойно. Плюс повезло с родителями мужа.
Но наступили девяностые, трудные для всех. У меня к тому времени был тыл, но все равно было непросто.
А у кого не было тыла?
Часто получается, что почти до сорока лет женщина живет в постоянном стрессе; одно, другое, третье...
И лишь к сорока все как-то более ли менее устаканивается.
В личной жизни у большинства маятник в какую-то сторону уже качнулся. Если что-то не устраивает в профессии, ее можно поменять. Дети (если они есть), уже взрослые. Если нет – заводить уже поздно, поэтому тоже можно успокоиться.
К этому времени женщина понимает, что именно приносит ей подлинную радость, хочет ли она внести изменения в свою жизнь.
Мне после сорока захотелось сменить сферу деятельности. Я любила школу, любила учеников, литературу, но в какой-то момент наступила усталость. Не стала дорабатывать до педагогической пенсии, ушла в свободное плавание – стала предпринимателем. Муж поддержал. Уж больно ему надоели мои тетради.
Многие не понимали, зачем в конце успешного пути совсем в другую сторону идти? Но я сделала этот шаг и не пожалела.
Если есть желание в чем-то пробовать себя, не надо бояться. Когда принимаешь решение, пазлы начинают складываться, и все получается.
А что с физическим состоянием?
После после сорока пяти женский организм начинает активно вырабатывать гормоны, отвечающие за оздоровление организма. А еще на этот возраст приходится второй всплеск активной выработки гормонов радости и счастья.
Женщине хочется влюбляться и влюблять в себя, больше времени посвящать себе и своим интересам.
В период с сорока пяти до пятидесяти в моем окружении распалось около десяти пар, проживших вместе более двадцати лет. Инициаторами разводов в большинстве случаев оказались женщины. Половина из них вступила в новые отношения, некоторые даже в официальный брак. И все удачно.
Сейчас мой ближний круг – это люди пятидесяти-шестидесяти лет. Все работают. На пенсию никто не собирается. По мере возможности помогают детям с внуками. Правда, внуков в моем окружении гораздо меньше, чем было у ровесников наших родителей. Я уже писала, что молодежь, не очень-то торопится обзаводиться детьми.
А вот проблемы со здоровьем уже начинаются. Иногда серьезные. Но проблемы лучше решать по мере поступления, а заниматься здоровьем лучше превентивно.
И тогда не нужно будет задумываться о возрасте.
Как сказал один известный писатель: «Возраст – вопрос не лет, а ощущений».