Авторы статьи: Андрей Сергеевич Василевский, Ксения Сергеевна Попова
Аннотация. В статье предлагается рассмотреть коучинг как процесс сопровождения человека в определении и достижении своих целей с использованием знаний о мышлении и поведении, что дает достаточно ясное представление о сути коучингового процесса как для коуча, так и для клиента. Гармоничное сочетание трех составляющих этого процесса (эвристической, фасилитационной и психологической, реализуемых в формате направляемого открытия) и формирует тот уникальный синергетический эффект коучинга. Когнитивно-поведенческий подход рассматривается в качестве психологической составляющей и включает системное использование трех компонентов: концептуализации кейса клиента (когнитивной карты), когнитивной модели и когнитивно-поведенческих техник. В рамках практической модели когнитивно- поведенческого коучинга рассмотрен авторский вариант табличного представления концептуализации кейса.
Ключевые слова: коучинг, когнитивно-поведенческий коучинг, концептуализация кейса, методология, практическая модель, когнитивная карта, когнитивные уровни и поля, личностный смысл, ценности, значимая цель, когнитивная модель, эвристика.
Понятие цели и ее значимость в жизнедеятельности человека
Отношение к цели, как и ее понимание, в психологии были и остаются неоднозначными. Начнем с физиологических теорий, в которых накоплен богатый экспериментальный материал, позволяющий глубже осмыслить и понять нейрофизиологические основания цели и целенаправленного поведения. Здесь следует отметить доклад «Рефлекс цели», сделанный И. П. Павловым еще в 1916 году [1], теорию функциональных систем П. К. Анохина [2], физиологию активности Н. А. Бернштейна [3].
По И. П. Павлову: «Рефлекс цели — стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание, и предмет в широком смысле слова. Вся жизнь есть осуществление одной цели — именно, охранения самой жизни, неустанная работа того, что называется общим инстинктом жизни. Этот общий инстинкт, или рефлекс жизни состоит из массы отдельных рефлексов… Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели» [1].
В бихевиоризме понятие цели как детерминанты поведения из рассмотрения долгое время исключалось [4]. Бихевиорист Б. Скиннер рассматривал поведение в терминах «стимул», «реакция», «подкрепление» [5, с. 114]. При таком представлении поведение теряет свою целенаправленность. Основы необихевиоризма, заложенные Э. Толменом в книге «Целевое поведение животных и человека» (1932), изменили отношение к цели. Он показал, что поведение — это целостный акт, характеризуемый направленностью на цель, пластичностью и селективностью [6].
В когнитивистских исследованиях цель рассматривается как важная станция на пути решения проблем и планирования действий. Человеку как активно ориентирующемуся в мире существу нужны цели, на них опирается его познавательная активность. Цели — это как бы маяки, указывающие направления действия, поэтому формулирование и переформулирование целей является ведущей когнитивной деятельностью [7].
По мнению О. К. Тихомирова, понятие «цель» становится одним из центральных понятий лишь той психологической науки, которая рассматривает сознательную деятельность человека в качестве основного объекта изучения [8].
В психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева «цель — это представленный заранее результат, к которому стремится мое действие» [9, с. 434].
Согласно Д. А. Леонтьеву, цель выступает связующим звеном в структуре человеческой активности. Она соединяет как процессы самоопределения (выбор цели или отказ от нее, где цель выступает как зависимая переменная), так и процессы достижения («волевая» фаза, где цель выступает как переменная независимая) [10].
Согласно теории «саморегуляции направленного действия» Чарльза Карвера и Майкла Шейера, принятие целей (goal engagement) выступает как жизненная необходимость: «Люди живут, определяя цели и перемещаясь между ними, а также определяя антицели и держась от них подальше» [11, с. 346]. Под «саморегуляцией» понимается процесс регулирования системы самой себя за счет реагирования на отклонение процесса от заданных параметров. У каждого человека могут одновременно существовать и несвязанные между собой цели, которые могут находиться в отношениях конфликта либо конкуренции; в последнем случае речь идет об их упорядочении во времени. Ч. Карвер [12] обращает специальное внимание на процессы лавирования между целями (coasting) и формулирует в качестве главной проблемы саморегуляции решение вопросов их приоритетности.
Представители направления позитивной психологии М. Чиксентмихайи и Дж. Накамура [13] отмечают, что Карвер и Шейер не задаются вопросом, откуда берутся цели. Чиксентмихайи и Накамура предлагают в качестве альтернативы другой, более, с их точки зрения, адекватный критерий — субъективные переживания. Они отмечают, что в раннем онтогенезе очевидна ориентация действий на достижение именно позитивных переживаний, а не целей. С их точки зрения, высшим критериальным параметром выступает прошлый опыт переживаний, а обратная связь касается переживаний текущих; если текущие эмоциональные переживания позитивнее прошлых, то целью становится сохранение нынешнего состояния, если они, с учетом прошлого опыта, оцениваются как неудовлетворительные, то целью становится изменение. В своей работе М. Чиксентмихайи и Д. Накамура отмечают: «Действие ведет к переживанию, которое ведет к аффекту, который ведет к целям… Когда мы начинаем осознавать цели и их иерархические отношения между собой, у нас начинает формироваться личность… Личность есть сумма целей, которые строит субъект (на основе обратных связей от переживаний и аффектов)» [Там же].
Способность к осознанной постановке целей — особенность человека. Однако накапливаются данные о том, что цели неодинаковы по своим последствиям для мотивации и деятельности. В частности, в многочисленных исследованиях К. Шелдона, Т. Кассера, Р. Райана и коллег было показано, что цели, имеющие внутренний характер (отражающие интерес к самой деятельности, а не ее внешним результатам), являются более сильными мотиваторами и приводят к более высоким уровням психологического благополучия, по сравнению с внешними целями (направленными на результаты деятельности, которая сама по себе не увлекает). В последние годы Шелдон ввел понятие согласия (конкордантности) целей с личностью, описывающее степень, в которой цель интегрирована в общую структуру личности. Ряд исследований показал психологические преимущества личностно- конкордантных целей по сравнению с неконкордантными. Феноменология конкордантности целей пересекается с феноменами, описанными в связи с понятием аутентичности, увлеченности и личностного смысла в различных исследовательских традициях [10].
В статье А. Бека и Э. Хэйг «Достижения в области когнитивной теории и терапии: генеративная когнитивная модель» описываются два режима, один из которых в форме позитивного или негативного саморазвития имеет прямое отношение к целям: «До этого момента мы использовали концепцию реагирования на стимулы для объяснения дезадаптивного, а также адаптивного поведения. Однако люди не только движимы событиями, но и выполняют основную роль в создании событий для самих себя (Эпиктет). Значительная часть человеческой деятельности обусловлена самостоятельно поставленными целями и добровольно взятыми на себя обязательствами. Теория режимов имеет отношение к системе когнитивных, аффективных, мотивационных и поведенческих паттернов и может быть использована для объяснения достижения жизненных целей и управления другими вызовами жизни или проблемами. Режимы представляют собой консолидированные убеждения, правила и ожидания, заложенные в схему, а также сложные концепции, такие как самооценка. Вместе эти компоненты функционируют как единая система» [14].
Как видим, понятие «цель» в психологической науке трактуется по-разному. Цель — это:
- осознанный образ будущих результатов [5, 16];
- идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта;
- представление о желаемом будущем состоянии [4];
- специализированные планы, в которых преследуется определенный исход [17];
- главный критерий должного [18];
- закодированное в мозге отображение или модель потребного будущего [3];
- опережающее отражение [2].
Опираясь на психологический аспект этого понятия, мы предлагаем следующее определение цели, которое далее будем использовать в данной статье:
Цель — это осознанный конкретизированный образ желаемого результата (в виде предмета, состояния или процесса), обусловленный возможностями, ценностями
и личностным смыслом человека.
Формирование этого образа происходит в процессе самоопределения и целеопределения: прояснения потребностей, ценностей, установок, смыслов, преодоления трудностей, связанных с ситуацией неопределенности и выбором из нескольких вариантов. Это также процесс отделения «своих» целей от «чужих». Еще большая конкретизация этого образа происходит в процессе сверки цели с предполагаемым процессом ее достижения как совокупности волевого компонента [18], действий и ресурсов, необходимых для реализации желаемого результата.
Очевидно, что изучение понятия «цель», а также процессов определения и достижения целей, имеет очень большое значение для психологической науки и служит основой для таких помогающих практик, как коучинг. Постановка экологичных, личностно значимых, аутентичных целей, а также их успешное достижение видятся важным аспектом психического здоровья людей и одним из способов профилактики психических расстройств.
Наличие целей и целенаправленная деятельность важны для физического и психического здоровья человека, так как могут служить фактором приобретения уверенности и спокойствия, предвкушения результатов и радости от достижения цели. С другой стороны, постановка избыточно амбициозных и неаутентичных целей, следование сверхценностям, демонстративный процесс достижения целей могут привести к игнорированию своих естественных потребностей, нарушению жизненного баланса и угрозе для психического и физического здоровья. Именно поэтому для коучинга крайне важной задачей является не просто ориентация на достижение целей, а прежде всего на определение своих целей, то есть целей, которые находятся в соответствии с ценностями, личностным смыслом, потребностями, а также являются экологичными в более широком понимании ситуации. Место коучинга среди других видов профессиональной деятельности, способствующих определению и достижению целей.
Приведем некоторые виды профессиональной деятельности, которые способствуют определению и достижению людьми своих целей:
- тренинг;
- фасилитация;
- наставничество/менторство;
- консультирование;
- психотерапия.
У коучинга большое количество самых разнообразных определений и способов разделения с перечисленными выше видами деятельности. Наиболее часто это разделение пытаются провести по:
- степени директивности специалиста;
- направленности внимания к прошлому или будущему;
- соотношению активности и ответственности специалиста и клиента;
- глубине психологической работы;
- проявлению экспертности со стороны специалиста и клиента;
- специфике взаимоотношений «взрослый — ребенок» или «субъект — объект/субъект — субъект»;
- состоянию клиента (благополучное и неблагополучное).
Однако эти характеристики не позволяют определить принципиальные границы между вышеперечисленными видами профессиональной деятельности и помочь клиенту сделать правильный выбор.
Почти во всех определениях коучинга, которые мы рассмотрели, говорится о достижении целей, которые находятся скорее вне субъекта коучинга — в виде некой «внешней» цели, задачи, желаемого результата, решения, определенных поведенческих проявлений клиента по отношению к внешнему миру. Мы предполагаем, что коучинг в основном ориентирован на достижение именно «внешних» целей: конкретных и ограниченных определенным контекстом и ситуацией. Именно в этом мы видим ключевое отличие коучинга от психологического консультирования и психотерапии, основной целью которых является изменение психического состояния или устранение психического расстройства в его когнитивных, эмоциональных, поведенческих, физиологических аспектах, которые значимы в широком спектре ситуаций, а также имеют пролонгированный эффект.
Если основной задачей коучинга становится изменение состояния человека или решение какой-то психологической сложности, то происходит подмена понятий и неизбежно появляется соблазн перехода в психологическое консультирование и терапию, потому что инструментарий и формат взаимодействия с клиентом в этих видах профессиональной деятельности более эффективен для решения таких задач. Следуя этой логике, нет смысла делить клиентов на «коучинговых» и «терапевтических». Клиент может сформулировать свою цель так, что фокусом внимания станет психическое расстройство, дисфункция, состояние, а может сформулировать так, что главным будет поиск внешних ресурсов и ситуативное решение задач для достижения «внешних» целей, при этом работа с сопутствующими психологическими сложностями останется на втором плане.
По сути, этот выбор делает сам клиент, но специалист может объяснить разницу в формулировках и пояснить, какое значение этот выбор оказывает на формат работы, использование методов и техник, а также на тактику и стратегию работы. При этом в коучинге могут применяться приемы и техники из терапии, а в терапии — коучинговые инструменты. Не вид деятельности определяет их использование, а степень их уместности и эффективности для решения той или иной задачи в каждый момент сессии, наличие согласия и готовности клиента, а также степень владения ими специалистом.
При сравнении коучинга с такими видами профессиональной деятельности, как тренинг, фасилитация, консультирование, наставничество/менторство, принципиальное различие можно увидеть в аспекте аутентичности цели и/или в степени внимания к мышлению и поведению клиента.
Первое различие заключается в том, что для коучинга очень важен принцип работы только со значимыми и аутентичными целями клиента, в то время как для вышеперечисленных видов деятельности аутентичность цели хоть и важна, но не является абсолютным условием [19].
Второе различие состоит в том, что коучинг предполагает значительное внимание на сессии к особенностям мышления и поведения клиента, что для других видов деятельности может быть весьма полезным, но не обязательным элементом.
Третье различие в том, что вышеперечисленные виды деятельности предполагают экспертную роль специалиста в области задач клиента, а значит, на специалисте лежит значительная доля ответственности за выбор направления и результат работы, что выражается в его ведущей позиции по отношению к клиенту, тогда как в коучинге основная ответственность за выбор направления и результат лежит на клиенте.
Можно перечислить многие другие отличительные аспекты коучинга, а также подчеркивать сопутствующие позитивные изменения в клиенте, но мы выделили самые принципиальные и, исходя из этого, предлагаем следующее определение:
Коучинг — это вид профессиональной деятельности по сопровождению человека в определении и достижении своих целей с использованием знаний о мышлении и поведении.
Если говорить о когнитивно-поведенческом коучинге, то из трех аспектов когнитивной модели (ситуация, когниции, реакции) именно на исследовании и изменении ситуации концентрируется работа коуча и клиента. Поиск решений, ресурсов, возможностей ведется в ситуативном разрезе с помощью эвристических и фасилитационных приемов, но параллельно коуч отмечает и отражает когнитивные и поведенческие особенности клиента, следуя за его описанием ситуации и размышлениями.
Осознание и учет этих особенностей клиентом позволяют ему не только более качественно и целостно понять ситуацию, но и сформировать когнитивные и поведенческие альтернативы, которые созвучны его целям, ценностям и личностному смыслу.
Процесс исследования как основа когнитивно-поведенческого коучинга
Информация и представления о себе, о людях, об окружающем мире, о прошлом, настоящем и будущем, а также о каждой конкретной ситуации у любого человека в значительной степени ограничены и искажены [20]. Это связано со множеством факторов, как объективных (нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность мира), так и субъективных (биологических, психологических, социальных).
Дефицит информации и ее искажения приводят к ошибкам в оценке ситуации, затрудняют поиск и определение своих целей, задач и вариантов действий. Мы используем известное выражение А. Коржибски: «Карта не есть территория. Модель мира — не сам мир, но хорошая карта структурно подобна территории, и в этом ее польза» [21]. Если использовать метафору карты и территории, то карта — это субъективная информация человека о себе и об окружающей среде, а территория — объективная реальность, в которой человек живет.
Субъективность восприятия и интерпретации информации может в значительной степени нивелироваться при наличии хороших метакогнитивных способностей (мы их называем «топографическими»), которые позволяют всесторонне исследовать ситуацию и нанести достаточно точные знаки для ориентирования на конкретной территории: локализовать точку отправления, точку назначения и проложить удобный путь между ними. Однако уровень развития этих способностей может быть недостаточным для успеха в тех или иных ситуациях.
Следует отметить, что важной чертой когнитивного подхода в терапии и консультировании являются его диагностические возможности. Нам видится, что именно эта составляющая, которую в когнитивно-поведенческом коучинге лучше называть исследовательской, и придает ему высокую эффективность.
Известно, что для эффективного решения любых проблем необходимо сначала определить проблемное пространство [22].
Проблемное пространство — это не только внешние обстоятельства окружающей среды, но также и внутренней среды человека — отношения, ценности, убеждения, смыслы, а также физиологические особенности организма. С другой стороны от проблемного поля находится поле решений. Оно содержит предположения о желаемом развитии ситуации, альтернативы, ресурсы, возможности, знания, позволяющие сначала преобразовать проблему в задачу, а затем решить ее.
Если имеющейся информации о проблемном поле или о поле решения недостаточно или она искажена, то решения оказываются неадекватными и ошибочными. Мышление, которое дает нам информацию о проблемном поле, может принципиально отличаться от мышления, которое создает поле решений. Именно поэтому для поиска решения желательно использовать способ мышления, отличный от того, который создал проблемное поле. Новый способ мышления, как правило, характеризуется более широкой перспективой и отстраненностью от проблемного поля.
В своей основе коучинговый процесс можно представить как совместное широкое и детальное исследование всех полей когнитивной карты клиента с тем, чтобы уточнить ее, заметить то, что было недоступно вниманию из-за искажений восприятия и стереотипов мышления. Коуч как эксперт в области мышления представляет клиенту свой ресурс «топографических», то есть психологических знаний и умений. Вопросы коуча направлены не на прояснение клиентской карты и территории для себя, а на прояснение той информации, которая может стать источником новой информации или новой интерпретации для клиента (направляемое открытие и осознание).
При этом можно выделить следующие исследовательские задачи коуча:
Задача 1: способствовать более широкому исследованию клиентом ситуации. Только клиент принимает решение о широте исследования и о его результатах, но коуч помогает расширять поле этого исследования и замечать конфликты и противоречия.
Задача 2: замечать и отражать клиенту когнитивные аспекты, маркеры которых коуч слышит у клиента: несоответствия, слепые зоны, систематические искажения, стереотипное мышление, аспекты когнитивной модели и т. п. Здесь есть большое поле для повышения экспертизы коуча — изучение типов когнитивных искажений, распространенных паттернов и привычек мышления и поведения, эвристических суждений по Дэниелу Канеману и Амосу Тверски, влияния специфических социокультурных аспектов.
Однако важно заметить, что коуч скорее отражает, а не настойчиво фокусирует внимание клиента на этих моментах или предлагает свою интерпретацию. Фокусировка на когнитивных аспектах по инициативе коуча оправдана только по согласованию с клиентом и только тогда, когда они многократно повторяются и являются наиболее вероятной причиной отсутствия прогресса на сессиях.
Три составляющих когнитивно-поведенческого коучинга: эвристическая, фасилитационная, психологическая
Эвристическая составляющая. Во многом исследование «карты и территории» сопровождается применением эвристических техник, так как несоответствия, неточности и слепые зоны человек обнаруживает часто вопреки своей логике, привычному стилю мышления без директивных внешних подсказок, а значит — в результате открытия. Эвристика как метод решения сложных задач и проблем позволяет найти решения и стратегии действий в ситуациях, когда исходных данных недостаточно для выработки единственного правильного решения, но не гарантирует правильности этих решений и действий. Это объясняет, почему клиент с одним и тем же запросом, но с разными коучами может прийти к очень разным результатам. Эвристику можно также рассматривать в виде направляемого открытия или способа обучения.
В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практиковавшуюся Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Путем особых вопросов и рассуждений Сократ помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке и решению проблемы, в результате истина открывалась не только ученику, но и учителю [23]. В умении вести подобную беседу, притом что коуч не знает истины или правильного решения, заключается искусство коуча как соучастника процесса исследования, который способствует самостоятельности, широте поиска и активности клиента. Именно в эвристическом понимании коучинга видится принципиальная разница между коучингом и консультированием (экспертным, психологическим). При консультировании эксперт исследует ситуацию в значительной степени для своего понимания, в коучинге — в основном для понимания клиента, что определяет эвристическую сложность вопросов (сильные или продвигающие вопросы в коучинге). Важно, чтобы, отвечая на такие вопросы, клиент не проговаривал хорошо известную ему информацию, а узнавал что-то новое о ситуации и о себе.
Сложность эвристического подхода заключается в том, что нет какого- либо единого алгоритма или принципа для гарантированного результата, а есть только общие правила создания условий для активизации эвристического мышления человека и набор направлений исследования/ техник, которые можно сгруппировать следующим образом:
1. Создание расширяющего, разностороннего, диссоциированного, дистанцированного взгляда на ситуацию:
- мыслительные усилия в сторону расширения или конкретизации: модель SMART; а что/как/какие еще; как можно еще это сформулировать; как сформулировать короче; почему важно; почему сейчас; как поймешь/ почувствуешь достижение цели; в твоей ли это зоне контроля; какие приоритеты; от чего зависит;
- метапозиция и перспектива: ролевая, функциональная, временная, ситуативная, информационная;
- структурно-семантический анализ: прояснение слов, фраз; обращение внимания на языковой стиль и структуру речи;
- логический анализ и синтез: SWAT-анализ, декартовы координаты, диспуты (логический, реалистический, прагматический);
- поиск баланса и мышление в континууме: колесо баланса, взвешивание факторов, шкалирование;
- рассмотрение биопсихосоциальных аспектов;
- обращение к опыту.
Следует отметить, что даже без применения каких-либо техник сам процесс беспрепятственного безоценочного, но при этом сфокусированного и напряженного мышления клиента в течение сессии, перевода внутренней речи клиента во внешнюю в присутствии другого человека является минимальным и иногда достаточным условием для успеха эвристических усилий клиента. Это объясняет удивительный факт, что любая коуч-сессия вне зависимости от проявленного профессионализма коуча и примененных техник, как правило, приносит тот или иной значимый результат для заинтересованного и активного клиента при соблюдении общих условий хорошей коммуникации, а именно: этичности, неманипулятивности, хорошего владения языком, на котором говорит клиент, его понятийным аппаратом, учет социокультурного аспекта, уровня абстракции и метафоричности. То, что сейчас называют «коучинговым стилем» менеджмента и коммуникации, часто относится к общим навыкам коммуникации, которые имеют большое значение не только в коучинге.
2. Создание условий для перехода клиента в состояние позитивного мышления, интереса, уверенности, творчества, вызова и потока (режим саморазвития).
Человек способен как ограничить себя и свои возможности, так и найти ресурсы, открыть возможности в себе и окружающей среде. Важным условием активного творческого мышления человека является приобретение уверенности в своих возможностях, своих ресурсах, в ресурсах окружающей среды, принятие себя, сложившихся обстоятельств, своего выбора, вера в дружелюбность людей и мира. Коуч на протяжении сессии создает для клиента атмосферу принятия, доверия, оптимизма, веры в свои силы, в ресурсность мышления, в возможности, которые стоит увидеть и активно использовать. Коуч, как правило, искренне разделяет и сам пользуется этим настроем (часто для его характеристики используют принципы, известные как принципы Милтона Эриксона), который становится ресурсом для клиента. Создание таких условий не должно быть манипулятивным действием коуча ни по отношению к себе, ни по отношению к клиенту.
Главный результат исследования с применением эвристических приемов и отражением когнитивных аспектов — это формирование у клиента более полной и непротиворечивой карты реальности, ощущения понимания ситуации и более широкого диапазона выбора. Вторичная польза — это приобретение клиентом метакогнитивных навыков, навыков нешаблонного, более гибкого, творческого и активного мышления, а также приобретение уверенности в своих силах, в ресурсности и открытости мира.
Фасилитационная составляющая. Слово «фасилитация» в английском языке встречается преимущественно в психологическом контексте как производное от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать.
«Фасилитация — это повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида» [24].
Для поиска лучшего решения психологически нужен другой человек. При этом только исследования ситуации и поиска решения недостаточно для того, чтобы в конце сессии был получен ощутимый результат в виде сформулированных достаточно четко сложностей, цели, вариантов решений, плана действий, итога. Фасилитационная задача коуча — поддерживать динамику и структурировать сессию, следуя интересам клиента для того, чтобы он пришел к ощутимому результату. По нашим наблюдениям, коучинговые сессии характеризуются значительно большей динамичностью по сравнению с терапевтическими сессиями именно благодаря более выраженной фасилитационной роли коуча. Без значительных фасилитационных усилий коучинговая сессия превращается в сеанс руминации клиента вслух рядом с коучем, в результате чего появляются инсайты, но значимых когнитивных и поведенческих изменений клиента после сессии часто не происходит. Как говорится, обо всем поговорили, но ни к чему не пришли. Фасилитация может заключаться в помощи клиенту более кратко и четко формулировать свои мысли, визуализировать, выделять ключевые моменты, перечислять варианты, применять ранжирование, делать выводы, подводить итоги, а также в своевременном напоминании клиенту о целенаправленности и прагматичности сессии.
Хорошо известные коучинговые модели по сути являются фасилитационными процедурами, которые можно использовать не только для коучинга, но и в целом для организации любого процесса постановки и достижения цели. Например, одна из самых распространенных моделей в коучинге — это модель GROW: Цель (Goal), Текущая реальность (Current Reality), Варианты или препятствия (Options or Obstacles), Твердое намерение (Will). Если строго следовать подобным моделям, то, скорее всего, коуч в самом начале сессии будет вынужден настойчиво предложить клиенту четко сформулировать общую цель (в идеале — по модели SMART), обозначить желаемый результат сессии, далее коуч будет вынужден ограничивать размышления клиента по времени, отмечать уход в сторону (согласно своей интерпретации или воспринимая слова клиента буквально), в конце сессии коуч поможет клиенту составить план действий и подвести итоги.
Это довольно непростая работа и для коуча, и для клиента, но представляющая собой скорее фасилитационную сессию, которая помогает клиенту собраться с мыслями, осуществить строгие логические операции с имеющейся информацией, сформулировать формальную цель и быстро спланировать свои действия. К сожалению, часто такие сессии не приводят клиента к реализации действий и достижению целей по очевидным причинам: цель «чужая», план нереалистичный, внешний или внутренний конфликт никуда не делся, ресурсов недостаточно, препятствия слишком велики.
Данные модели важно знать коучу, но лучше следовать им только вслед за готовностью клиента и в том направлении, в отношении которого клиент уже определился (этап «Подготовка», согласно транстеоретической модели Дж. Прохазки) [25]. Несмотря на то что самым важным результатом коучинговой сессии можно считать готовность клиента совершить первый шаг и последующие действия после сессии, во многих случаях сессия может свестись к осознанию чего-то, нахождению баланса, лучшему пониманию себя и ситуации.
Психологическая составляющая. Последняя по порядку, но не по важности составляющая, которая может совсем не ощущаться на сессии, но в то же время быть ключевой для определения клиентом своей цели и ее достижения. В мире сейчас активно развивается очень широкое направление «Психология коучинга» (Coaching Psychology), в котором коучинг рассматривается с позиций психологической науки, определяется психологическая основа тех или иных коучинговых методов и техник, происходит взаимовыгодный обмен теоретическими и практическими знаниями между психотерапевтическими направлениями и коучингом [26].
Мы рассмотрим коучинг в когнитивно-поведенческой парадигме, но сначала ответим на вопрос: зачем коучингу нужна психологическая составляющая? У людей, которые приходят в коучинг, достаточно часто есть в том числе и некоторые психологические сложности, которые мешают им определить свои цели и достичь их. Коуч, у которого есть психологические знания, может стать ресурсом этих знаний для клиента в той степени, в какой это будет способствовать определению и достижению клиентом своих целей. Для достижения целей важно, чтобы у клиента произошли достаточно значимые когнитивные и поведенческие изменения как на сессии, так и после нее. Наличие психологической составляющей в коучинге значительно повышает вероятность, устойчивость и глубину этих изменений.
С точки зрения когнитивно-поведенческого подхода, коуч предполагает, что у клиента могут быть конфликты на разных когнитивных уровнях (знания, убеждения, ценности, личностный смысл), поэтому для клиента большое значение имеет исследование этих уровней. Как сказал А. Эйнштейн, «невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень». Более подробно использование КПП в коучинге будет рассмотрено в следующих разделах.
Гармоничное сочетание трех составляющих в коучинге — эвристической, фасилитационной и психологической — создает синергетический эффект и формирует тот уникальный вид помогающей деятельности, который называется коучингом.
Есть еще одна составляющая в коучинге, которая несет вспомогательную функцию, — это экспертиза в области задач клиента и жизненный опыт коуча, которые при всех рисках ухода коуча из формата коучинга в консультационный формат могут повысить эффективность коуч-сессии благодаря тому, что коуч будет лучше понимать контекст ситуации клиента и его язык. Эта составляющая определяет виды коучинга: бизнес-коучинг, executive-коучинг (коучинг высших руководителей) и т. д.
Хотите познакомиться с коучинговыми техниками, чтобы расширить границы своей практики? Регистрируйтесь на интенсив “Психология коучинга”, который стартует уже 2 сентября 2023 года.