Екатеринбург является административным центром Свердловской области и Уральского федерального округа. Это четвертый по численности город России (только официально здесь проживают почти 1,5 млн человек) и третий по величине транспортный узел страны. В Екатеринбурге сходятся 6 федеральных автотрасс, 7 магистральных железнодорожных линий (среди них Транссиб), а также располагается крупнейший за пределами двух столиц международный аэропорт. В Екатеринбурге имеют посольства и консульства 17 стран мира, в том числе США, Великобритания, Франция и Германия.
Екатеринбург. Промышленность
С момента своего основания Екатеринбург был промышленным центром. Сначала градообразующим являлось металлургическое производство, потом на первый план вышел Монетный Двор. Новый виток пришелся на годы индустриализации, когда в Свердловске (так с 1924 по 1991 годы назывался Екатеринбург) были построены сразу несколько заводов-гигантов. Во время Великой Отечественной войны к ним добавились предприятия, эвакуированные из Центральной России и Украины. Сегодня в Екатеринбурге наиболее сильно развито приборостроение, тяжелая и оптико-механическая промышленность. Здесь расположены штаб-квартиры крупнейших российских компаний, в том числе «Сталепромышленной компании», концерна «Калина», «Русской медной компании».
Екатеринбург. Аэропорт
И все‑таки в XXI веке Екатеринбург — это не столько глобальный промышленный центр, сколько современный мегаполис, чрезвычайно удачно расположенный почти в центре Евразийского континента. Аэропорт «Кольцово» за последние годы превратился в крупнейший региональный воздушный порт России, откуда напрямую можно попасть в 100 с лишним городов мира. В Екатеринбурге реконструированы старые и построены новые гостиницы, в том числе 5 отелей международных операторов (Хаятт, Парк Инн, Новотель, Рамада и Анжело). Появились прекрасно оборудованные конгресс-залы и выставочные площадки. Как следствие, здесь, в месте встречи Европы и Азии, все чаще проходят мероприятия российского и международного уровней. Ежегодно в Екатеринбург-Экспо проходит «Иннопром» — международная выставка промышленности и инноваций.
Екатеринбург. Музеи
В Екатеринбурге действуют около 50 различных музеев, в том числе такие уникальные, как Музей истории камнерезного и ювелирного искусства и Музей писателей Урала, фотографический музей «Дом Метенкова» и Музей радио, музеи Невьянской иконы и Наивного искусства, старика
Б. У. Кашкина, Владимира Высоцкого и Бориса Ельцина. Необычна и познавательная экспозиция Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала. Богатейшими коллекциями обладают СОКМ (Свердловский областной краеведческий музей) и Музей изобразительных искусств. Пожалуй, самый известный музейный объект Екатеринбурга — Большой Шигирский идол. Это древнейшая деревянная скульптура в мире. Согласно результатам радиоуглеродного анализа, она была сделана 11 тысяч лет назад, в эпоху мезолита. Нашли идола в 1890 году на Шигирском торфянике, недалеко от современного Кировграда (Свердловская область).
Екатеринбург. Архитектура
Сильное впечатление оставляет и архитектура Екатеринбурга. Терпкий коктейль из особняков XVIII века, конструктивистских зданий и высоток нового времени. Здесь распложены самые северные небоскребы в мире: бизнес-центр «Высоцкий» (187 м) и башня «Исеть» (209 м). С каждым годом в Екатеринбурге становится все больше жилых домов высотой от 25 этажей. Часть старых усадеб отреставрирована и обрела новую жизнь, нередко в очень высоком статусе. В резиденцию губернатора превратился дом Саввы Тарасова. Это один из старейших домов Екатеринбурга, он значится в плане города от 1804 года. Рядом — бывший особняк Севастьянова (1866 год постройки), в котором причудливо смешались классика, готика и мавританские мотивы. Теперь это официальная резиденция Президента РФ.
Рядом, в здании бывшей Горной аптеки (1820 год), разместился Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. К памятникам конструктивизма относится прекрасный образчик советской архитектуры — так называемый Городок чекистов. Его строительство началось в 1929 году, а закончилось в 1936‑м, заказчиком выступало уральское НКВД-ОГПУ. Сверху Городок чекистов похож на символ дружбы рабочих и крестьян — серп и молот, да еще и в обрамлении знамен. Памятником промышленной архитектуры является построенная в это же время водонапорная башня на Уралмаше. Благодаря оригинальным техническим решениям вполне утилитарный объект получился красивым и запоминающимся. Горожане сразу прозвали его Белой Башней. Ее высота 35 м. Четыре железобетонные колонны («ножки») высотой 20 м поддерживают плиту, на которой установлен огромный бак для воды (700 м³). Когда-то он был самым большим в мире.
Екатеринбург. Метро
По плотности пассажиропотока Екатеринбургский метрополитен занимает третье место среди российских метрополитенов. Ежедневно подземные поезда перевозят около 170 000 пассажиров. Линия метрополитена пересекает пять из семи наиболее густонаселенных районов города с юга на север. Ее длина составляет 12,71 км, часть пути подземка проходит под городским прудом. Строительство этого перегона оказалось наиболее сложным за все время работ. Метростроевцам приходилось работать в прорезиненных робах и в постоянном контакте с водой: она то сочилась, то фонтанами била из трещин. Сначала проходчики одолевали в сутки всего 30-40 см. Потом – по метру. Рекордным стал январь 1988 года: за месяц удалось пройти целых 45 м. На линии 9 станций, и каждая имеет свое лицо. Например, «Уральская» — старинный подземный рудник, «Ботаническая» — пчелиный улей, «Чкаловская» — самолет и взлетная полоса, а «Уралмаш» и «Машиностроителей» рассказывают об истории отечественной промышленности, о годах индустриализации и Великой Отечественной Войне. Интервал между поездами в часы пик — всего 4 минуты, а длительность поездки между крайними станциями («Проспект Космонавтов» — «Ботаническая») — 19 минут. Самая глубокая станция Екатеринбургского метрополитена — «Уральская» (выход к железнодорожному вокзалу), она расположена на глубине 42 м.
Екатеринбург дата основания и День города
Датой основания Екатеринбурга принято считать 18 ноября 1723 года, когда в только что построенном на берегу Исети железоделательном заводе впервые были пущены кричные молоты. Таким образом Екатеринбург возник, как и большинство уральских городов: сначала плотина, потом завод, а вокруг него заводское поселение. Но есть и нюанс: выбирая место для нового завода, видный государственный деятель Василий Татищев прочил своему детищу и выполнение дополнительных функций. В первую очередь, новый населенный пункт должен был стать административным центром для всех существующих и только планируемых горных заводов. Во вторую — посредником в торговле между центром России и Сибирью. И название очередному городу-заводу было дано не как всем прочим, то есть не по реке, на которой он встал. Генерал Георг Виллем де Геннин, руководивший строительством завода, предложил назвать будущий город в честь Екатерины, жены Петра I, выделив таким образом город из череды ему подобных.
Отцы-основатели Екатеринбурга не ошиблись: этот город действительно далеко обошел все прочие уральские города-заводы, став сначала столицей горнозаводского края, раскинувшегося на громадной территории по обе стороны Уральского хребта, а после того, как через него прошла главная дорога Российской империи — Большой Сибирский тракт — «окном в Азию». День города перенесен с глубокой осени на третье воскресенье августа и отмечается всегда очень пышно: концерты, ярмарки, уличные гуляния и самые разные выставки разворачиваются во всех районах Екатеринбурга и действуют не меньше 3‑х дней.
Текст: Светлана Логинова, книга "Свердловская область. Максимальное приближение", издательство "Азимут".